Методическое пособие "Веселый Осьминог"
Методическое пособие "Веселый Осьминог"
Автор: Павленко Лариса Вячеславовна
МБДОУ "Детский сад № 9 станицы Старовеличковской"
Методическое пособие «Веселый Осьминог» предназначено для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Занятия и игры с «Веселым Осьминогом способствуют разностороннему развитию дошкольников, так как это пособие можно использовать в разных видах деятельности во всех областях: в социально-коммуникативном развитии; познавательном развитии; речевом развитие; художественно-эстетическом развитии; физическом развитии.
Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное игровое оборудование. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре и т. д. Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, в проведение развлечений и досугов; способствует укреплению здоровья и гармоническому развитию детей; воспитанию нравственно-волевых качеств у дошкольников.
Цель данного пособия: помочь стимулированию и совершенствованию развития двигательных навыков и физических качеств у детей; укрепление здоровья детей, поддержание у них бодрого, жизнерадостного настроения; профилактика плоскостопия; развитие музыкальности, познавательной активности и творческих способностей у детей.
Задачи:
· Повышение интереса детей к различным видам двигательной деятельности.
· Укрепление опорно-двигательного аппарата.
· Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, прыгучести, выносливости и координации
· Развитие правильного дыхания.
· Развитие игровых навыков у детей, умение играть в коллективе
· Развитие общей и мелкой моторики, речевой активности и умственных способностей.
· Формирование элементарных математических представлений, сенсорных возможностей.
· Стимулирование познавательной активности детей.
· Развитие музыкально-художественной деятельности.
· Создание положительных эмоций.
Область применения пособия:
· НОД,
· утренняя гимнастика,
· подвижные игры,
· физкультминутки, пальчиковые игры
· спортивные праздники, досуги и развлечения.
Основные методы работы:
· наглядный,
· словесный,
· игровой,
· практический,
· метод упражнений.
Пособие «Веселый осьминог» может использоваться в игровой, образовательной деятельности (в различных областях, в зависимости от поставленных задач), а также в самостоятельной деятельности детей. Пособие изготовлено из безопасных материалов: флисс, атлас, мех, наполнитель, поролоновый и гибкий шланг, цветные ленточки, пластмассовые колечки. Пособие не представляет угрозы для жизни и здоровья детей. Его можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Пособие имеет широкий спектр применения: в режимных моментах, при приеме детей, во время проведения утренней гимнастики, при пробуждении после дневного сна; на тематических занятиях; в ходе выполнения общеразвивающих упражнений на физкультурных занятиях; в индивидуальной работе; в подвижных играх; при проведении досуговых мероприятий.
Занятия с «Веселым Осьминогом» вызывают интерес у детей, дают педагогу возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования его в различных видах деятельности: прыжках, беге, метании, лазании, равновесии, для дыхательной гимнастики. Все это способствует развитию у дошкольников физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует развитию воображения, фантазии, познавательной активности, дети учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях.
Данное методическое пособие сопровождается системой игр и упражнений, которые используются в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей.
В процессе применения методического пособия дети могут закреплять знания о морских животных, у них развиваются сенсорные способности, мелкая моторика пальцев рук; дети учатся соблюдать правила игры, становятся более активными, эмоциональными на занятиях; активизируется речь, внимание, память, повышается самооценка детей; дети учатся бережно обращаться с пособием, работать сообща.
Данный материал будет полезен для педагогов ДОУ, для родителей и рекомендован для дошкольников младшего, среднего и старшего возраста.
Использование пособия «Осьминог» при проведении подвижных игр (образовательная область «Физическое развитие)
Подвижная игра: «Пройди по щупальцам»
Программные задачи: развивать координации движений, массаж стоп, профилактика плоскостопия.
Ход игры: Ходьба по щупальцам осьминога ногами, чередуя мягкий модуль и твердый.
Упражнение «Проползи под щупальцами»
Программные задачи: развивать двигательную активность, умение согласовывать движения рук и ног, ловкость.
Ход игры: Предложить детям проползти под щупальцами осьминога на четвереньках.
Упражнение «Ножки - осьминожки»
Программные задачи: массаж стоп ног и рук, развитие тактильности, способствовать снятию эмоционального напряжения у детей.
Ход игры: Предложить ребенку сесть возле щупальцев, обхватить ногами покатать, затем переложить в руку и покрутить щупальцу в руках.
Упражнение «Сделаем осьминогу массаж»
Программные задачи: массаж рук, способствовать снятию эмоционального напряжения у детей.
Ход игры: Предложить ребенку сесть возле щупальцев, взять в руки щупальцу и сделать осьминогу массаж. «В руки щупальцу возьмем, массажировать начнем».
Подвижная игра «Перепрыгни, не задень»
Программные задачи: развивать двигательную активность, прыгучесть, ловкость.
Ход игры: Предложить детям прыгать на двух ногах через щупальца осьминога, друг за другом, не наталкиваясь: «Поиграем с осьминогом».
Подвижная игра «Попади в ворота»
Программные задачи: закреплять умения детей прокатывать мяч в ворота, развивать глазомер и ловкость. Развитие внимания и глазомера.
Ход игры: На расстоянии 2 м от детей располагается осьминог, в вытянутых в разные стороны щупальцах стоят ворота. По сигналу дети по очереди берут резиновый мяч из корзины и прокатывает в ворота. Соревнуются девочки и мальчики. В игре оцениваются количество попаданий мячом в ворота.
Эстафета «Самый меткий»
Программные задачи: упражнять детей в умении попадать в цель, развивать внимание и глазомер, ловкость, быстроту.
Ход игры: Дети строятся в две колонны за линиями старта, в обруче лежат мешочки с песком, посередине на расстоянии 3 м лежит осьминог, в вытянутых в разные стороны щупальцах находятся две корзины. По сигналу дети берут мешочки с песком, идут по мостику, с мешочком на голове; перешагивают через куб и бросают мешочек в корзину. Затем игроки бегом возвращаются назад, передавая эстафету своей команде.
Использование пособия «Осьминог» при проведении дидактических игр
(Образовательная область «Познавательное развитие»)
Дидактическая игра «Посчитай и покажи»
Программные задачи: формировать элементарные математические представления; развивать память, мышление.
Ход игры: Предложить детям определить количество прищепок, прикрепленных к щупальцам, найти и показать нужную цифру.
Игра «Найди свой цвет»
Программные задачи: развивать внимание, ловкость, сенсорные возможности.
Ход игры: Бег вокруг осьминога с цветными кругами (платочками, с ленточками) в руках. По сигналу «стоп» стать у соответствующего цвета. После каждого эпизода игры дети меняются атрибутами
Дидактическая игра «Причеши осьминога»
Программные задачи: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики, игры на снятие эмоционального напряжения у детей.
Ход игры: Предложить детям сделать прическу для осьминога. Для этого необходимо выполнить разные варианты плетения из волос (ленточек) на голове у осьминога.
Игра «Завяжи бантик»
Программные задачи: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики, игры на снятие эмоционального напряжения у детей
Ход игры: Предложить детям завязать бантик на голове осьминога. Можно устроить соревнование, кто выполнит задание быстро и красиво.
Игра «Солнышко и тучка»
Программные задачи: развивать внимание, мышление.
Ход игры: На «щупальцах» игрушки-осьминога пришиты колечки.
Взрослый предлагает детям показать какое у них настроение перед занятием и после него. Дети выкладывают на колечки «солнышко» или «тучку» (в зависимости от настроения).
Игра «Кто быстрее»
Программные задачи: развивать ловкость, быстроту, мелкую моторику пальцев.
Ход игры: Играют четыре ребенка, по сигналу дети делают из щупалец осьминога колечко «домик», связывая ленточки, и запрыгивают в это колечко «домик», кто быстрее выполнит задание, тот и побеждает.
Игра «Накинь колечки»
Программные задачи: развивать ловкость, меткость, координацию движений.
развитие сенсорных способностей.
Ход игры: Играют две команды, у каждой команды корзинка с кольцами по количеству детей. На голову осьминога надевают небольшой кольцебросс, дети становятся сбоку напротив друг друга, на расстоянии 1,5 м от осьминога. По команде дети набрасывают колечки на кольцебросс. Побеждает команда с большим количеством попаданий.
Использование пособия «Осьминог» при проведении музыкальных игр
(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие)
Музыкальная игра «Кто самый ловкий»
Программные задачи: развивать внимание, ловкость, координацию движений развитие сенсорных способностей
Ход игры: Играет подгруппа детей. У каждого ребенка ленточка красного, зеленого, желтого или синего цвета. Под музыку дети разбегаются
по всему залу выполняют танцевальные движения с ленточкой. По окончании музыки дети занимают место у щупалец осьминога такого же цвета. После каждого эпизода игры дети меняются ленточками.
Музыкальная игра «Сон фантазия»
Программные задачи: Развивается воображение, фантазия. Умение воспринимать характер музыки.
Ход игры: Дети лежат на полу между «щупальцев» осьминога свободно с открытыми или закрытыми глазами, играет музыка; под эту музыку дети сочиняют сон. После того, как музыка закончиться дети рассказывают, то они видели во сне.
Музыкальная игра «Шляпа для осьминога»
Программные задачи: развивать внимание, ловкость, быстроту действий, слуховое восприятие, прыгучесть.
Ход игры:
Дети стоят вокруг осьминога, под музыку передают друг другу шляпу по кругу, по окончанию музыки ребенок у кого осталась шляпа выходить в круг, надевает шляпу на осьминога и прыгает на двух ногах через щупальцы осьминога, игра продолжается 3-5 раз.
Использование пособия «Осьминог» при проведении дыхательной гимнастики
Дыхательное упражнение «Штиль или шторм»
Программные задачи: развивать правильное дыхание, внимание, слух.
Ход игры: Дети стоят у щупалец осьминога, по сигналу «Штиль» приседают и берут щупальцу осьминога в руки, «шторм» встают и дуют на ленточки.
Дыхательное упражнение «Загони шарик в ворота»
Программные задачи: развивать правильное дыхание, внимание, меткость.
Ход игры: Из щупалец осьминога по бокам делаем ворота (слева и справа), на расстоянии 1 метр от ворот стоят корзинки с пластмассовыми шариками (по 5 штук в каждой) Играют двое детей. По команде дети встают на четвереньки и дуют на шарик и пытаются загнать шарик в ворота. Выигрывает тот, кто быстрее загонит все шарики в ворота