Дошкольные учреждения
Дошкольные учреждения
Автор: Серебряков Сергей Алексеевич
МАУ ДО ЦВР «Надежда», г. Стерлитамак
Аннотация: Статья посвящена вопросам дошкольного образования. Дана краткая характеристика работы дошкольных образовательных учреждений. Обозначены цели, задачи, содержание и характер дошкольного уровня образования на современном этапе. ДОУ придерживаются личностно – ориентированной модели общения с детьми. В статье проанализирован ряд серьезных проблем, имеющихся в дошкольном образовании – это нехватка квалифицированных кадров, нехватка мест в ДОУ.
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста.
Дошкольная педагогика разрабатывает общетеоретические и методические проблемы воспитания детей, на которые опираются остальные педагогические науки о ребенке. Обеспечивает единство воспитательного воздействия дошкольных учреждений и семьи, подготовку детей к обучению в школе, преемственность в работе детского сада и школы. В дошкольной педагогике успешно разрабатываются вопросы физического и умственного воспитания и обучения детей. Достигнуты успехи в совершенствовании эстетического воспитания детей, в формирования у них нравственных представлений и чувств.
Воспитание, как социальное явление, заключается в том, что оно возникло с момента появления человеческого общества. Существует столько, сколько существует общество, и будет действовать, пока существует общество. Воспитание – вечная и общая категория, порожденная потребностью сохранять жизнь детей, обеспечивать их развитие, устанавливать преемственность между поколениями.
Дошкольные учреждения опираются в своей работе на следующие принципы:
- ориентация на развитую личность ребенка;
- воспитание личности в разных видах деятельности в режиме дня;
- единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов;
- опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми особенностями;
- гуманизация воспитательного процесса; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
- свободного развития личности.
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и творчества ребенка;
- соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей.
Всестороннее воспитание должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям – первому звену в системе образования.
Первые семь лет жизни ребенка – очень важный период, когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития.
Дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира. Дети с самого раннего детства начинают делать открытия: знакомятся с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Общаясь с окружающими его людьми, действуя с предметами, прислушиваясь к издаваемым этими предметами звукам, ребенок познает свойства и качества этого предмета; у него формируется наглядно–действенное и наглядно–образное мышление.
Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок – индивидуальными особенностями.
Полноценное развитие ребенка происходит при наличии двух составляющих его жизни– полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Но, наряду с этим, семья и сама нуждается в поддержке, которую оказывает ей детский сад: родители могут работать и учиться, профессионально совершенствоваться, и не испытывать при этом чувства вины перед ребенком что ребенок заброшен. Они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги.
А что дает дошкольное учреждение самому ребенку? Главное преимущество ДОУ – наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, усваивает способы общения и взаимодействия.
Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.
Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое включает следующие аспекты:
- возможность посещения образовательного учреждения;
- создание условий для образовательной деятельности;
- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами;
- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.
Дошкольные учреждения решают следующие задачи:
· охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
· обеспечение познавательного, речевого, социально – личностного, художественно – эстетического и физического развития воспитанников;
· воспитание с учетом возраста детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
· взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Содержание дошкольного уровня образования должно иметь следующий характер:
Развивающий, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
Системный, т.е. обеспечение взаимосвязи тех объектов и явлений, которые ребенок познает.
Мульти культурный, заключающийся в приобщении детей как к собственной культуре и традициям, так и к культуре других народов, воспитание толерантности.
Здоровье сберегающий, направленный на формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях физической культурой, обеспечение здоровье сберегающей среды.
Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, которая позволяет ребенку проявить активность, более полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого и ребенка, а так же самих детей друг с другом. Игра становится основной формой организации детской жизни в дошкольном образовательном учреждении.
Личностно–ориентированная модель общения не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, не отменяет и проведения с детьми планомерной педагогической работы. Общественное дошкольное воспитание остается первым звеном общей системы народного образования и обеспечивает первый этап становления развитой личности.
Современное дошкольное образование подразумевает разработку «модели» выпускника, которая бы отражала все основные качества, умения и навыки, полученные ребенком в процессе дошкольного образования.
В соответствии с системой дошкольного воспитания в детском саду «модель» выпускника может исключать какие–либо из предложенных составляющих, а может дополнять их характеристиками, соответствующими спецификами ДОУ.
Не секрет, что современное дошкольное образование имеет ряд серьезных проблем: главной проблемой является нехватка мест в существующих муниципальных детских садах. В некоторой мере улучшает ситуацию наличие центров дошкольного образования и частных детских садов. Но проблему эту в глобальном масштабе они решить не могут.
Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров: нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады. В связи с этим, на работу часто берут людей с непрофильным или недостаточным образованием, которые, имеют низкую квалификацию.
Сегодня само понятие «дошкольное воспитание» заменено на «дошкольное образование». А «детские сады» – на «дошкольные образовательные учреждения». Более того, по отношению к детям старшего дошкольного возраста введен еще один термин – «пред школьное образование», что ориентирует родителей и педагогов, прежде всего, на обучение, подготовку к школе, причем с такими содержанием и формами, которые совсем не соответствуют возрастным психологическим и физиологическим особенностям. В итоге мы имеем резко возросшую детскую гиперактивность, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание.
Создаются разные виды дошкольных учреждений с приоритетами физического, познавательного, художественно–эстетического и других направлений. Это приводит к тому, что в ДОУ кроме воспитателя, который раньше был главным лицом в воспитании ребенка, работают разные специалисты – художники, экологи, физкультурники, балетмейстеры. Они хорошо знают свой предмет, но не имеют общего взгляда на развитие ребенка. В дошкольное образовательное учреждение фактически привнесена предметность, и вымывается воспитательная линия, направленная на формирование личности дошкольника.
В заключение можно сделать следующие выводы.
Основными функциями дошкольного учреждения являются:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Современные подходы в дошкольном образовании и подготовка кадров. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.