Технология проектного обучения
Технология проектного обучения
Автор: Максимова Татьяна Михайловна
МБОУ «Лицей № 5», г. Зарайск, Московская область
Аннотация: Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Главная идея проектного обучения (главная задача) состоит в следующем: научить школьников учиться или, иначе, научить совершать учебную деятельность. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;
- развивают аналитическое мышление.
Суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.
По количеству участников можно выделить проекты:
- индивидуальные, т.е. когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект;
- групповые (командные), т.е. когда класс делится на группы (команды) по подготовке проекта.
Командный способ имеет следующие правила и принципы:
- В команде нет лидеров; все члены команды равны;
- Команды не соревнуются;
- Между всеми членами команды доброжелательные отношения, они должны получать удовольствие от общения друг с другом при выполнении проектного задания;
- Каждый член команды уверен в себе;
- Все члены команды должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
- среднейпродолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке (двух-трех) по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовка. Определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
2. Планирование.
- Определение источников информации;
- Определение способов сбора и анализа информации;
- Определение способа представления результатов (формы отчета);
- Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
- Распределение задач (обязанностей) между членами команды.
Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.
3. Исследование. Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.
4. Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию, оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
5. Представление результатов. Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т.п. Учитель, как и другие участники обсуждения, задает вопросы.
6. Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, а также активность учащихся во время дискуссии.
Учим мыслить, а не пересказывать.
Проектное обучение способствует развитию интереса у учащихся к данному предмету, повышению мотивации учения вообще, расширяет его кругозор.
Технологию проектного обучения нужно вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно-нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.
В последнее десятилетие наблюдается снижение положительной мотивации к учению вообще и к изучению химии, в том числе у значительной части учащихся, хотя общество в настоящее время все больше осознает значимость ее изучения.
Этот парадоксальный факт может быть объясним: с одной стороны, ученик средней школы понимает важность получения высшего образования (иначе не преуспеешь в жизни) а с другой стороны, понимает его недоступность (все больше становиться платных ВУЗов). Эти ученики не видят перспективы для себя лично и не заинтересованы в изучении химии, считая, что она не нужна для его будущей профессии менеджера,продавца и т.д. У части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, т.к. при изучении химии они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления)
Я опробовала данный метод в 9 классе (класс математический, в котором были в основном сильные ребята по всем предметам, слабо успевали по химии только трое учеников).
Надо сразу оговориться, что проектная форма применима только в сильных классах. Ибо, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п.; умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Т.о. для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая, осуществляется в целостной системе обучения в школе, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над текстом. Поэтому я и выбрала для данной работы класс, который соответствует этим требованиям.
Прежде чем использовать метод проектов при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, нужно все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.
Методику проектного обучения, я опробовала на теме «Галогены» в системе уроков по теме «Неметаллы» в 9 классе. На изучение темы в программе отведено 2 часа. Информация, изучаемая на уроке, достаточно обширна; время урока ограничено, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках урока-проекта, где учащиеся работают в группах.
Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществом имеются определенные трудности из-за нехватки времени, непривычности этой формы, недостаточной подготовки учителя к данной форме работы, недостаточного уровня сформированности у школьников умений исследовательской деятельности, трудности вовлечения слабых учащихся.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Литература:
Педагогическая лоция. Метод проектов в школе. Источник: специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование". Верстка в HTML - Мячев А.А. ЦДО "Эврика", 2009.