«В гостях у сказки» – нетрадиционная форма коррекционно-образовательной деятельности
"В гостях у сказки" – нетрадиционная форма коррекционно-образовательной деятельности
Авторы: Япрынцева Нина Михайловна
и Захаренкова Светлана Николаевна
МБДОУ № 72 «Дельфиненок», г. Железногорск, Красноярский край
Наиболее сложными в коррекционной работе являются дети с нарушением слуха, но особым вниманием пользуются дети проимплантированные после двух лет. Недоразвитие речевых средств у данной категории снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддержать беседу, вслушиваться в звучащую речь и др.), приводит к снижению коммуникативной активности. Существует и обратная зависимость – даже при специальном формировании речи в условиях организованного обучения темп ее развития оказывается замедленным и отрицательно сказывается на психических процессах, таких как внимание, память, на всех формах мышления, на эмоционально-волевой сфере, соответственно на выработке мотивационно – потребностного плана деятельности и самих практических умений.
В данном случае, с одной стороны, мы столкнулись с грубым непониманием речи: мальчик не выполнял инструкции «Возьми…», «Принеси…»; для выполнения инструкции «Покажи…» часто требовалось многократное повторение; понимал инструкции избирательно и только в сочетании с наглядным показом; а, с другой, – самостоятельно не высказывался; редко можно было услышать эмоциональные возгласы, понятные в конкретной ситуации; сопряженное высказывание ребенку было недоступно; отраженно повторял фрагменты слов (МА, НА, ПА, ВА, ТА, БА, ДА, ДУ); присутствовала эхолалия. Мы наблюдали скудную мимику, которая очень часто не соответствовала ситуации; жесты мальчик не использовал. У шестилетнего ребенка с нарушением слуха после кохлеарной имплантации на оба уха – полное отсутствие потребности к вербальному общению. В течение двух лет использовали традиционные и нетрадиционные методы и приемы (в т. ч. хороводные, дидактические, творческие игры и т. д.). Но самым продуктивным оказался прием – опосредованное общение через куклу (в т.ч. куклу БОБО).
В основу опосредованного общения легли авторские сказки «Волшебный мир звуков». Сюжет сказок «ставит» ребенка в определенные рамки. Двигая рукой, ребенок нарабатывает моторику кисти или как говорят «Рука учит голову». Непринужденная обстановка во время разучивания сказок позволила свободно проявлять ему чувства, эмоции. Разговаривая с куклой или за нее, мы – педагоги – обеспечиваем ребенку «комфортный» диалог.
В итоге были достигнуты незначительные результаты: импрессивный словарь заметно вырос; появились вербальные средства коммуникации: звукокомплексы (типа АВ-АВ, МУ-МУ, МЕ-МЕ, БЕ-БЕ, БА-БА и т.д.), фрагменты слов, слова (мама, папа, я, баба, да, нет, там, где, имена детей и взрослых без стечения согласных).
Продолжая поиск эффективных методов и приемов, мы еще раз убедились в том, что только сочетание специальной психолого–педагогической коррекции со своевременным и тщательным медицинским обследованием может способствовать успешному речевому обучению детей с нарушением слуха и трудностями формирования речи.
Ниже приведены несколько сказок, которые можно использовать в работе логопеда.
Чей голос самый лучший?
Логопед: Чей голос самый лучший?
Дети: ...
Старичок-домовичок: Я получил ответ, но этот вопрос. Эту чуть- чуть смешную, но очень добрую историю, мне рассказала белая лилия. А почему смешную? Потому что в ней все герои спорили. Вот об этом я и хочу вам поведать. Итак, слушайте.
Однажды, долго гуляя по лесу, я решил отдохнуть и спустился к пруду. Там была она – белый, красивый цветок. Весь день лепестки грелись на солнышке. Квакша – хозяйка этих владений, полюбила этот удивительный цветок (логопед показывает куклу Квакшу), она грелась на нем, широко раскинув свои лапки. А от удовольствия жаба не квакала, а словно мурлыкала. Каждый день её навещали друзья (логопед показывает игрушки: комарик, шмель, оса, пчелка, лягушка и кузнечик). И цапля, которая всегда опаздывала. И каждый раз, смешно извиняясь, она опускала голову, боясь съесть одного из своих друзей. Лилия улыбалась солнцу и смотрела на мир своими очаровательными глазами. Она смеялась, медленно покачивая головой, и грустила. Лилия немножко всем завидовала. У неё не было крыльев. А все новости она узнавала от своих друзей.
Утром, как только взошло солнышко, белая лилия поднялась с постели и раскрыла лепестки.
Лилия: Беда, беда…
Старичок-домовичок: Забеспокоилась Лилия, когда увидела пунцовые щеки своей подружки.
Квакша: Ме-ня зно-бит, на-вер-но-е про-сту-ди-лась? – медленно проквакала больная. Врач дятел долго выстукивал ей спинку и, наконец, повесил нос.
Дятел: Не могу помочь.
Старичок-домовичок: Отчаялись друзья. Потом решили, что только песенка друга поднимет настроение, а, значит – вылечит.
Комар: Пищу я оттого, что быстро- быстро машу своими крылышками. Хотя они у меня очень маленькие.
Старичок-домовичок: И комар запищал. Квакша ничего не ответила. Грустно смотрели её большие глаза.
Оса: Моя песня самая–самая веселая, а ты сердито гудишь.
Шмель: Да … Я толстый и важный. Мне тяжело махать крыльями. Поэтому я люблю гудеть.
Кузнечик: Не ссорьтесь, друзья, а лучше послушайте мою песню.
Старичок-домовичок: Кузнечик быстро потер свои лапки о крылья, издавая стрекот. И цапля захотела удивить друзей. Но она не могла петь крыльями. Она решила пощелкать длинным клювом. У неё это хорошо получалось. И долго бы они спорили, как вдруг жаба надула своё горло «мешок» и громко заквакала. Друзья обрадовались. И ещё громче зажужжали, загудели, защелкали.
Куклы громко кричали, перебивая друг друга: Это моя песенка вылечила Квакшу!
Старичок-домовичок: Квакша мило улыбалась пчелке (логопед показывает игрушку – пчелу). Целый день пчелка летала к чудесному цветку. Капельку за капелькой носила сладкий нектар и смазывала больной горло. Как зовут этот целебный цветок? (медуница)
В конце сказки логопед обращается к детям.
Помогите решить Квакше задачу. Чья песня самая красивая? Почему комарик пищит, пока летит, а как сядет, замолчит? Вспомните, что помогает шмелю, осе, кузнечику, цапле исполнять свои песни.
Во время действия сказки логопед предлагает детям отдохнуть и вспомнить чистоговорку «Квакша», выполняя произвольные движения.
Чистоговорка «Квакша» (авторская разработка)
Педагог показывает картинку с изображением древесной лягушки.
Поясняет, что она необыкновенная, так как замечательно предсказывает дождь.
Дети: Ша – ша – ша, на клумбе квакша,
Квакша: Ая – ая – ая, я лягушка не простая,
Ая – ая – ая, я лягушка древесная.
Дети: Ра – ра – ра, Ох! Ужасная жара.
Ры – ры – ры, улетели комары.
Ов – ов – ов, не видно муравьев.
Ры – ры – ры, все спрятались от жары.
Чики – чики – чики, мы веселые кузнечики.
Ры – ры – ры, не боимся мы жары.
Ра – ра – ра, когда же кончится жара?
Уть – уть – уть, будет дождь когда–нибудь?
Квакша: Оть – оть – оть, предскажу вам дождь.
Дети: Ать – ать – ать, капли начали стучать.
Оборудование: ширма, игрушки (персонажи кукольного театра), лилия (цветок, изготовленный из ткани), аудиокассета «Голоса природы».
Как звучит мой голос?
Старичок-домовичок: Рано утром я вышел погулять. Слышу, кто-то пищит: «Пи, пи, пи». Смотрю, а это птенчик сидит на дереве и пищит (логопед показывает игрушку-птенчика и игрушку-птицу). Ждет, когда ему мама червячка принесет. Мама прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «Пи, пи, пи» (дети учатся подражать более низким голосом). Птички улетели, а я дальше пошел. Слышу, кто-то у забора кричит: «Мяу, мяу, мяу» (дети повторяют). На дорожку выскочил котенок (логопед показывает игрушку-котенка и игрушку-кошку). Это он маму-кошку зовет. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «Мяу, мяу, мяу» (дети учатся подражать более низким голосом). Я задумался: «А как звучит мой голос?»
Учитель-логопед предлагает каждому ребенку назвать свое имя, фамилию.
Учитель-логопед (для детей с 6 лет): Басистый голос правильнее называть низким, а тонкий голос – высоким. У людей низкие голоса принадлежат мужчинам, а высокие – женщинам и детям. Учитель-логопед в течение сказки проводит динамическую паузу
«Прогулка» (авторская разработка)
Дети: Я шагаю по дорожке, раз – два – три (дети маршируют, стоя на месте).
Учитель-логопед: У тебя какие ножки?
Дети: Правая, левая (повторить два раза, поочередно показывая ноги).
Учитель-логопед: У тебя какие руки?
Дети: Правая, левая (повторить два раза, поочередно показывая руки).
Учитель-логопед: У тебя какие уши?
Дети: Правое ухо, левое ухо (повторить два раза, поочередно показывая уши).
Учитель-логопед: У тебя какие глаза?...брови?...щеки?...(поочередно показывают и называют части тела).
Учитель-логопед: Рот на замок и молчок.
Динамическая пауза «Верные друзья» (авторская разработка)
Дети работают в паре.
Ти – ти – ти, куда же нам пойти? (Повороты корпуса вправо-влево, руки на поясе).
Ать – ать – ать, в лес отправимся гулять (Ходьба на месте).
Раз шажок, два шажок. Улыбнись скорей, дружок (Упражнение «Заборчик»).
Мы на солнце посмотрели (Руки поднять вверх)
И ладошки мы погрели.
Ветерок, подул шутя (На выдохе: Ш____).
Я и ты, ты и я (Ребенок обращается к другу).
Поспешим домой, друзья (Топающий шаг по кругу).
Список литературы:
1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая ритмика». М.: Учебная литература, 1997.
2. Джин Айрес Э. «Ребенок и сенсорная интеграция». М.: Теревинор, 2009.
3. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. «Педагогика, изменяющая мозг». Москва-С-Пб.: Диля,2013.
4. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М.: ТЦ СФЕРА, 2004.
5. Кислинг У. «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие». М.: Теревинор, 2010.
6. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей 5 лет с общим недоразвитием речи». С-Пб.: Детство-Пресс, 2004.
7. Серебренникова С.Ю. «Психологическая коррекция коммуникативной функции речи детей - сирот старшего дошкольного возраста с нарушением психологического развития: монография». Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2007.
8. Филичева Т.В., Чиркина Г.В. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: Просвещение, 1991.
9. Филичева Т.В., Туманова Т.Б. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» М.: Гном и Д, 2000.
10. Фишман М.Н. «Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения». М.: Экзамен, 2004.