Формирование функциональной грамотности по математике обучающихся с ОВЗ
Формирование функциональной грамотности по математике обучающихся с ОВЗ
Автор: Максимова Светлана Родионовна
Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ № 1 Минобразования Чувашии
Аннотация: Человек должен быть функционально грамотным. Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Ключевые слова: функциональная грамотность, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением интеллекта, социализация.
Математическая грамотность - это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модельситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.
Функциональная грамотность — способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет преподаем — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
1 группа - задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материализ разных областей математики;
3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Цель учителя - развить ребёнка.
- развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;
- развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;
- пространственное восприятие;
- развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
- развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, учитель получает в результате функционально развитую личность.
Существуют основные формы функциональной грамотности:
- грамотность в чтении и письме;
- грамотность в естественных науках;
- математическая грамотность;
- компьютерная грамотность;
- грамотность в вопросах здоровья;
- коммуникативная грамотность;
- юридическая грамотность и т.д.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
При подборе содержания занятий для школьников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Как же формируется математическая грамотность у учащихся с ОВЗ?
У учащихся с ОВЗ при изучении этого предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Задачи обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
- овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления; создание условий для социальной адаптации учащихся.
Коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории я проявляю особый педагогический такт; важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) обеспечить обогащение детей математическими знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т.д.).
Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых - переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых - подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих - в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными.
Формы восприятия устного счета.
- Беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
- Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, слайды презентаций) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание.
- Комбинированный.
Средства формирования устных вычислительных навыков:
1. Задачи в стихах.
2. Вычислительные цепочки. (В тетрадь записываем только ответы под соответствующими буквами номера).
3. Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Молчанка», эстафеты, мини - соревнования»
4. Игровые моменты и занимательные задачи:
Учитель вызывает ученика и просит его назвать числа в порядке убывания. Следующий ученик должен называть числа в порядке возрастания.
5. Тесты.
6. Математический, арифметический и графический диктанты.
7. Математическое лото.
8. Ребусы, кроссворды.
9. Создание проблемных ситуаций.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ самоконтроль):
• 5-7 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 3-5 типовых заданий).
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Проводится рефлексия деятельности (итог урока), цель которой - осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Таким образом, мы, учителя, сознательно формируем не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют. Соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряем качественный скачок на новый уровень развития.
Заключение.
При использовании на уроках указанных форм и методов работы у обучающихся с ОВЗ формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими для них.
В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную математическую грамотность школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.