Игры и упражнения для адаптации к школе детей с ОВЗ
Игры и упражнения для адаптации к школе детей с ОВЗ
Автор: Горшанова Инелли Алексеевна
ГБОУ Школа № 584 «Озерки», Санкт-Петербург
Аннотация: В данной статье автор пишет о том, что игра используется как основная деятельность, способная помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде.
Ключевые слова: адаптация к школе, игра, начало обучения, дети с ОВЗ.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Начало обучения в школе – один из сложнейших и самых ответственных этапов в жизни ребенка. Это новые условия жизни и деятельности человека, новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Обучение ребёнку с ОВЗ даётся за счёт высоких психологических затрат. Возможны неадекватные поведенческие реакции. Основная задача учителя, психолога, воспитателя помочь такому ребёнку освоиться в коллективе сверстников — адаптироваться. Адаптация – это процесс приспособления к различным состояниям внешней среды, в ходе которого приобретаются новые качества и свойства.
Адаптация – сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, они связаны и с организацией жизни в школе.
Адаптационная работа с детьми с ОВЗ осуществляется в игровой форме. Необходимо подбирать игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, выражать свои эмоции, активно взаимодействовать с другими детьми.
Игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом, как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно играть, зная, что их не будут отвлекать и торопить.
В педагогической науке есть раздел - игровая педагогика, рассматривающая игру как основной метод воспитания и обучения младшего школьного возраста. Акцент на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это один из главных путей включения детей в учебную работу, возможность обеспечения эмоциональной реакции на воспитательные воздействия.
Игра выполняет такие функции, как:
1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.
2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.
3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации. Использование игровых методов в работе по адаптации обучающихся с ОВЗ дает значимые положительные результаты.
Литература:
1) Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. – СПб: Питер, 2001.
2) Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений lV вида под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997.
3) Требования к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Справочник руководителя образовательного учреждения № 8, 2016.