Особенности развития произвольного внимания школьников с расстройствами аутистического спектра
Особенности развития произвольного внимания школьников с расстройствами аутистического спектра в рамках освоения дисциплины "Природоведение"
Автор: Зябрева Ирина Владимировна
ГБОУ "Школа № 2127", г. Москва
Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности педагогической работы по развитию произвольного внимания школьников с расстройствами аутистического спектра при освоении дисциплины «Природоведенье». В статье описан опыт использования различных приемов удержания произвольного внимания.
Ключевые слова: произвольное внимание, дети с РАС, природоведение, методы развития, удержание произвольного внимания.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Многие современные исследователи, указывают на то, что одной из ведущих трудностей обучения школьников с расстройствами аутистического спектра (далее по тексту РАС) является нарушение произвольного внимания, при этом данные нарушения полиморфны по своим проявлениям.
Н.Ю. Милованова, А.А. Андреева и др. указывают на то, что у детей с РАС непроизвольное внимание доминирует над произвольным. Причины трудностей развития произвольного внимания разделяются на 2 группы. К первой группе относятся причины, связанные с особенностями психического развития, которые в свою очередь вызывают нарушения волевой сферы. Ко второй группе относятся ситуативные причины, к которым можно отнести: плохое самочувствие, плохое настроение, утомляемость, наличие посторонних раздражителей, при этом, зачастую такими раздражителями являются другие дети из класса [4].
К.С. Лебединская и О.С. Никольская указывают на то, что произвольное внимание детей с РАС всегда нарушено в различной мере. По мнению авторов, дети с РАС испытывают трудности различные трудности:
– трудность в привлечении внимания;
– отвлекаемость;
– малоустойчивость внимания;
– слабость активного внимания [3].
В этой связи, перед преподавательским составом коррекционной школы встает актуальная проблема поиска условий, направленных на развитие произвольного внимания у школьников с РАС в рамках учебной деятельности. При этом процесс развития произвольного внимания одного ребенка с РАС изначально сложный процесс, который многократно осложняется при развитии произвольного внимания в коллективе детей с ОВЗ. Рассмотрим условия развития произвольного внимания младших школьников с РАС в ходе освоения дисциплины «Природоведение».
В своем исследовании Т.Г. Красильников пишет о том, что привлечь внимание детей с РАС возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, при этом данные раздражители могут быть различны в зависимости от индивидуальных особенностей и интересов детей в связи с этим, в своей педагогической практике мы используем несколько этапов работы:
1. В ходе первого этапа выявляются основные интересы детей с РАС. Используется метод предварительного анкетирования родителей для выявления наиболее релевантных для ребенка видов деятельности, персонажей и др.
2. В ходе второго этапа работы организуется планирование занятий по дисциплине «Природоведение» с включением в планирование отдельным блоком средств привлечения и удержания внимания.
При практическом анкетировании родителей, нами было установлено, что в основном интересами детей являются:
– герои мультфильмов;
– экспериментальная деятельность;
– развивающий занимательный материал.
Помимо этого, анкетирование родителей помогло установить, что большинство детей посещали занятия АВА-терапии и понимают такие приемы работы как визуальное расписание и жетонная система поощрения.
Учитывая описанное выше, при организации каждого урока нами вводился сюрпризный момент, в рамках которого сообщалась тема урока с включением персонажа мультфильмов (на каждом занятии разный персонаж). Использование данного метода в практике работы позволяло акцентировать внимание детей к тематике урока, а также основным видам деятельности в рамках урока. Далее на доске помещается таблица с изображением героя мультфильма и клеток, количество который кратно видам деятельности, которые будут организованы в рамках урока.
При выполнении определенного вида деятельности мы размещаем жетон в клетке, отмечая окончание одного вида деятельности и называя содержание следующего вида деятельности. Таким образом используется жетонная система поощрения. Однако, мы в своей практике используем жетоны не в качестве индивидуальной системы поощрений, а поощряем деятельность коллектива в целом.
Дисциплина «Природоведение» обладает широким потенциалом для использования в рамках урока разнообразных видов деятельности, таких как:
– экспериментальная деятельность;
– работа в парах;
– проектная деятельность и др.
На уроках природоведения с детьми с РАС мы стараемся разнообразить содержание работы различными видами деятельности, в том числе используем методы коллективной работы, например, при организации экспериментальной деятельности и наблюдений:
– экспериментальная деятельность и наблюдение за тремя состояниями воды;
– наблюдение за процессом роста растений и др.
Опыт нашей работы со школьниками с РАС также показывает, что дети с РАС при освоении дисциплины «Природоведение» высоко замотивированы на выполнение заданий дидактического характера. Поэтому в рамках каждого урока нами используются задания из рабочей тетради или распечатанные листы, в который содержатся задания по тематике урока, связанные с:
– установлением закономерностей;
– классификацией;
– систематизацией;
– исправлением ошибок;
– рисованием.
При этом виде деятельности дети проявляют высокий уровень заинтересованности. Однако, основные трудности концентрации произвольного внимания дети с РАС испытывают при прослушивании теоретической информации по теме урока от учителя от учителя. Для формирования произвольного внимания, а также привлечения слухового внимания мы используем приемы:
– выразительности педагогической речи с использованием эмоциональной лексики;
– уточняющие вопросы детям по теме монолога педагога.
Ярко окрашенная речь педагога привлекает внимание детей. При этом, также важно контролировать внимание детей с РАС и задавать им уточняющие вопросы, данные вопросы не должны быть сложными и могут касаться личного опыта детей.
Также в течении урока, при сообщении темы мы используем большое количество наглядного материала, с различными видами транслирования данного материала. С целью поддержания произвольного внимания, познавательной активности и познавательной мотивации используются наглядные изображения:
– в виде раздаточного материала;
– в виде мультимедиа-презентации;
– в виде видеофрагментов;
– печатных изображений на доске.
Схожие трудности с удержанием внимания при прослушивании монологов дети с РАС испытывают при ответах их одноклассников по тематике урока. Зачастую дети с РАС не удерживают внимание при прослушивании ответов своих одноклассников. В это время дети отвлекаются, невнимательны и начинают заниматься своими делами. Для поддержания внимания к ответу рассказчика мы используем систему эмоциональной оценки.
Перед детьми, которые слушают ответ своего одноклассника располагаются 5 смайликов, которые отождествляют 5 эмоциональных состояний: 4 положительных эмоции и одна отрицательная. По ходу ответа своего одноклассника дети могут выражать подъемом смайликов свои эмоции. Если мы видим, что ребенок отвлекается и не слушает ответ, то мы просим ребенка поднять смайлик с эмоцией, таким образом задействуются аналитические функции ребенка, требующие проанализировать монологическое высказывание другого ребенка для оценки его соответствующей эмоцией. С другой стороны, такой прием также стимулирует и поощряет ответчика, в основном положительными эмоциями. Так как перед детьми располагаются смайлики в основном положительные эмоции.
При установлении напряжения в коллективе детей с РАС на уроке используются релаксационные техники для профилактики стрессовых ситуаций и снятия напряжения. В качестве таких техник выступают:
– релаксационные упражнения;
– дыхательные гимнастики.
В течении одного урока, около 2–3х минут обычно отводится на релаксационные техники. Помимо этого, для поддержания положительной психологической обстановке при коллективных формах работы мы используем звуковое сопровождение в виде спокойной мелодичной музыки, шума моря или пения птиц.
Таким образом, при освоении дисциплины «Окружающий мир» развитие произвольного внимания может быть организовано при учете ведущего принципа – использование разнообразных видов деятельности. Также важным является комплексный подход, и умения учителя привлекать и удерживать внимание детей с РАС в ходе различных видах деятельности: при сообщении темы и содержания урока, при самостоятельной работе, при рассказе учителя по теме урока и др. Также важен педагогический подход при организации урока «Природоведение» в целом, для этой цели самым оптимальным приемом является визуальное расписание и жетонная система.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. М.: Лениздат, 2016. – 320.
2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. – Психология как объективная наука. М. - Воронеж: Институт практической психологии; НПО Модек, 2010. – 340 с.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 2 // Дефектология. 1988. № 2. – С. 45.
4. Милованова Н.Ю., Андреева А.А., Исаева С.Н. Развитие произвольного внимания детей с расстройствами аутистического спектра // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. №8.