Комплекты игровых средств как составляющая развивающей среды для детей с ТМНР
Комплекты игровых средств как составляющая развивающей среды для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Авторы: Паншина Анастасия Николаевна
и Писарева Марина Викторовна
ГБУ ГППЦ ДОНМ, г. Москва
Аннотация: В этой статье авторы пишут о возможностях и вариантах использования игровых средств в работе с детьми с ТМНР.
Ключевые слова: развитие детей, коррекционное воздействие, развивающая предметно-пространственная среда.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Одной из актуальных проблем современной дефектологии является постоянный рост популяции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) являются наиболее сложной категорией детей с ОВЗ. Поскольку у ребенка с ТМНР психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы, коррекционно-развивающая работа с ним требует раннего начала коррекционного воздействия с опорой на сохранные функции и системного подхода, предусматривающего постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений. Такой подход предполагает организацию особой развивающей предметно-пространственной среды, способной:
- развивать элементарные представления об окружающем;
- стимулировать сенсорную активность;
- стимулировать познавательную активность ребенка и формировать наглядно-действенное мышление и произвольное внимание;
- формировать предметную и игровую деятельность;
- формировать речевое общение с окружающими;
- формировать функциональные возможности кистей и пальцев рук и развивать зрительно-моторную координацию.
В рационально организованной, насыщенной разнообразными предметами и игровыми материалами предметно-пространственной среде через игру ребенок учится общаться со взрослыми и сверстниками, при этом происходит развитие памяти, внимания, мышления, речи [1]. Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде следующие:
- оптимальная насыщенность (недопустима её обеднённость или перенасыщенность);
- разнообразие (вариативность игрового материала для сенсорного, познавательного, речевого и моторного развития);
- стабильность и доступность (предметы и игровые пособия должны всегда находиться на одном и том же месте, быть доступны ребёнку и быть в его в поле зрения);
- безопасность (игровой материал должен быть безопасен для ребёнка).
Комплексное оборудование является оптимальным компонентом предметно-пространственной среды для осуществления коррекционной работы с детьми с ТМНР. Оборудование представляет собой набор комплектов игровых средств - многофункциональных, ярко окрашенных, выполненных из высококачественных материалов. Все игровые пособия комплекта совместимы между собой. Изначально игровые средства предназначены для:
- развития двигательной активности ребенка;
- развития движений рук;
- сенсорного развития;
- формирования представлений об окружающем мире;
- эстетического развития.
Варианты использования игровых средств:
А) Сенсорное развитие.
Ребёнок может получить представления о разнообразии предметов через все виды восприятия (зрительного, слухового, тактильного, тактильно-двигательного), данные пособия используются для формирования полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве и т.д. Для этого коррекционные педагоги могут использовать: «Набор тактильных шаров», «Определи наощупь», «Пощупай и угадай», «Сенси-бар», «ТактиЛото», «Тактильная дорожка», «Набор тактильных панелей», «Сверкающее домино», «Настенный мешочек для тактильных игр», «Компримо. Набор мягких кирпичей различной жесткости», «Мягче — жестче», «Запомни звук», «Музыкальные шары», «Звучащие куклы», «Набор звучащих панелей».
Б) Познавательное развитие.
С помощью игровых средств у ребёнка формируется запас знаний и представлений об окружающем мире. В процессе предметно-практической деятельности с элементами пособия корригируется недостаточность пространственных и временных представлений, формируется наглядно-действенное мышление, и развивается произвольное внимание и память. С помощью взрослого ребёнок учится находить сходства и различия предметов, классифицировать их. Использование пособий «Подбери пару», «Пощупай и угадай», «Сенси-бар», «ТактиЛото», «Сверкающее домино», «Компримо. Набор мягких кирпичей различной жесткости», «Мягче — жестче», «Уравновесим шары», «Запомни звук», «Звучащие куклы», «Семейка Джубиду», «Пирамиды приключений», «Стол с нижней подсветкой», «Набор винтиков и гаечек», «Настенный лабиринт с деревянными шариками», «Зеркальный домик» способствует развитию когнитивных функций обучающихся.
В) Речевое развитие.
Потребность в речевом общении детей у ТМНР активизируется в процессе игры с наборами: «Подуй на шарик», «Набор тактильных шаров», «Подбери пару», «Пощупай и угадай», «Сенси-бар», «ТактиЛото», «Настенный мешочек для тактильных игр», ««Мягче — жестче», «Уравновесим шары», «Музыкальные шары», «Звучащие куклы», «Семейка Джубиду», «Набор звучащих панелей», «Пирамиды приключений», «Набор винтиков и гаечек», «Настенный лабиринт с деревянными шариками», «Зеркальный домик». У ребенка начинает появляться речевая и голосовая активность, развивается способность к восприятию обращённой речи, идёт формирование всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической, формируются определенные образцы речевого поведения, навыки разговорной речи (отраженной и самостоятельной).
Г) Моторное развитие.
Игровые средства позволяют развивать у детей с ТМНР зрительно-моторную координацию, их движения становятся более согласованными в процессе совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Для этого можно использовать следующие пособия: «Тактильная дорожка», «Сверкающее домино», «Кочки на болоте», «Пощупай рукой, определи ногой», «Пирамиды приключений», «Гонщик», «Скалолаз», «Сырный ломтик», «Стол с нижней подсветкой», «Набор. Рисуем губкой-аппликатором», «Набор винтиков и гаечек», «Настенный лабиринт с деревянными шариками».
Обучение детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития действенно только тогда, когда оно идёт впереди развития [2]. Таким образом, подбирая задания при использовании комплекта игровых средств с учетом психофизических возможностей каждого ребёнка, коррекционные педагоги помогают детям с ОВЗ освоить те задачи, которые они пока не могут решить самостоятельно, но способны научиться решать с помощью взрослого («зона ближайшего развития» по Л.С. Выготскому [2]). Такой подход способствует всестороннему развитию ребёнка с ТМНР и формированию у него практических умений и навыков, которые необходимы ему в самостоятельной деятельности.
Список литературы:
1. Левченко И.Ю. Приходько О.Г. Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – Издательство «Книголюб». М., 2008. -176 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.