Технология речедвигательных упражнений в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Технология речедвигательных упражнений в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Авторы: Зайцева Ольга Тимуровна
и Клюева Анна Валерьевна
ГБДОУ Детский сад № 26 Московского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье рассматривается разработка и апробация речедвигательных упражнений в коррекции речевых нарушений. Статья адресована воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам.
Ключевые слова: дошкольный возраст, речевые нарушения, речедвигательные упражнения, моторика.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее». В.А. Сухомлинский.
Для укрепления физического и психического здоровья дошкольников с нарушениями речи в своей практике мы применяем речедвигательные упражнения. Остановимся на определении этой технологии: речедвигательные упражнения – это система физиологически обусловленных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют:
- общая и мелкая моторика;
- органы артикуляции;
- мимическая мускулатура.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, активизирует когнитивные процессы, расширяет эмоционально-волевую сферу ребенка.
Поставив перед собой цель: повышение эффективности работы над коррекцией нарушений звукопроизношения путем использования речедвигательных упражнений, мы определили следующий ряд задач:
- систематизация речедвигательных игр и упражнений;
- адаптация подобранного материала к индивидуальным особенностям детей (возраст, степень нарушения речи, развитие когнитивной сферы и др.);
- организация мероприятий для всех участников образовательных отношений по разработке дидактического материала для проведения речедвигательных игр и игровых упражнений;
- непосредственная деятельность по использованию речедвигательных игр и игровых упражнений;
- анализ результатов.
Следует отметить и основные принципы, на которых мы базировались в своей работе:
- включение данных упражнений в каждый этап работы над звуком;
- систематическое включение речедвигательных упражнений в коррекционно-развивающие занятия;
- соблюдение принципа от простого к сложному;
- использование упражнений в соответствии с лексической темой.
Тесное взаимодействие участников педагогического процесса (учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители) по данному вопросу обусловлено преимуществами использования речедвигательных упражнений:
- включение их в любое занятие, на любом этапе;
- высокая мотивация;
- оздоровительный эффект (правильное дыхание, формирование двигательно-кинестетической основы);
- широкий спектр применения в разнообразных видах коррекционной работы (звукопроизношение, лексика, грамматика).
Междисциплинарная команда решает, используя в своей работе данные упражнения, целый ряд задач:
- развитие речевого дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного звукопроизношения;
- развитие чувства ритма;
- коррекция и развитие слухо-зрительно-двигательной координации;
- развитие мимики, пантомимики;
- воспитание умения согласовывать движения с музыкой;
- развитие общей и тонкой моторики;
- оптимизация мышечного тонуса;
- развитие когнитивных функций;
- развитие навыков коммуникации и др.
Условно мы выделили следующие направления работы.
Первое – постановка звука.
В коррекционной работе логопеда при постановке звука (звуков) важно воспитать у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Эти движения помогают развитию: мимики; орального праксиса; ручной и пальчиковой моторики; слухового и зрительного внимания; подражательности.
Подобранные упражнения, которые необходимы для постановки конкретного звука, являются дополнительной зрительной опорой помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.
При работе над постановкой звука (звуков) используем и элементы фонетической ритмики – система двигательных упражнений, в которой различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала.
Используя фонетическую ритмику, активно работаем над развитием дыхания и продолжительного выдоха.
Второе - автоматизация звуков.
Использование речедвигательных упражнений на этом этапе, помогает развивать у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения) и способствует появлению четкой дикции.
Еще одно направление работы – это дифференциация звуков. Применение речедвигательных упражнений способствует активизации процесса формирования фонематического слуха. Например, определяя наличие звука в ряду звуков, слогов, слов (на начальных этапах), видит показ «звука» руками, утрированную артикуляцию и слышит выделение звука голосом. Также, при дифференциации свистящих и шипящих звуков, движение руки, показывающее положение языка (верх-низ), помогает произнести правильный звук. Сначала эти движения показывает логопед, затем показывает движение рукой ребенка, далее ребенок показывает самостоятельно.
И особую, очень важную роль использование речедвигательных упражнений играет в работе логопеда с неговорящими детьми и детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Дети дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями требует особого внимания и индивидуального подхода к обучению и развитию. Интеграция сенсорных впечатлений с речевыми упражнениями может способствовать более глубокому усвоению материала и стимулировать интерес к обучению. Дети с интеллектуальными нарушениями могут иметь разные уровни физической подвижности. Упражнения должны быть адаптированы таким образом, чтобы каждый ребенок мог успешно выполнять их в пределах своих возможностей. Для успешной адаптации детей к упражнениям важно начинать с простых заданий, постепенно увеличивая сложность и объем материала. Это позволит детям постепенно развивать свои навыки и чувствовать уверенность в своих способностях.
Проведенная нами работа, позволила сделать выводы об эффективности включения речедвигательных упражнений в коррекционно-развивающие занятия. Значительно улучшились такие речевые показатели, как звукопроизношение, слоговая структура, фонематический анализ и синтез.
Это указывает о явных преимуществах использования данной технологии, а именно:
- сокращение сроков коррекционной работы;
- повышение качества работы;
- повышение взаимодействия всех участников коррекционного процесса.
Список литературы:
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб: «Детство-Пресс», 2001.
2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. СПб: «Детство-пресс», 2011.
3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.