Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дополнительная общеразвивающая программа "Волейбол"

Дата публикации: 2023-04-09 12:10:23
Статью разместил(а):
Кобелева Ирина Геннадьевна

Дополнительная общеразвивающая программа "Волейбол"

Автор: Кобелева Ирина Геннадьевна

МАУДО «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония», г. Киренск

 

Аннотация: Дополнительная общеразвивающая программа по волейболу для детей с 9 до 17 лет составлена на основе нормативно-правовых документов с целью реализации в учреждениях дополнительного образования детей.

Ключевые слова: волейбол, программа, дополнительное образование детей.

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

При разработке дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол» учитывались следующие нормативно-правовые документы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года №09-3242);

- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки России «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.2015 года №09-3564);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта и к срокам  обучения по этим программам (Приказ Министерства спорта РФ № 730  от 12 сентября 2013г.);

- Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 23.06.2014);  

- Приказ Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013г.  № 1125 «Об утверждении  особенностей  организации  и осуществления образовательной, тренировочной и методической  деятельности  в области  физической культуры и спорта»;

- Примерная программа «Волейбол» для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) авторы - Ю.Д. Железняк,  доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России  по волейболу, А.В. Чачин, кандидат педагогических наук, мастер спорта по волейболу, Ю.П. Сыромятников – доктор медицинских наук.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол имеет физкультурно-спортивную направленность.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

В наше время массовый детский спорт приобрел новое и весьма важное социальное значение: это пропаганда здорового образа жизни и отвлечение детей от пристрастий к вредным привычкам.

Важным показателем качества образования является здоровье обучающихся. Программа «Волейбол» направлена, в первую очередь, на укрепление здоровья и увеличения функциональных возможностей организма (развитие силы, выносливости и координации) обучающихся.

К тому же, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, здоровые, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию и обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально- экономическое процветание.

Волейбол является такой игрой, которая полезна для развития таких черт характера как самодисциплина, смелость, активность, целеустремленность, игра развивает чувство ответственности, умение нестандартно мыслить, искать и быстро принимать решения, учит работать в команде, умению легко устанавливать позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими, повышает самооценку и инициативность ребенка.

Из всего вышеизложенного видно, что педагогическая целесообразность заключаются в том, что дети, помимо занятий волейболом, становятся более самостоятельными и более коммуникабельными за счёт того, что постоянно находятся в коллективе среди своих сверстников.

Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и   необходимостью создания стойкой системы подготовки спортсменов в соответствии с действующим законодательством.  

Программа предназначена для организации образовательного процесса обучающихся на различных этапах многолетней спортивной под­готовки. Учебный материал объединен в целостную систему много­летней спортивной подготовки и предполагает обучение по следующим предметным областям: 

-  теория и методика физической культуры и спорта; 

-  общая физическая подготовка; 

-  избранный вид спорта; 

-  специальная физическая подготовка. 

Отличительные особенности и новизна программы.

Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Специального отбора в группы не проводится, что позволяет любому ребенку, не взирая на его антропометрические данные, посещать тренировочные занятия. Заниматься в секции могут обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказания по состоянию здоровья.

Отличительные особенности программы заключается в следующем:

- режим тренировочной работы рассчитан на 40 недель, вместо 52 недель;

- отмечается уменьшение количества часов на 3-5 годах обучения до 12 часов;

- этап спортивно-оздоровительный может проходить на протяжении всего периода обучения;

- на тренировочном этапе  подготовки перевод спортсменов  в группу следую­щего года производится на основании выполнения нормативных показателей общей физической подготовки, специальной физической подготовки и технической подготовки по решению тренерского совета.

Адресат программы: обучающиеся 9-17 лет.

В группы принимаются практически все желающие, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказания по состоянию здоровья. Допускается дополнительный набор детей на второй и третий год обучения на основании результатов тестирования и собеседования. Обучающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим тренировочной и соревновательной работы. В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста обучающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке волейболистов.

Программа содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему тренировочной работы, по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.

Срок реализации образовательной программы - программа рассчитана на 8 лет обучения, предусмотрено содержание работы на трех этапах: 1 - спортивно-оздоровительном, 2 - начальной подготовки, 3 - тренировочном.

Спортивно-оздоровительный этап (СО). Эта форма работы охватывает всех желающих, основная задача – укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных многолетних физкультурно-спортивных занятий.

Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Тренировочный этап (ТЭ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых обучающихся, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения  обучающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Режим тренировочной работы рассчитан на 40 недель.

Форма освоения программы - очные занятия, при необходимости допускается перевод на дистанционное обучение с применением информационно-коммуникационных средств обучения.

Режим занятий. Организация занятий по программе осуществляется по следующим этапам:

- этап начальной подготовки – до 2 лет; 

- тренировочный этап (период базовой подготовки) – до 5 лет. 

Минимальный возраст для зачисления в группы: 

- этап начальной подготовки – 9 лет (наполняемость группы: 12-15 человек); 

- тренировочный этап (период спортивной подготовки) – 12 лет (наполняемость: 10-12 человек). 

Для детей, планирующих поступление в образовательные организации профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в области физической культуры и спорта, срок освоения Программы может быть увеличен на 1 год. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение Программы по индивидуальному учебному плану. 

Программа может быть реализована в сокращенные сроки.  

Непрерывность освоения обучающимися программы   в каникулярный период обеспечивается следующим образом:  

-  участием обучающихся в тренировочных сборах, проводимых образовательными организациями и иными физкультурно-спортивными организациями; 

-  самостоятельная работа обучающихся по индивидуальным планам подготовки.

Этап подготовки

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Максимальное кол-во учебных часов в неделю

Общее кол-во учебных часов в год

Спортивно-оздоровительный

Весь период

9-17 лет

6

240

Начальной подготовки

1

2

10-11

11-12

6

9

240

360

  Тренировочный

1

2

3

4

5

12-13

13-14

14-15

15-16

16-18

12

12

12

12

12

480

480

480

480

480

 

В соответствии с СанПиН,  занятия на первом году обучения на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки - 3 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 5 минут, или 2 раза в неделю по 3 учебных часа с перерывом между занятиями 5 минут. На этапе начальной подготовки 2 года обучения – 3 раза в неделю по 3 учебных часа с перерывом 5  минут. На тренировочном этапе 4 раза в неделю по 3 учебных часа, перерыв между занятиями 5 минут.

Режим занятий в каникулярное время по расписанию.

Основными формами тренировочного процесса являются: 

- групповые и индивидуальные тренировочные занятия; 

- теоретические занятия; 

- самостоятельная работа обучающихся по индивидуальным планам; 

- посещение обучающимися официальных спортивных соревнований; 

- организация и проведение совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-спортивными организациями; 

- тренировочные сборы;  

- медико-восстановительные мероприятия, тестирование и меди­цинский контроль; 

- инструкторская и судейская практика обучающихся. 

Главная цель в реализации программы заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, адаптированной  к трудовой деятельности в социуме, которая предусматривает решение следующих задач:

- содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;

- подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов;

- подготовку инструкторов и судей по волейболу;

- подготовку и выполнение нормативных требований;

- формирование и развитие  творческих  и спортивных способностей детей, удовлетворение  их индивидуальных  потребностей в физическом, интеллектуальном  и нравственном  совершенствовании;

- формирование культуры здорового образа  жизни в обществе;

- выявление и поддержка  детей, проявивших  выдающиеся способности в спорте.

Основные задачи  определяются по этапам многолетней подготовки юных волейболистов.  В каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей.

Этап начальной (предварительной) подготовки. Основной принцип тренировочной работы – универсальность подготовки учащихся.

Задачи:

- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости;

- обучение основам техники перемещений и стоек, приему и передаче мяча; начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям волейболом, приучение к игровой обстановке;

- подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки.

Тренировочный этап. Основной принцип тренировочной работы - универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям).

Задачи:

- укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, содействие правильному физическому развитию; повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики;

- прочное овладение основами техники и тактики волейбола;

- приучение к соревновательным условиям;

- определение каждому занимающемуся игровой функции в команде и с учетом этого индивидуализация видов подготовки;

- обучение навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализу полученных данных;

- приобретение навыков в организации и проведении соревнований по волейболу, судейства, учебно-тренировочных занятий, а также нормативов по видам подготовки.

Программа  направлена  на:

- отбор одаренных детей;

- создание  условий  для физического  образования, воспитания и развития детей;

- формирование знаний, умений и навыков в области  физической культуры и  спорта, в том числе  в избранном виде  спорта;

- подготовку  к освоению этапов спортивной  подготовки, в том  числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки; 

- подготовку  одаренных детей к поступлению  в образовательные организации, реализующие  профессиональные  образовательные программ в области  физической культуры  и спорта; 

-  организация  досуга  и формирование  потребности в поддержании  здорового  образа жизни. 

   

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Учебный год начинается с 1 сентября. Годовой объем работы составляет 40 недель. Распределение времени в учебном плане на основные разделы под­готовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конк­ретными задачами многолетней подготовки.

Учебный план является неотъемлемой частью Программы и определяет содержание и организацию образовательного процесса в Учреждении и включает в себя:

-  наименование предметных областей;

- продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям;

- соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения, включая время, отводимое для самостоятельной работы обучающихся, в том числе и по индивидуальным планам;

- учет особенностей подготовки обучающихся по волейболу. 

Учебный план определяет последовательность освоения содержания Программы по годам обучения, объем часов по каждой предметной области (максимальную нагрузку обучающихся).

Соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения:

№ п.п

Предметная  область

Соотношение объемов   в %

1

Теория  и методика  физической культуры и спорта 

10 %

2

Общая  физическая подготовка

10-20 %

3

Специальная физическая подготовка

10-20 %

4

Избранный вид спорта 

не менее 45%

5.

Самостоятельная работа 

10%

 

В процессе реализации учебного плана предусматривается возможность посещения обучающимися  официальных спортивных  соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских  и международных, проводимых на территории Российской Федерации, организация совместных мероприятий  с другими образовательными  и физкультурно-спортивными организациями.  

Продолжительность и объемы реализации программы по предметным областям: 

 

Предметные области

Спортивно-оздоровительный этап

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап

9-17 лет

1-й

2-й

1-й, 2-й

3-й

4-й, 5-й

1. Теория и методика физической культуры и спорта

24

24

36

48

45 

40 

2. Общая физическая подготовка

48

48

72

96

90 

90 

3. Специальная физическая

48

48

72

96

90 

 90 

4. Избранный вид спорта:

110

110

170

225

240

245

Техническая

58

60

75

100

90

80

Тактическая

10

12

35

48

50

40

Интегральная подготовка

-

20

30

30

40

50

Соревновательная подготовка

30

 18

 30

40

50

60

Инструкторская и судейская практика

12

-

 -

7

10

15

5. Итоговая (промежуточная) аттестация.

10

 10

10

15

15

15 

Общее количество часов (в год)

240

240

360

480 

480 

480

 

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание и методика работы по предметным областям на этапе начальной подготовки:

№ п.п.

Предметная  область 

СОГ, НП-1

НП-2

1.

Теория  и методика  физической культуры и спорта

24

36

1.1

История развития  избранного  вида спорта в Иркутской области, России, мире.

3

4

1.2.

Место и роль  физической культуры  и спорта  в современном обществе.

3

2

1.3.

Основы   спортивной подготовки  и тренировочного  процесса

3

8

1.4.

Основы законодательства  в сфере  физической культуры  и спорта.

-

3

1.5.

Строение  и функции  организма

3

4

1.6.

Режим дня, закаливание организма,  значение  здорового образа жизни

3

4

1.7.

Основы спортивного питания

3

4

1.8.

 Требования к  оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке

3

4

1.9.

Требования  техники  безопасности при занятиях избранным видом спорта

3

3

2.

Общая   физическая подготовка

48

72

2.1

Освоение комплексов физических упражнений

18

36

2.2

Развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и базирующихся на них способностях и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта

16

32

2.3

Укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.

14

28

3.

Избранный вид спорта  

110

170

3.1

Овладение основами техники игры в волейбол

60

110

3.2

Приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях

18

30

3.3

Интегральная подготовка

20

30

3.4.

Обучение способам повышения плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры

12

28

3.5.

Освоение занимающимися инструкторской и судейской практики

-

-

4

Специальная физическая подготовка 

48 

72

4.1.

Развитие скоростно-силовых и специальной выносливости

14

22

4.2.

Повышение индивидуального игрового мастерства

10

15

4.3.

Освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником

10

15

4.4.

Повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности

14

20

5

Итоговая (промежуточная) аттестация 

10

10 

 

Содержание  и методика работы  по предметным областям на тренировочном этапе:

Предметная  область 

ТГ-1

ТГ-2

ТГ-3

ТГ-4,5

1.

Теория  и методика  физической культуры и спорта

48

48

45

40

1.1

История развития  избранного  вида спорта в Иркутской области, России, мире.

4

4

4

3

1.2.

Место и роль  физической культуры  и спорта  в современном обществе.

6

5

4

4

1.3.

Основы   спортивной подготовки  и тренировочного  процесса в  избранном виде спорта.

7

8

7

7

1.4.

Основы законодательства  в сфере  физической культуры  и спорта.

6

6

6

6

1.5.

Строение  и функции  организма

8

9

8

8

1.6.

Режим дня, закаливание организма,  значение  здорового образа жизни

4

4

4

4

1.7.

Основы спортивного питания

4

4

4

4

1.8.

 Требования к  оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке

4

4

4

2

1.9.

Требования  техники  безопасности при занятиях избранным видом спорта

5

4

4

2

2.

Общая физическая подготовка

96

96

90

90

2.1

Освоение комплексов физических упражнений

16

16

10

10

2.2

Развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и базирующихся на них способностях и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта

40

44

45

48

2.3

Укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь).

40

36

35

32

3.

Избранный вид спорта  

225

225

240

245

3.1

Овладение основами техники в избранном виде спорта

100

100

90

80

3.2

Приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях

40

40

50

60

3.3

Интегральная подготовка

30

30

40

50

3.4.

Обучение способам повышения плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры

48

48

50

40

3.5.

Освоение занимающимися инструкторской и судейской практики

7

7

10

15

4

Специальная физическая подготовка 

96

96

90

90

4.1.

Развитие скоростно-силовых и специальной выносливости

18

18

24

24

4.2.

Повышение индивидуального игрового мастерства

13

13

22

22

4.3.

Освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником

10

10

18

18

4.4.

Повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности

34

34

41

41

6

Итоговая (промежуточная) аттестация 

15

15

15

15

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Методические  рекомендации  по теоретической подготовке

1. Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки высококвалифицированных спортсме­нов и играет важную роль в повышении спортивного мастерства.

2. Теоретическая подготовка, осуществляемая на всех этапах спортив­ной деятельности, имеет свои формы и методы.

3. Теоретические занятия проводятся в форме лекций, отдельных уроков, разбора методических пособий, кино - и видеоматериалов, публикаций в прессе, в сети Интернет в электронных средствах массовой информации, специализированных журналах, а также бесед непосредственно на занятиях.

4. Теоретическая подготовка органически связана с физи­ческой, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Каждый обучающийся должен обладать высокими моральными и волевыми качества­ми, быть достойным гражданином России, с честью представлять свою спортивную школу, клуб, свой город, страну на соревнованиях лю­бого ранга.

5. Теоретический материал преподносится в доступной для данной возрастной группы форме.

6. По мере спортивного совершенствования спортсмена отдельные темы изучаются повторно с более глубоким раскрытием их содержания.

7. Воспитание морально-волевых качеств начинается с первых шагов, когда в секции, команде  нужно научиться подчинять свои интересы об­щественным, выполнять все требования тренера, болеть душой за честь коллектива. Необходимо воспитать у юных спортсменов правильное, ува­жительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперни­кам, к тренеру, к судьям, к зрителям.

8. На этапе НП необходимо ознакомить обучающихся с правилами гиги­ены, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. В группах НП знакомство детей с особенностями избранного вида спорта проводится непосредственно перед занятиями или в ходе разу­чивания каких-либо двигательных действий, обращая их внимание на то, что данный технический элемент или комбинацию технических элементов лучше всех выполнял такой-то известный спортсмен. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных ре­зультатов.

9. В группах тренировочного этапа теоретический материал распространяется на весь период обучения. Знакомство с требованиями спортивных заня­тий проводится в виде бесед перед началом занятий. Темами таких бесед, в зависимости от возраста, должны стать история физической культуры в целом, история бокса и философские аспекты спортивного противоборства, методические особенности построения тренировочного процесса и закономерности подготовки к соревновани­ям и т.д.

10. В теоретической подготовке тренировочных групп этапа углубленной специализации необходимо большое внима­ние уделять системе контроля и самоконтроля за уровнем различных сторон подготовленности и состоянием здоровья. Желательно познако­мить обучающихся с принципами ведения спортивного дневника, личными картами тренировочных заданий и планами построения трени­ровочных циклов.

11. Самостоятельная работа обучающихся проводится в соответствии с индивидуальными планами.

1. Предметная область: «Теория и методика физической культуры и спорта» 

История  развития  избранного  вида спорта в Иркутской  области, России, мире.

- Характеристика вида спорта волейбол, место и значение в системе физического воспитания.

- Исторический обзор  истории возникновения вида спорта.

- История развития избранного  вида спорта;

- Развитие вида спорта в России;

- Особенности развития вида спорта в регионе.

Место и роль физической культуры и спорта в современном мире.

- Понятия «физическая культуры», «спорт», «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «физическая готовность», «физическое совершенство», «физкультурное движение», « физическое развитие», «интегральная подготовка», «принципы спортивной тренировки».

- Физическая культура, как составная часть общей культуры. 

- Значение для  укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и  защите Родины. 

- Роль физической культуры в воспитании молодежи. Спортивная деятельность как фактор социализации детей и молодежи.

Основы спортивной подготовки и тренировочного процесса в избранном виде спорта:                                   

- Понятие о процессе спортивной подготовки.

- Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления.

- Формы организации спортивной тренировки.

- Характерные особенности периодов спортивной тренировки.

- Единство общей и специальной подготовки.

- Понятие о тренировочной нагрузке.

- Основные средства спортивной тренировки.

Методы спортивной тренировки.

- Значение тренировочных и контрольных игр.

- Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке.

- Использование технических и тренажёрных устройств.

- Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов.

- Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение соревновательных и тренировочных нагрузок, значение общей физической подготовки.

- Понятие об утомлении, восстановлении, тре­нированности.

- Основы философии и психологии спортивных единоборств;

- Крупнейшие соревнования по избранному виду спорта.

- Известные спортсмены – представители вида спорта.

- Участие представителей избранного вида спорта  в олимпийских играх, Международных дружеских играх молодежи и первенствах мира.

- Массовое развитие избранного вида спорта и повышение технического мастерства юных спортсменов.

- Задачи отделения избранного вида спорта спортивной школы в его массовом развитии и повышение мастерства.

Основы законодательства  в сфере  физической  культуры  и спорта

- Правила избранных видов спорта;

- Требования, нормы  и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов  и званий по избранным видам спорта;

- Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных  разрядов  и  званий  по  избранным  видам  спорта;

- Федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта;

- Общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями;

- Предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований  и об  ответственности  за такое  противоправное  влияние);

Строение и функции  организма

- Необходимые сведения о строении и функциях организма человека;

- Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие.

- Основные сведения о кровообращении, значение крови, сердце и сосуды.

- Дыхание и газообмен, значение дыхания для жизнедеятельности организма.

- Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа).

- Органы пищеварения. Обмен веществ.

- Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма человека.

- Понятие физи­ческих способностей.

- Понятие силовые способности.

- Понятие скоростно-силовые спо­собности.

- Понятие гибкость. Ловкость. Выносливость.

- Совершенствование функций мышечной системы, дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений на центральную нервную систему, на обмен веществ.

- Спортивная тренировка, как процесс совершенствования функций организма.

- Анотомо-физиологическая характеристика избранного вида спорта.

Режим дня,  закаливание организма, значение здорового образа жизни

- Понятие о гигиене;

- Личная гигиена: уход за ногами, кожей, волосами и ногтями; гигиена полости рта;

- Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи;

- Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий спортом. Правильный режим дня для спорт­смена;

- Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня), водные процедуры утром и вечером (обтирание, обливание, душ).

- Гигиена жилищ и мест занятий: воздух, температура, влажность, освещение и вентиляция помещений;

- Значение сна, утренней гимнастики в режиме дня юного спорт­смена;

- Режим дня во время соревнований;

- Профилактика вредных при­вычек;

- Закаливание организма;

- Понятие о заразных заболеваниях (распространение). Меры личной и общественной профилактики (предупреждение заболеваний);

- Временные ограничения и противопоказания к занятиям избранным видом спорта;

- Вред курения и употребление спиртных напитков;

- Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма.

Основы спортивного питания

- Питание. Значение питания  как фактора  сохранения и укрепления здоровья;

- Назначение  белков, жиров, углеводов, минеральных солей  и витаминов;

- Требования к  оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;

- Спортивное оборудование;

- Правила подготовки оборудования и спортивной экипировки к тренировке, соревнованиям; 

- Гигиеничес­кие требования к одежде занимающихся;

- Особенности подбора обу­ви. Специальное снаряжение.

Требования  техники  безопасности при занятиях избранным видом спорта

- Требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта;

- Инструктаж по технике безопасности  тренировочного процесса;

- Значение и содержание врачебного контроля при тренировке спортсмена;

- Понятие о «спортивной форме», утомление и переутомление;

- Меры предупреждения переутомления;

- Самоконтроль спортсмена. Дневник самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, динаметрия, спирометрия, пульс, кровяное давление, Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, потоотделение;

- Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика;

- Страховка и самостраховка;

- Первая помощь (до врача) при травмах;

- Способы остановки кровотечений, перевязки, наложение первичной шины, искусственное дыхание. Переноска и перевозка пострадавшего;

- Раны и их разновидности. Ушибы, растяжения и разрывы связок, мышц и сухожилий;

- Кровотечение и их виды;

- Вывихи. Повреждение костей: ушибы, переломы (закрытые и открытые);

- Действие низкой температуры: обморожение, общее замерзание;

- Действие высокой температуры: ожог, солнечный удар, тепловой удар;

- Основы спортивного массажа. Общее понятие о спортивном массаже. Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Самомассаж. Противопоказания к массажу.

2. Предметная область: «Общая и специальная  физическая подготовка».

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи, третья – для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку  (веревочку).

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение  нескольких  акробатических  упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20, 30, 60 м, повторный бег-два-три по 20-30 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными  препятствиями  (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до10). Бег или кросс 500-1000 м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в высоту с разбега; в длину с места

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250 - 700 г) с места и с разбега; толкание ядра весом 3 кг (девочки 13 - 16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метальные, смешанные - от 3 до 5 видов.

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон  и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета баскетболистов»,  «Эстафета с прыжками с чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных  действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных  положений: стойка волейболиста  (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа, лицом  вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами. 

Специальная физическая подготовка.

Бег с остановками и изменениями направления. «Челночный» бег на 5, 6 и 10 м (общений пробег за одну попытку 20 – 30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках  с (2-5 кг) в руках, с поясом – отягощением  или в куртке с отягощением.

Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу  выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение  направления  или способа  передвижения, поворот на 360 падение и перекат,  имитация  передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация  подачи, нападающих ударов, блокирования  и т.д. То же, но подают  несколько сигналов; на каждый сигнал  занимающиеся выполняют определенное действие.

Подвижные игры: «День и ночь (сигнал зрительный, исходные  положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные  заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног  со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена  вниз, руками держатся на уровне  лица: быстрое разгибание ноги  (от стенки не отклонятся). То же с отягощением  (пояс до 6 кг).

Упражнения с отягощениями (мешок с песком до 10 кг для девушек и до 20 кг для юношей, штанга – вес устанавливается в процентах от массы занимающегося и от характера упражнения-приседания до 80 раз, выпрыгивание до 40 раз, выпрыгивание из приседа до  30 раз, пояс, манжеты на запястьях, голени у голеностопных суставов, суставов, жилет): приседание, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада, прыжки на обеих ногах.

Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) мс набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены (с 14 лет – прыжки на одной ноге).

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Запрыгивание на тумбу (сложные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с  последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и  с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.

Прыжки опорные, прыжки со скалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крытым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движение кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).

Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивают). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа – передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя  приставные шаги руками и ногами (с 15 лет). Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при касании пола согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (с 14 лет для мальчиков). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу верхней передаче мяча).

Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасыванием партнера или посылаемого мячеметом).

Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные  броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в рамках командных действий.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.

Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к  гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение руками из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой  (правой, левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой  стенки. Движение рукой вверх, затем  вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу - поднимание рук  через стороны вверх,  поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но круги руками. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.

Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием  при замахе. Броски мяча  снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой - вправо. Броски  набивного мяча (1 кг) через сетку, расстояние 4-6м. С набивным  мячом в руках у стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой  линии в пределах площадки и на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки.

Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах  в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи с максимальной силой  у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.  Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз  стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (до 1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Имитация  прямого нападающего  удара, держа в руках мешочки с песком  (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и  левой  рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленных на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары выполняют  правой и левой рукой с максимальной силой.

Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на кисти на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующими прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера (посылаемого мячеметом) у сетки и из глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же, но броски и удары по мячу через сетку (с собственного подбрасывания).

В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх - одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещение, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).

Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д. мяч отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене – бросить мяч вверх назад, повернуться на 180˚ и в прыжке отбить его в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживает в руках и тут же подбрасывает на различную высоту и т.п. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера – вначале мяч подбрасывают после поворота, затем во время поворота и до поворота. Перечисленные упражнения, но после перемещения и остановки. Многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного мяча, набивного или волейбольного, укрепленного на амортизаторах.

Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом 180˚ на что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1-1,5 м от сетки; исходное положении спиной к сетке. То же, что последние три упражнения., но остановку и исходное положение принимают по сигналу. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, но остановку и прыжок выполняют по сигналу. Перемещения у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.

Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположенных сторонах площадки: один занимающийся двигается приставными шагами с остановками и изменением направления, другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться  ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем на согласованность действий на основе перечисленных упражнений.

Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке подбрасывает мяч над собой; блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент, когда нападающий выпустит мяч из рук. Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует (заключительная фаза, как в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но блокирующих у сетки трое, блокируют двое.

Тренировочные задания для проведения разминки.

Цель разминки - подготовить организм, настроить учащегося на тренировочную работу, на выполнение непосредственного трениро­вочного задания. Разминка может делиться на две части - общую и специальную.

В общую разминку может входить мало интенсивный бег с выполнением таких упражнений, как скрестный шаг, приставной шаг, захлестывание голени, бег с вращениями руками, подскоками, вра­щениями вокруг собственной оси, ускорениями, выполнение обще-развивающих циклических упражнений невысокой интенсивности, эстафеты с элементами лазанья или различных имитаций лазанья.

В специальную разминку должны входить упражнения на растягива­ние всех мышц.

Строевые упражнения.

Общее понятие о строе и командах. Рапорт. Приветствие. Расчет на месте и в движении. Повороты на месте и в движении. Остановки во время движения строя шагом и бегом. Изменение скорости движения.

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук в упоре лежа (руки на полу, гимнастической скамейке).

Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями рук). Дополнительные пружинящие наклоны. Круговые движения туловищем. Прогибание из положения лежа на груди с различными положениями и движениями рук и ног. Переходы из упора лежа на груди в упор лежа боком, в упор лежа сзади. Поднимание рук и ног поочередно и одновременно; поднимание и медленное опускание прямых ног; поднимание туловища, не отрывая ног от ковра; круговые движения ногами («педалирование»).

Упражнения для ног. В положении стоя различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и двух ногах.

Упражнения для рук, туловища и ног. В положении сидя (лежа) различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноименные движения руками и ногами, маховые движения с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц сгибателей и разгибателей пальцев рук, отталкивания обеими руками и одной рукой от стены, пола. Стоя лицом друг к другу и упираясь ладонями – попеременное сгибание и разгибание рук (при сопротивлении партнера); наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление, комбинации произвольных упражнений.

Общеразвивающие упражнения с предметами.

Со скакалкой. Прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полуприседе, с двойным вращением скакалки; бег со скакалкой по прямой и по кругу; эстафета со скакалками.

С гимнастической палкой. Наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях; маховые и круговые движения руками, переворачивание, выкручивание и вкручивание; переносы ног через палку; подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой (с сопротивлением).

Упражнения с теннисным мячом. Броски и ловля из положения сидя (стоя, лежа) одной и двумя руками; ловля мяча, отскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель и на дальность.

Упражнения с набивным мячом (вес мяча от 1 до 3 кг). Сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движениями туловища, маховые движения; броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу и друг другу из положения стоя (стоя на коленях, сидя, лежа на спине, лежа на груди) в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, бросками двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами (в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнования на дальность броска одной и двумя руками (вперед и назад).

Упражнения с отягощениями. С гантелями – сгибание рук, наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках и др.; Использование камней, бревен, труб в качестве отягощения.

Упражнения на гимнастических снарядах. На канате и шесте – лазание с помощью и без помощи ног, раскачивание, прыжки с каната; на бревне – ходьба, быстрые повороты, прыжки и др.; на перекладине и кольцах – подтягивание, повороты, размахивания, соскоки и др.; на козле и коне – опорные прыжки.

Акробатические упражнения. Кувырки, перевороты, подъемы. Кувырки вперед и назад с переходом в стойку на кистях; кувырок-полет в длину (высоту) через препятствие (мешок, чучело, стул, веревочку и т.д.); кувырок одна нога вперед; кувырок через левое (правое) плечо; кувырок скрестив голени; кувырок из стойки на кистях, из стойки на голове и руках. Переворот боком, переворот вперед. Подъем разгибом из положения лежа на спине. Парные кувырки вперед и назад. Парный переворот назад, сальто вперед с разбега и др.

Развитие общей, силовой и специальной выносливости.

Особенность двигательной деятель­ности спортсмена  заключается в большом разнообразии выполняемых движений и необходимости постоянного контроля за их выполнени­ем. Это требует высокой степени концентрации внимания и напря­жения в условиях больших физических нагрузок. Речь идет о преодо­лении комплексного утомления - физического, умственного, сенсор­ного, эмоционального.

В зависимости от продолжительности и скорости  в дей­ствие вступают различные механизмы утомления. Спортсмен совершает  работу либо большой, либо субмаксимальной интенсивности. Пульс при этом может дос­тигать 190-200 уд./мин. Спортсмен должен обладать высоким уров­нем специальной силовой и скоростной выносливости, а также ло­кальной выносливости отдельных групп мышц (кистей рук, ступней ног и т.д.). Выполнение большого объема тренировочной работы, повышающей уровень выносливости спортсмена, позволяет ему лег­че преодолевать утомление при нагрузке, быстрее восстанавливать­ся в паузы отдыха.

Тренировочные задания, адекватные нагрузке собственного соревновательного упражнения.

Этот блок тренировочных заданий предназначается для повыше­ния уровня специальной подготовленности юного спортсмена. Он должен включать разнообразные тренировочные упражнения, близ­кие по интенсивности и структуре выполнения движений к нагруз­кам соревновательного упражнения.

Каждый блок содержит серию тренировочных заданий определен­ной преимущественной направленности. Каждое тренировочное за­дание должно иметь конкретные педагогические и воспитательные задачи, отражать место комплекса упражнений в многолетнем тре­нировочном процессе (год обучения, этап подготовки). Для групп начальной подготовки тренировочные задания могут быть сгруппи­рованы по видам. При составлении блоков тренировочных заданий, особенно для ГНП, следует широко использовать спортивные и под­вижные игры, круговую тренировку, эстафеты, различные виды спорта.

3. Предметная область: «Избранный вид спорта».

Технико-тактическая подготовка: этап начальной подготовки (первый и второй годы подготовки).

1. Чередование упражнений для развития физических качеств в различных сочетаниях.

2. Чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств с различными способами перемещений,  приема и передачи, подачи, нападающего удара.

3. Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях; индивидуальных, групповых и командных действий в нападении, в защите, защите-нападении.

4. Многократное выполнение технических приемов подряд; то же – тактических действий.

5. Подготовительные к волейболу игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану», «Эстафета у стены», «Два мяча через сетку» (на основе игры «Пионербол»); игра в волейбол без подачи.

6. Учебные игры. Игры по правилам мини-волейбола, классического волейбола. Задания в игры по технике и тактике на основе изученного материала.

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site