Конспект урока по истории Отечества для обучающихся по АООП в 8 классе "Российская империя. Петр I"
Конспект урока по истории Отечества для обучающихся по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в 8 классе "Российская империя. Петр I"
Автор: Гущина Ольга Анатольевна
ГБОУ «Курчатовская школа»
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания учащихся о Петре I как выдающейся исторической личности, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества;
- показать значимость одной личности в развитии государства, в судьбе страны;
- обобщить и систематизировать знания учащихся о периоде правления Петра I;
- подвести учащихся к выводу о силе и мощи российского государства во времена Петра I.
Коррекционные:
- развивать умение учащихся составлять рассказ по плану;
- развивать умение сравнивать объекты (памятники);
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе изучаемых событий;
- развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к прошлому своего Отечества, предкам-патриотам;
- учить решать поставленную задачу;
- развивать интерес и умение решать кроссворды.
Оборудование: страницы тетради для учащихся; презентация на компьютере; карточки: 17-18в.
План урока:
I. Организационный момент. 1 мин.
II. Повторение и актуализация знаний. 2 мин.
III. Сообщение темы урока. 3 мин.
IV. Закрепление.
Ход урока:
I |
Организационный момент |
Подготовка учащихся к уроку |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II |
Повторение и актуализация знаний - Назовите имя человека, который стал первым российским императором. - Как Россия стала называться после победы в Северной войне? - Почему Петр I именно после победы назвал себя императором, а Россию империей? – проблемный вопрос!!! - Что такое империя? Сегодня на уроке мы повторим, что узнали о Петре I, о времени его правления, об изменениях, которые произошли в России во времена Петра I и попробуем доказать, что Россия во времена Петра I действительно была достойна называться империей. |
Уч-ся отвечают на вопросы Петр I Российская империя Империей называют сильное развитое государство. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III |
Сообщение темы урока Российская империя. Петр I Цель: доказать, что Россия после победы в Северной войне достойна была называться империей! |
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и дневник. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV |
Закрепление 1. Сообщение плана работы (на доске) Сегодня мы будем работать по плану, представленному на доске. Какие пункты плана станут доказательством, что Россия стала мощным развитым государством?
- Создана регулярная армия - Создан русский флот - Одержана победа в Северной войне - Основан Санкт-Петербург - Открыты школы - Открыт первый музей - Издана первая газета.
|
Учащиеся вместе с учителем читают пункты плана Третий пункт |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Работа по плану 2.1. Время В каком веке жил Петр I? Докажите, что Петр I жил в конце17-начале 18 века, приведите в пример даты исторических событий. Время Петр I родился в 1672 году - ... век Участие в Северной войне – 1700-1721гг. - ... век Строительство Санкт Петербурга - 1703г. (начало строительства) - ... век. Запись в пункте плана: 1. Время 17-18в. 2.2. Внешность и личность. Выбрать из предложенных описаний то, которое относится к Петру I. Учитель зачитывает описание двух людей. Далее предъявляет страницу презентации с портретами царей. «Высокий и крепкий, телосложения обыкновенного, подвижный, живой и ловкий во всех движениях; лицо круглое с несколько суровым выражением, темные брови и волосы, коротко остриженные и курчавые… Необычайно любознателен и трудолюбив. Ходит большими шагами, размахивая руками и держась рукой за рукоятку нового топора». «Он был сухощав, имел высокий рост и хорошее телосложение. Глаза были голубые с проницательным взглядом, хотя во второй половине его царствования отмечают уже мрачное и угрюмое лицо. Царь брил голову, носил большие усы и густую рыжеватую бороду». Что из этого можно выделить как черты характера? Запись в пункте плана: 2. Личность Петра 1: трудолюбивый, любознательный. 2.3. Новшества. 2.3.1. Работа с текстом. А) чтение текста: Серьезные изменения в судьбе России 18 века связаны с именем царя Петра I. Действительно, Петр – самый выдающийся правитель в истории российского государства. Прожил Петр Алексеевич 53 года, за свою жизнь сделал много полезного для Отечества. Среди русских царей-мужчин только Петра I именовали Великим. В 1700 году Петр I начал войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Война продолжалась 21 год. В ходе войны в России появилась регулярная (постоянная) армия. После победы в Северной войне Петр I провозгласил себя императором, а Россия была названа Российской империей. Недавно в нашей стране праздновали 300-летие российского флота. Его создание – тоже заслуга Петра I. Весной 1703 года Петр I начал строительство нового города – Санкт-Петербурга, который стал новой столицей нашего государства, оттеснив Москву на второе место. С 1702 г. в России впервые стала выходить первая печатная газета «Ведомости». А в 1719 году в Санкт-Петербурге начал действовать первый в русской истории музей Кунсткамера с публичной библиотекой. По приказу Петра I в России открывали новые школы: навигацкие, инженерные, «цифирные». Впервые 1 января 1700 года праздновали Новый год и наряжали елки. Петр I внес изменения в быт и традиции дворян. Он приказал мужчинам брить бороды и носить европейскую одежду. Б) беседа по содержанию - Когда началась война со шведами? - Когда она закончилась? - Что послужило причиной Северной войны? - Каков был результат войны? - Что впервые появилось во времена Петра I в России? - Когда вышел первый номер газеты? - Как она называлась? - Когда был открыт первый русский музей? - Как он назывался? - Какие школы были открыты Петром I, прочитайте. - С какого момента Петр провозгласил себя императором, а Россию – империей? - Как Петр относился к России? - Как называют человека, который любит Родину, заботится о ее процветании? - Как люди сохранили память о Петре Великом? - В каких городах есть памятники Петру I? - Как вы думаете, почему памятник в Москве поставили на воде Москвы-реки? В) Сравнение памятников в Москве и Санкт-Петербурге по плану 1. Город 2. Место 3. Время создания На странице презентации фотографии памятников Петру I в Москве и Санкт-Петербурге. 2.3.2. Кроссворд – словарная работа
По горизонтали
По вертикали
Проверка кроссворда через презентацию. 2.3.3. Задание на воспроизведение хронологической последовательности Расположить исторические события в той последовательности, в которой они происходили. В случае затруднения, учитель вместе с учащимися по тексту находит даты, записывает их. Исторические события: Одержана победа в Северной войне - ... Основан город Санкт-Петербург - ... Открыт первый музей-Кунсткамера - ... Издана первая газета «Ведомости» - ... Петр I объявил себя императором - ... Проверка через презентацию. Издана первая газета «Ведомости» 1702 Основан город Санкт-Петербург 1703 Открыт первый музей – Кунсткамера 1719 Победа в Северной войне, 1721 Петр 1 объявил себя императором 1721 Проверка через презентацию: Что было сделано для России Петром 1? Запись в пункте плана. 1. Новшества - Создана регулярная армия - Создан русский флот - Одержана победа в Северной войне - Основан Санкт-Петербург - Открыты школы - Открыт первый музей - Издана первая газета. 2.4. Личное отношение - Что вам кажется необычным в личности царя? - Как можно относиться к человеку вообще? - За что мы ценим человека? - За какие качества можно ценить Петра1? - Какого отношения заслуживает Петр 1? - За что к нему так стоит относиться? Запись в пункте плана. 2. Личное отношение с уважением, потому что … (был патриотом) 3. Составление рассказа по плану. А) учитель дает пример рассказа по плану Б) учащиеся составляют рассказ по пунктам плана. Контрольный тест 1. Столицей Российской империи во времена Петра I стал город: А) Москва Б) Санкт-Петербург В) Киев 2. Во времена Петра I Россия стала называться: А) Российской империей Б) Российской Федерацией В) Рссийской республикой 3. Во времена Петра I Россия участвовала: А) в Северной войне Б) в Мировой войне В) в Отечественной войне 4. Памятник Петру I поставили в городах: А) Киеве Б) Москве В) Санкт-Петербурге 5. Петр I был выдающимся императором. За это народ прозвал его: А) Первым Б) Мудрым В) Великим 6. В результате победы в Северной войне России стало принадлежать: А) Балтийское море Б) Черное море В) Охотске море 7. Первая печатная газета в России называлась: А) Искра Б) Ведомости В) Известия 8. Петр I стал в России первым: А) князем Б) царем В) императором Проверка теста на доске через презентацию. Итог и оценка. Вернемся к началу нашего урока, мы должны были доказать, что Россия достойна была называться Российской империей. Докажите, что Россия была сильным и развитым государством. Как России удалось стать одним из сильнейших государств в мире? Благодаря кому Россия такой стала? |
Петр I жил в конце 17, начале 18 века. (учащиеся приводят примеры, далее работают с презентацией) Учащиеся выбирают второе описание – Петра I (первое описание – Иван Грозный) Трудолюбивый, любознательный Учащиеся читают текст вслух, по-очереди. В 1700 году В 1721 году Борьба за Балтийское море? Россия победила Музей, газета В 1702 году Ведомости В 1719 году Кунсткамера Навигацкие, «цифирные» С 1721 года Патриот Площади, памятники Учащиеся сравнивают памятники по плану. Учащиеся разгадывают кроссворд самостоятельно, затем вместе с учителем. Учащиеся выполняют задание: расставляют даты, затем нумеруют исторические события в хронологической последовательности. Учащиеся перечисляют, пользуясь всей необходимой информацией. Совместно с учителем заполняют 3 пункт плана. Трудолюбивый, любознательный, патриот Уважение За то, что он патриот. Учащиеся составляют рассказ с опорой на план. Учащиеся самостоятельно выполняют тест. Учащиеся отвечают. |