Эссе "Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти"
Эссе "Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти"
Автор: Кулеш Людмила Петровна
МОУ "Марьевская СОШ"
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Но если я двадцать пять лет в этой профессии, изо дня в день, из года в год, значит это не просто так. Мне это нравится, интересно, это мой выбор, моя жизнь. И порой не задумываешься, насколько это для тебя важно. Но в прошлом году, по стечению обстоятельств, я не работала учителем. То, что трудно было привыкать и к детям, и к коллективу (другая школа) – это не обсуждается. Но невыносимо больно работать в школе и не учителем. Не зря ведь говорят, что когда что-то теряешь, то лишь тогда понимаешь его истинную ценность. Все познается в сравнении. Вот когда я по-настоящему поняла, насколько дорога мне моя профессия.
Да, трудная, малооплачиваемая, но если это призвание, то без него жизнь приобретает иной смысл. Наверное, с годами вырабатывается ответственность за жизнь детей, за то, что родители доверили тебе самое дорогое и надеются, что мы научим и воспитаем. Научит трудно, когда к тебе приводят несмышленых, как нам кажется, детишек. А на самом деле это уже маленькие личности, с которыми во многом приходится считаться. Но все равно мы должны из них сделать учеников, воспитать граждан. Дети сейчас далеко не те, что были раньше. Они хорошо информированы, у них на все есть своя точка зрения. К ним нужен сугубо индивидуальный подход.
Но, я думаю, если вести работу вкупе с родителями, общаться с ними не от случая к случаю, а иметь постоянный контакт, то родители поймут и помогут, и результат будет желаемый. Сложнее в этом деле воспитательный аспект. Здесь, как в медицине, жизненно важен принцип «Не навреди!» Хочется со всеми поступать мудро, учиться самой и учить детей быть терпимыми друг к другу, уметь прощать и любить других. А это, ох, как непросто! Ведь не секрет, что каждый родитель считает своего ребенка самым лучшим, дети забалованы. С одной стороны это не совсем плохо. Еще один великий мудрец сказал: «Балуйте, балуйте своих детей, ибо вы не знаете, какие испытания им предстоят в жизни». Но с другой стороны я часто говорю, что во всем всегда необходимо знать меру.
Поэтому дело воспитания не приемлет быстрых решений, необходимо все взвесить, соотнести, просчитать предполагаемый результат, чтобы не сломать ребенка, не убить веру в кого-то, и ненавязчиво помочь ему преодолеть трудности. Это, конечно, далеко не просто.
Новое время – это время инновационных технологий. Я полностью согласна, что все эти новшества необходимы и чрезвычайно важны. Но считаю, что душу ребенка, его мир нельзя познать через компьютер. Здесь нужно живое человеческое общение. Поэтому традиционные методы воспитательной и учебной работы сбрасывать со счетов категорически нельзя. И на практике все чаще убеждаемся в этом.
Профессия наша – постоянный поиск. Дети активны, непосредственны, мы тоже должны шагать в ногу с ними, быть друзьями им, но немного старше и мудрее их. Это, в конце концов, интересно, захватывает так, что понимаешь – без этих беспокойных хлопот жизнь не будет полноценной, волнующей, интересной.
Думала ли я четверть века назад, что придется работать не в родной школе, резко поменять сложившийся уклад жизни? Конечно же, нет.
И все чаще задаю себе вопрос: «А смогу ли я так работать дальше?» И утвердительного ответа не нахожу. Но мне становится страшно от той мысли, как жить без любимого дела? Оказывается, это нести тяжело, а бросить – значит нет смысла жить без него. Что же мне делать потом? И на ум приходят слова Анны Ахматовой, которые я немного перефразировала:
Придется память до конца убить,
Сделать, чтоб душа окаменела
Надо просто по-другому научиться жить.
Но пока я работаю. И эти бесконечные хлопоты у меня начинаются рано утром и длятся бесконечно…