Театрализация как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста
Театрализация как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста
Автор: Некрасова Анна Йовчева
ГБОУ «Школа № 98», Санкт-Петербург
Аннотация: В статье рассмотрен вопрос адаптации младших дошкольников к детскому саду с помощью театральной деятельности как самостоятельной, так и совместной с воспитателем.
Ключевые слова: адаптация, детский сад, театр, творчество, младший возраст.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду были актуальны с самого момента появления детских садов как таковых. Как легко отпустить ребенка в новую жизнь со своими правилами, особенностями и новым окружением? Как сделать расставание с родителем, пусть даже на короткое время, не таким остро-болезненным? Как замотивировать ребенка к посещению детского сада? Что нужно сделать, чтобы пребывание малыша в саду было комфортным? Этими вопросами задавались разные поколения родителей. Им же были посвящены работы педагогов, психологов, среди которых можно выделить работы Е.И. Морозовой, В.М. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других.
Важно понимать, что, попадая в детский сад, ребенок не просто расстается с родителями, но и оказывается в совершенно другой социальной системе, предполагающей поведение, отличное от привычного. Малышу приходится строить взаимоотношения с чужими взрослыми и большим количеством сверстников. Неудивительно, что для существенного числа детей походы в детский сад становятся стрессом. При этом, от взрослых (родителей и педагогических работников) во многом зависит скорость и качество привыкания малыша к новой жизни, попросту говоря, - его адаптация.
Существует немало аспектов, влияющих на процесс адаптации ребенка. Не будем сейчас говорить о значимости подготовительного этапа перед началом дошкольного обучения, о необходимости наладить режим дня ребенка или о выстраивании доверительных отношений. Остановимся одном из инструментов, с помощью которых педагог сможет наладить контакт с ребенком. Это – театрализация.
Как отмечают в своем исследовании А.И. Тургунова и В.В. Паничева, одним из методов, способствующих успешной адаптации детей в ясельной группе, являются разнообразные техники арт-терапии [Тургунова, 156], помогающие снять стрессовое состояние. Помимо сказко-, музыко- и игро-терапии, действенной оказывается и театрализация, которая, в свою очередь, имеет различные формы проявления. Это – пальчиковый и кукольный театр, театр теней, постановки с участием детей.
Обычно театральная деятельность в детском саду ассоциируется с более взрослыми детьми. В старших и подготовительных группах воспитанники уже достаточно развиты, чтобы самостоятельно принимать участие в небольших постановках. И это неудивительно, ведь ребята могут хорошо запоминать слова и действия, интонировать, перевоплощаться в того или иного персонажа.
Казалось бы, театрализация (в привычном понимании) актуальна лишь для детей, в достаточной степени освоивших речь, а в ясельной группе воспитанники могут выступать лишь с пассивной позиции зрителя. Однако это не совсем так. Рассмотрим двойственность театральной деятельности в ясельной группе детского сада.
В первом случае малыши действительно являются зрителями. Воспитатель с помощью специально изготовленных кукол или фигурок показывает детям какое-либо действо. Обычно это – хорошо знакомые детям сказки («Колобок», «Теремок», «Репка» и другие). Подобный вид театральной деятельности способствует появлению и проявлению положительных эмоций у ребенка. Он не только узнает привычные сюжеты, но и видит персонажей «ожившими». Они уже не просто изображение в картинке, а вполне осязаемы. Поэтому для малышей такие спектакли сродни чуду. Не удивительно, что дети (даже тревожные и неусидчивые) с интересом наблюдают за происходящим «на сцене», а поход в детский сад становится для него чем-то более интересным.
Помимо этого, воспитанники ясельной группы могут становиться участниками театрального представления. Не обладая (зачастую) развитой речью, они могут показывать с помощью кукол и фигурок какое-то действо. Безусловно, в 2-3 года ребенок еще не сформировал навык самостоятельного построения сюжетной или сюжетно-ролевой игры в полной мере. Тем не менее, таким малышам не только интересно, но и полезно предоставлять возможность стать участниками театра. Первоначально можно использовать следующий алгоритм. Сперва воспитатель показывает детям небольшую сценку (например, знакомую сказку). После этого то же действие дают выполнить малышам: под словесное сопровождение педагога, дети двигают фигурки и взаимодействуют с ними. Помимо положительного отклика, воспитанники приобретают навык совместной деятельности. У них повышается уровень самооценки и, как следствие, доверия к детскому саду, как к месту, где они могут проявить себя.
Такие простые и, на первый взгляд, незначительные приемы театрализации способствуют повышению уровня комфорта пребывания ребенка в детском саду, его адаптации к новому окружению. Подобная деятельность в ясельной группе, по мнению И.П. Волкова, является безопасным методом работы с психологическим и эмоциональным состоянием детей, проработка и коррекция которых способствует успешной адаптации [Волков, 14]. Кроме того, начиная занятия театром в раннем дошкольном возрасте, дети развивают воображение и свои творческие способности, умение действовать не единолично, а в коллективе, выполнять правила и соблюдать определенную периодичность действий. Все это, являясь одним из шагов в пути адаптации к детскому саду, в перспективе может стать задатком успешной адаптации, но уже к школьной жизни.
Список литературы:
1. Акулова О. театрализованные игры//Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 24-32.
2. Волков И.П., Учим творчеству. – Москва, 1986. – 142 с.
3. Панько Е.А. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. – Мозырь: изд-во Белый ветер, 2016. – 184 с.
4. Тургунова А.И., Паничева В.В. Особенности арт-терапии в адаптационный период детей ясельной группы// Приоритеты воспитания: историко-культурный поиск и современные практики. – Воронеж, 2021. С. 155-158.