Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности в подготовительной группе хореографического ансамбля "Калинка"
Авторы: Дубровина Ольга Геннадьевна
и Нагалина Радмила Николаевна
г. Воронеж
Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Срок реализации: 3 года.
Образовательная программа направлена на обучение детей основам хореографии, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей. Изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, помогая ученикам физически развиваться и повышать уровень общего образования и культуры.
Развитие современного танцевального искусства связано с расширением жанрового и стилистического разнообразия. Появление новых стилей, в корне отличающихся от традиционных академических систем хореографии, заставляет педагогов обратить внимание на новые танцевальные техники.
Уровни образовательной программы:
"Стартовый уровень": I-III годы обучения.
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, что дает широкий спектр хореографического образования для обучающихся.
Педагогическая целесообразность образовательной программы хореографического коллектива определена тем, что ориентирует на приобщение каждого ученика к танцевально- музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной жизни, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства. Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у воспитанников чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны.
Отличительная особенность образовательной программы и образовательно-воспитательного процесса в ансамбле «Калинка» — это комплексность, доступность, народность, художественность. Воспитание и образование осуществляется по логически выстроенной и продуманной системе, подчеркивая особенности данной программы:
· воспитание у детей любви к русскому народному творчеству, потребности общения с ним;
· обучение практическим видам деятельности — основам классического и народно сценического танца;
· образование в народных традициях как процесс ознакомления с лучшими образцами классического и русского танца, народного костюма;
· освоение определенной системы знаний об истории искусства, фольклоре, композиторах, исполнителях, о средствах музыкальной выразительности жанрах, прикладном творчестве;
· образовательная программа нацелена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе;
· создание основы для осознанного выбора и освоения профессии.
Новизна данной программы в том, что учтены и адаптированы основные направления танца и пластики к возможностям обучающихся разных возрастов с использованием новых педагогических технологий в проведении занятий. Программа позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями, развить природные способности восприятия, эмоциональности, воображения, мышления и художественно- эстетического образования.
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ:
· ФЗ Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· ФЗ от 14.07.2022 г. №295-ФЗ «О внесении изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Указ Президента РФ от 21.07. 2020 г. №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»
· Указ Президента РФ от 19.11.2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей»
· Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. «О стратегии национальной безопасности РФ»
· ФЗ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
· Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступил в силу с 1 марта 23 года)
· Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития ДО детей до 2030 года»
· Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
· Распоряжения правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»
· Национального проекта «Образование» утв. президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г.№16) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»
· Распоряжения правительства РФ от 29.02. 2016 г. №326-р «Об утверждении стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.»
· Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»
· Приказ Министерства просвещения РФ от 20.02.2021 г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем ДО детей, утверждённую приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467»
• Письмо Минпросвещения России от 18.07.2022 г. №АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания»
• Распоряжение Правительства Воронежской области от 23.05.2020 г. №784-р «Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Воронежской области на 2020-2025 годы»
• Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 29.03.2022г. №386 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования образования ДО детей в Воронежской области»
· Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 29.07.2022 г. 1055 «О внедрении целевой модели наставничества педагогических работников в образовательной организации Воронежской области»
· Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества с изменениями от 4.10.2018 г.;
- Положение «О порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Центре развития творчества детей и юношества» от 27.08.2019 г.
- Положение «Об аттестации обучающихся МБУДО ЦРТДиЮ» от 27.08.2019г.
- Правила приёма, перевода и отчисления обучающихся в МБУДО ЦРТДиЮ от 27.08.2019г.
- Правила внутреннего распорядка обучающихся МБУДО ЦРТДиЮ от 27.08.2019 г.
- КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА «БУДУЩЕЕ НАСТУПАЕТ СЕГОДНЯ!».
Целью программы является создание условий для формирования духовного и физического развития, раскрытия индивидуальных способностей личности ребёнка в целом, оказание помощи в поиске профессиональной ориентации. Воспитание эстетического вкуса и формирование общей культуры.
Для реализации поставленной цели решаются образовательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные задачи.
Образовательные задачи:
- сформировать навыки правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии;
- привить интерес к хореографическому искусству;
- привить умения слышать, слушать музыку и передавать ее содержание в движении;
- обучить детей приёмам самостоятельной и коллективной работы;
- совершенствовать выразительность исполнения.
Развивающие:
- развить музыкально-ритмические навыки;
- развить интерес к истории хореографии;
- выявить и развить творческие способности;
- развить элементарную ориентацию детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков – фигур;
- развить силу, выносливость, координацию движений.
Воспитательные:
- сформировать гармоничную личность ребёнка;
- сформировать эстетический вкус;
- привить чувство любви и уважения к различным видам искусства и культуры;
- привить чувство дружбы, взаимопомощи и взаимоуважения внутри коллектива;
- воспитать дисциплинированность, правила поведения в обществе;
- ознакомить с историей возникновения, особенностями классического, народно-сценического танца;
- воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Оздоровительные задачи:
- укрепление здоровья детей, способствующее их нормальному росту и физическому развитию;
- формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие природных физических данных ребёнка.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Образовательный процесс предусматривает использование различных форм занятий:
- традиционное занятие: репетиция, лекция, тренировка, практическая работа, самостоятельная работа, сообщение новых знаний, повторение и обобщение.
- нетрадиционное занятие – занятие –игра, конкурс, викторина, экскурсия, соревнование т.д.
В основу взяты следующие методы работы: практический, игровой, словесный, наглядный, репродуктивный, методы эмоционального стимулирования, метод контроля и поощрения, логический, проблемный; частично-поисковый; исследовательский.
Выбранные методы и формы работы формируют коммуникативные навыки, снимают тревожность, учат воспитанников справляться со своими проблемами, расширяют кругозор, воспитывают культуру. На занятиях проводится постоянная смена вида деятельности, теоретическая работа чередуется с практической, используются игровые технологии. Значительное место в образовательном процессе отводится репетиционной деятельности. В процессе постановочной работы, репетиций дети проявляют свою индивидуальность, приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Они осваивают музыкально-танцевальную природу искусства.
В рамках реализации программы, дети изучают народный и классический танец. В процессе обучения в хореографическом объединении «Калинка» учащиеся приобретают умение ориентироваться в пространстве, двигаться по площадке в различных рисунках и ракурсах, навыки координации, развивается культура общения с партнером, навыки ансамблевого исполнения, эмоциональная отзывчивость, умение передать в движении стилевые особенности народной музыки, разнообразие ее темпов и ритмов.
Режим занятий:
Количество детей в группе формируется в соответствии с Уставом учреждения:
1-й год обучения – не менее12 человек
2-й год – не менее 10 человек
3- й год и последующие – не менее 8 человек.
Периодичность занятий:
1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа - 144 часа в год.
2-3 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год.
Продолжительность учебного часа для обучающихся 30 минут.
Занятия во всех группах проводятся с соответствующими перерывами согласно СанПИНам.
В случае выявления воспитанников с признаками одаренности, обучение этих детей осуществляется по специально разработанным индивидуальным маршрутам.
В случаях приостановки очного образовательного процесса по различным причинам данная образовательная программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий согласно локального акта МБУДО ЦРТДиЮ «Об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Программой предусмотрено использование ЭО и ДОТ во всех предусмотренных законодательством РФ формах получения дополнительного образования: различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Для организации учебного процесса могут быть использованы общедоступные образовательные онлайн платформы и другие телекоммуникационные ресурсы.
В содержании данной программы заложены основные направления воспитания обучающихся в соответствии с Концепцией воспитательной деятельности Центра «Будущее наступает сегодня!» через реализацию воспитательных задач и применение разнообразных форм деятельности.
Реализации задач воспитания осуществляется как во время учебного занятия, так и в каникулярное время. К программе ежегодно составляется план воспитательной работы объединения.
Планируемые результаты:
"Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Личностные:
Сформируется:
· развитие художественно-эстетического вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
· реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов;
· позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
Сформируются умения:
· высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни;
· решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях образовательного учреждения;
· проявлять творческую инициативу в хореографической деятельности, в художественно-эстетической жизни объединения, Центра (концерты, праздники, конкурсы).
Метапредметные:
Освоят и научатся:
- способам деятельности, при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
- сравнению, нахождению ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
- самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- участвовать в жизни объединения, образовательного учреждения,
- сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.
Сформируются умения:
- наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;
- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства;
- передавать свои впечатления в устной форме.
- сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем
- следовать режиму организации образовательной и внеобразовательной деятельности.
Предметные:
Сформируется представление:
- о различных видах музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека;
- о танцевальных направлениях;
-об основных закономерностях хореографического искусства.
Сформируются умения:
- определять по характерным признакам хореографических композиций - танец классический, народный, эстрадный, современный;
- эмоционально воспринимать и оценивать танец;
- понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности;
- исполнять изученные танцевальные комбинации, участвовать в публичных выступлениях объединения, ЦРТДиЮ.
Для достижения поставленных задач используются следующие педагогические технологии: здоровье сберегающего обучения (физкультминутки, тематические беседы на темы сохранения здоровья); дифференцированного обучения; развивающего обучения (усложнение материала с каждым последующим годом обучения); личностно ориентированного обучения; игрового обучения.
В ходе реализации задач используются следующие принципы обучения: восхождение от простого к сложному; индивидуализация и дифференциация обучения; принцип целенаправленности; систематичности и последовательности; сознательности и активности; наглядности обучения; доступности; воспитывающего и развивающего обучения; принцип непрерывности.
Формы подведения итогов реализации программы:
· зачет
· открытое занятие
· отчетный концерт.
Учебный план 1-го года обучения:
№ |
РАЗДЕЛ |
Количество часов |
Форма аттестации / контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие
|
2 |
1 |
1 |
опрос |
2 |
Партерная гимнастика |
42 |
8 |
34 |
Контрольное упражнение |
3 |
Ритмика |
48 |
4 |
44 |
Контрольное упражнение |
4 |
Основы народно - сценического танца |
50 |
6 |
44 |
Опрос |
5 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Контрольный показ |
|
Итого: |
144 |
20 |
124 |
|
Учебный план 2-го года обучения:
№ |
РАЗДЕЛ |
Количество часов |
Форма аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
опрос |
2 |
Партерная гимнастика |
88 |
8 |
80 |
Контрольные упражнения |
3 |
Ритмика |
60 |
4 |
56 |
опрос |
4 |
Основы народно танца |
64 |
6 |
58 |
Контрольные упражнения |
5 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Контрольный показ |
|
Итого: |
216 |
20 |
196 |
|
Учебный план 3-го года обучения:
№ |
РАЗДЕЛ |
Количество часов |
Форма аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
опрос |
2 |
Основы классического танца. Партерная гимнастика. |
96 84 |
8 |
88 |
Контрольные упражнения |
3 |
Репетиционная работа. |
48 |
4 |
44 |
Контрольный показ |
4 |
Основы народно-сценического танца |
68 |
6 |
62 |
опрос |
5 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Контрольный показ |
|
Итого: |
216 |
20 |
196 |
|
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (1-й год обучения):
Тема |
Контролируемые знания, умения, навыки |
Формы контроля |
Сроки (дата) |
Вводное занятие. |
ОБЖ. Правила поведение при ЧС. Правила поведения на занятиях. |
Опрос. |
Сентябрь- декабрь |
Партерная гимнастика |
Князевский станок, исполнение элементарных движений, работа на ковриках. |
Вопросник Контрольное занятие |
Декабрь - май |
Ритмика |
Умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение в ответ на звучание каждой части музыкального произведения; |
Карточки-задания контрольное занятие |
Декабрь- май |
Основы народно - сценического танца |
Правильное исполненение элементарных, простых танцевальных комбинаций. |
Карточки – задания, контрольное занятие |
Декабрь - май |
Итоговое занятие |
Знания и умения, полученные обучающимися за учебный год. |
Итоговое занятие. |
Май |
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (2-й год обучения):
Тема |
Контролируемые знания, умения, навыки |
Формы контроля |
Сроки (дата) |
Вводное занятие. |
ОБЖ. Правила поведение при ЧС. Правила поведения на занятиях. |
Опрос. |
Сентябрь- декабрь |
Партерная гимнастика |
Князевский станок, исполнение усложненных движений, работа на ковриках. |
Вопросник Контрольное занятие |
Декабрь - май |
Ритмика |
Умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение в ответ на звучание каждой части музыкального произведения; |
Карточки-задания контрольное занятие |
Декабрь- май |
Основы народно - сценического танца |
Выполнение движений выученных в течение года |
Карточки – задания, контрольное занятие |
Декабрь - май |
Итоговое занятие |
Умения, полученные обучающимися за учебный год. |
Итоговое занятие. |
Май |
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (3-й год обучения):
Тема |
Контролируемые знания, умения, навыки |
Формы контроля |
Сроки (дата) |
Вводное занятие. |
ОБЖ. Правила поведение при ЧС. Правила поведения на занятиях. |
Опрос. |
Сентябрь- декабрь |
Основы классического танца. Партерная гимнастика |
Позиция ног и рук; постановка корпуса и головы; князевский станок. Исполнение сложных движений, работа на ковриках. |
Вопросник Контрольное занятие |
Декабрь - май |
Основы народно-сценического танца |
Четкое музыкальное исполнение танцевальных комбинаций |
Карточки – задания, контрольное занятие |
Декабрь - май |
Репетиционная работа |
Исполнение концертных номеров. Артистичное и выразительное исполнение. Профессиональный подход к исполнению. |
Контрольное занятие, открытое занятие, концерт |
Декабрь - май |
Итоговое занятие |
Умения, полученные обучающимися за учебный год. |
Итоговое занятие. |
Май |
Список литературы:
1. Базарова Н., Мэй В. Азбука классического танца. Первое три года обучения: Учеоное пособие. 4-е изд., испр. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008. — 344с.
2. Богданов Г. Урок русского народного танца,— М.: Изд-во МГИК, 1995. — 243 с.
3. Борзов А. Народно-сценический танец / Методические рекомендации и примерная программа для детских хореографических коллективов <'-М.: ВНМЦ НТ и КПР. 1985. — 25с.
4. Боттомер П. Уроки танца. — М.: Эксмо, 2004г. — 380 с.
5. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 1999, - 198с.
6. Васильева Е. Танец. — М.: Искусство,1968. — 286с.
7. Вербицкая А. Основы сценического движения. — М.: Искусство. 1983. — 186 с.
8. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. - М.: Гном и Д, 2002. — 96 с.
9. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М,: ВАКО, 2004, 56с.
10. Захаров В. Образы русского танца. — М.: Искусство 1986. — 236с.