Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании

Дата публикации: 2024-04-16 16:52:36
Статью разместил(а):
Кудухова Нонна Нугзаровна

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании 

Докладчик: Кудухова Нонна Нугзаровна

 

Фокус образовательной парадигмы в XXI веке сместился с преподавателя и процесса преподавания на учащегося и процесс обучения. Перед педагогами сегодня стоит задача максимально эффективного использования ИКТ для поддержки преподавания и процесса обучения.

Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается информационное обеспечение процесса обучения — система форм и методов его отображения на каком-то носителе информации.

Достаточно долго основным носителем этого обеспечения и основным инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения полученной информации были мозг, язык и слух человека. Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Правда, сначала они использовались в основном как большие автоматические арифмометры.

Принципиально новый шаг был сделан, когда от применения компьютеров для решения отдельных задач перешли к использованию их для системной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по обработке информации.

Одним из требований нового государственного образовательного стандарта является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.

21 век – век высоких компьютерных технологий. Компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности человека. На сегодняшний день использование информационно-коммуникационных технологий в системе образования становится необходимо. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре, он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Из курса педагогики известно, что большую роль в обучении играет принцип наглядности. В современном правовом обучении используют различные виды наглядности. Это важные средства обучения праву, связанные с визуальным (зрительным) и аудиальным (слуховым) восприятием информации.

Дидактические основы применения ИКТ в обучении.

Для того чтобы успешно проводить уроки и другие занятия с использованием информа­ционно-коммуникационных технологий, необходимо знать дидактические основы примене­ния ИКТ в образовании. Формы и место применения новых информационных технологий в процессе обучения разнообразны.

Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку (изготовление карточек и другого раздаточного материала); непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний). Использование ИТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже сущест­вующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффек­тивному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.

ИКТ применяются также для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. Например, электронные и информа­ционные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении ново­го материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного мате­риала на уроке. Ресурсы с визуальной, аудио- информацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащих­ся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различ­ных видов контроля и оценки знаний.

Итак, сегодня имеется ряд отработанных моделей использования ИКТ на уроках обществознания (права):

  • демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности;
  • тестирование - с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безоши­бочная аттестация учащихся по темам;
  • отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.

Однако в настоящее время на уроках обществознания (права) не так уж часто используются инфор­мационные технологии. Одной из причин этого является недостаток программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу, пособие для учителя, которое содержит описание не только технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы.

На данный момент существует нехватка качественных отечественных программных продуктов (речь идет о компакт-дисках, имеющихся в свободной продаже). Вместе с ними пользователь получает в лучшем случае лишь описание содержания, инструкцию по эксплуатации. Ему предоставляется самостоятельно продумать как и где их применять, что требует дополнительных затрат времени и наличие опыта.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий. Компьютер не может полностью заменить учителя, он лишь способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия учащегося и выдавать подсказку, задавать вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрывать те или иные темы предметной области, в том числе вариативно. Конечно, же, круг вопросов и тем, и даже число вариаций, определено заранее. Специалист же ответит на любой вопрос, в том числе и неудачно сформулированный, причем ответ буден дан в формулировке, соответствующей возможностям ученика, с учетом многих внешних обстоятельств и факторов его личности.

Деятельность педагога в новых условиях направлена не на воспроизводство информации а на оказание поддержки, сопровождения и наставления обучающегося в образовательном процессе. Новыми задачами преподавателя становятся контроль за ходом учебы, осуществление обратной связи в процессе выполнения заданий, консультирование обучающихся, развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков, самостоятельности в обучении. Использование информационных технологий в обучении праву позволяет создать ус­ловия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:

1. Наглядности, создаваемой компьютером.

2. Реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ.

3. Автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждо­му ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения зна­ний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия).

4. Технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, по­зволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения.

5. Развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Достоинства и недостатки использования ИКТ.

Выделим основные достоинства и недостатки при использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения праву. Среди достоинств приме­нения ИКТ можно выделить следующие:

  • использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности, уси­лению мотивации ученика (за счет работы с компьютером, проектором и др.);
  • интерактивность, возможность построить обучение в режиме диалога;
  • компьютер позволяет реализовать индивидуализированное обучение. Каждый ученик выполняет работу в своем ритме, учащиеся выполняют разный объем за­даний в зависимости от своих возможностей;
  • обучение становится более наглядно, за счет графического представления инфор­мации, использования мультимедиа;
  • экономия времени на уроке;
  • ИКТ необходимы для формирования полного образа понятия (этому способствует визуализация информации);
  • с помощью ИКТ создают динамические модели изучаемых явлений, что способствует более полному выявлению свойств этих явлений;
  • быстрая обратная связь, контроль учебного процесса со стороны обучаемого. Уче­ник видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по прошествии ка­кого-либо времени, когда для него оценка теряет свою актуальность ;
  • развитие дивергентного мышления (или креативности);
  • выставление оценки всегда объективно и не зависит от личного отношения преподавателя и ученика.

Компьютер обеспечивает быстрое усвоение школьной программы, расширяет кругозор, учит пользоваться энциклопедическими изданиями. Ребенок располагает средствами доступа к обширной информации об интеллектуальном, культурном опыте человечества.

К недостаткам применения ИКТ в обучении можно отнести:

  • дорогостоящее оборудование, литература;
  • большие временные затраты при подготовке материала
  • необходимость в поддержке специалистов;
  • негативное влияние на работоспособность, самочувствие и работоспособность ученика;
  • высокие нагрузки (умственные, зрительные, нервно-эмоциональные);
  • организационно-технические проблемы и др.

ИКТ подразумевает под собой: 

  • технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. 
  • использование самого компьютера, самых разных программ. 

Основная цель применения ИКТ: обеспечить повышение результативности образования. 

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают интерес к уроку;
  • активизируют познавательную деятельность учащихся;
  • развивают творческий потенциал учащихся;
  • осовременивают урок.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составлять план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Применение ИКТ в процессе обучения школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Для этого учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются:

- технические, т.е умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

- методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения учащихся;

- технологические, т.е умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках.

Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Актуальность и новизна обусловлена: 

Во-первых, в информационном обществе важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления.

Во-вторых, использование компьютера в повседневной жизни становится элементом общей культуры человека. У студентов наблюдается большой интерес к компьютерам, повышается мотивация к изучению предметов.

В-третьих, введение профильного обучения предполагает углубленное изучение спец.предметов. При этом неуклонно возрастает роль ИКТ как средства модернизации процесса образования.

Успешность работы учебных заведений сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности, владеющей современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Это обусловливается рядом факторов:

Во-первых, человек, умеющий работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами и телекоммуникационными сетями, обладающий информационной культурой приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое мировоззрение.

Во-вторых, владея опытом творческой деятельности, он находится в более выгодном положении по отношению к людям, пользующихся стандартными, устоявшимися методами.

В-третьих, он способен повышать свой интеллектуальный уровень, развивать и внедрять прогрессивные технологии, саморазвиваться в любом образовательном направлении.

Только общество, состоящее из личностей, обладающих высоким творческим потенциалом и уровнем информационной культуры, может обеспечить себе достойные условия существования.

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. В настоящее время преподаватель не может работать как раньше. Он должен научить обучающихся пользоваться информационно-коммуникационные технологии и самостоятельно добывать информацию. Одно из основных направлений моей работы с учащимися – использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. Самостоятельная работа предполагает наивысшую степень активности. Для этого надо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся была заинтересованность работой, удовлетворенность результатом, но при этом по сути самостоятельной.

Для достижения поставленных целей необходимо:

  • Формирование у обучающихся умений работать с информацией;
  • Развитие коммуникативных способностей;
  • Подготовка личности «информационного общества»;
  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

При объяснении нового материала и проведении практических работ можно использовать компьютерные программы Ехсеl, Раint, Аdobе Рhotoshор, Word, РоwerРоint. Работа с ними по силам даже начинающим осваивать компьютер.

Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы РоwегРоinт, можно сделать учебные наглядные пособия по любому разделу программы.

Овладение программой Аdobе Рhotoshор может позволить преподавателям и мастерам производственного обучения создавать оригинальные стенды для кабинетов или учебных мастерских, что позволит экономить средства на их покупку.

Используя специальные тестовые оболочки по своему предмету преподаватель сможет в интересной для учащихся электронной форме проводить проверку знаний.

Итак, Вопрос первый: что? Какие могут быть информационные ресурсы. Их огромное многообразие:

электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний; виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры; энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия; дистанционные учебные курсы, электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы; электронная почта, электронные телеконференции; поисковые системы, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты).

Возникает следующий вопрос: где это все брать? Помимо того, что сейчас есть возможность приобретения данных ресурсов на различных носителях, в сети интернет существует огромное количество образовательных сайтов, сайтов, где учителя могут найти либо готовые к применению ресурсы, либо создать их самостоятельно.

Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий

1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. Важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её.

2. Используя ИКТ, необходимо планировать работу по обобщению и закреплению учебного материала через использование мультимедийных энциклопедий, включение тестовых заданий и закрепление знаний, умений и навыков на обучающих тренажерах, в обучающих программах.

4. Планируя формы работы с использованием ИКТ, необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный  материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность).

5. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие студентов в группе, поэтому важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.

6. Необходимо ориентировать учебную деятельность и самостоятельную работу обучающихся на удовлетворение образовательных  потребностей студента.

8. При подготовке к занятиям с использованием ИКТ необходимо учитывать особенности акцентирования (зрительного) отдельных элементов, физиологические стороны восприятия (четкость печати, особенности шрифтов

Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) сопряжено с изменениями в системе использования и оценивания знаний. Сле­довательно, динамично меняются способы обучения, методики и технологии.

Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования ИКТ. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.  

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site