Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании
Докладчик: Кудухова Нонна Нугзаровна
Фокус образовательной парадигмы в XXI веке сместился с преподавателя и процесса преподавания на учащегося и процесс обучения. Перед педагогами сегодня стоит задача максимально эффективного использования ИКТ для поддержки преподавания и процесса обучения.
Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается информационное обеспечение процесса обучения — система форм и методов его отображения на каком-то носителе информации.
Достаточно долго основным носителем этого обеспечения и основным инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения полученной информации были мозг, язык и слух человека. Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Правда, сначала они использовались в основном как большие автоматические арифмометры.
Принципиально новый шаг был сделан, когда от применения компьютеров для решения отдельных задач перешли к использованию их для системной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по обработке информации.
Одним из требований нового государственного образовательного стандарта является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.
21 век – век высоких компьютерных технологий. Компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности человека. На сегодняшний день использование информационно-коммуникационных технологий в системе образования становится необходимо. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре, он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Из курса педагогики известно, что большую роль в обучении играет принцип наглядности. В современном правовом обучении используют различные виды наглядности. Это важные средства обучения праву, связанные с визуальным (зрительным) и аудиальным (слуховым) восприятием информации.
Дидактические основы применения ИКТ в обучении.
Для того чтобы успешно проводить уроки и другие занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий, необходимо знать дидактические основы применения ИКТ в образовании. Формы и место применения новых информационных технологий в процессе обучения разнообразны.
Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку (изготовление карточек и другого раздаточного материала); непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний). Использование ИТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.
ИКТ применяются также для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной, аудио- информацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Итак, сегодня имеется ряд отработанных моделей использования ИКТ на уроках обществознания (права):
- демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности;
- тестирование - с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам;
- отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
Однако в настоящее время на уроках обществознания (права) не так уж часто используются информационные технологии. Одной из причин этого является недостаток программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу, пособие для учителя, которое содержит описание не только технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы.
На данный момент существует нехватка качественных отечественных программных продуктов (речь идет о компакт-дисках, имеющихся в свободной продаже). Вместе с ними пользователь получает в лучшем случае лишь описание содержания, инструкцию по эксплуатации. Ему предоставляется самостоятельно продумать как и где их применять, что требует дополнительных затрат времени и наличие опыта.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий. Компьютер не может полностью заменить учителя, он лишь способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия учащегося и выдавать подсказку, задавать вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрывать те или иные темы предметной области, в том числе вариативно. Конечно, же, круг вопросов и тем, и даже число вариаций, определено заранее. Специалист же ответит на любой вопрос, в том числе и неудачно сформулированный, причем ответ буден дан в формулировке, соответствующей возможностям ученика, с учетом многих внешних обстоятельств и факторов его личности.
Деятельность педагога в новых условиях направлена не на воспроизводство информации а на оказание поддержки, сопровождения и наставления обучающегося в образовательном процессе. Новыми задачами преподавателя становятся контроль за ходом учебы, осуществление обратной связи в процессе выполнения заданий, консультирование обучающихся, развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков, самостоятельности в обучении. Использование информационных технологий в обучении праву позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:
1. Наглядности, создаваемой компьютером.
2. Реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ.
3. Автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия).
4. Технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения.
5. Развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
Достоинства и недостатки использования ИКТ.
Выделим основные достоинства и недостатки при использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения праву. Среди достоинств применения ИКТ можно выделить следующие:
- использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности, усилению мотивации ученика (за счет работы с компьютером, проектором и др.);
- интерактивность, возможность построить обучение в режиме диалога;
- компьютер позволяет реализовать индивидуализированное обучение. Каждый ученик выполняет работу в своем ритме, учащиеся выполняют разный объем заданий в зависимости от своих возможностей;
- обучение становится более наглядно, за счет графического представления информации, использования мультимедиа;
- экономия времени на уроке;
- ИКТ необходимы для формирования полного образа понятия (этому способствует визуализация информации);
- с помощью ИКТ создают динамические модели изучаемых явлений, что способствует более полному выявлению свойств этих явлений;
- быстрая обратная связь, контроль учебного процесса со стороны обучаемого. Ученик видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по прошествии какого-либо времени, когда для него оценка теряет свою актуальность ;
- развитие дивергентного мышления (или креативности);
- выставление оценки всегда объективно и не зависит от личного отношения преподавателя и ученика.
Компьютер обеспечивает быстрое усвоение школьной программы, расширяет кругозор, учит пользоваться энциклопедическими изданиями. Ребенок располагает средствами доступа к обширной информации об интеллектуальном, культурном опыте человечества.
К недостаткам применения ИКТ в обучении можно отнести:
- дорогостоящее оборудование, литература;
- большие временные затраты при подготовке материала
- необходимость в поддержке специалистов;
- негативное влияние на работоспособность, самочувствие и работоспособность ученика;
- высокие нагрузки (умственные, зрительные, нервно-эмоциональные);
- организационно-технические проблемы и др.
ИКТ подразумевает под собой:
- технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
- использование самого компьютера, самых разных программ.
Основная цель применения ИКТ: обеспечить повышение результативности образования.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к уроку;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составлять план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Применение ИКТ в процессе обучения школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Для этого учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются:
- технические, т.е умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
- методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения учащихся;
- технологические, т.е умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках.
Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Актуальность и новизна обусловлена:
Во-первых, в информационном обществе важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления.
Во-вторых, использование компьютера в повседневной жизни становится элементом общей культуры человека. У студентов наблюдается большой интерес к компьютерам, повышается мотивация к изучению предметов.
В-третьих, введение профильного обучения предполагает углубленное изучение спец.предметов. При этом неуклонно возрастает роль ИКТ как средства модернизации процесса образования.
Успешность работы учебных заведений сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности, владеющей современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Это обусловливается рядом факторов:
Во-первых, человек, умеющий работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами и телекоммуникационными сетями, обладающий информационной культурой приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое мировоззрение.
Во-вторых, владея опытом творческой деятельности, он находится в более выгодном положении по отношению к людям, пользующихся стандартными, устоявшимися методами.
В-третьих, он способен повышать свой интеллектуальный уровень, развивать и внедрять прогрессивные технологии, саморазвиваться в любом образовательном направлении.
Только общество, состоящее из личностей, обладающих высоким творческим потенциалом и уровнем информационной культуры, может обеспечить себе достойные условия существования.
Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. В настоящее время преподаватель не может работать как раньше. Он должен научить обучающихся пользоваться информационно-коммуникационные технологии и самостоятельно добывать информацию. Одно из основных направлений моей работы с учащимися – использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. Самостоятельная работа предполагает наивысшую степень активности. Для этого надо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся была заинтересованность работой, удовлетворенность результатом, но при этом по сути самостоятельной.
Для достижения поставленных целей необходимо:
- Формирование у обучающихся умений работать с информацией;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Подготовка личности «информационного общества»;
- Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
При объяснении нового материала и проведении практических работ можно использовать компьютерные программы Ехсеl, Раint, Аdobе Рhotoshор, Word, РоwerРоint. Работа с ними по силам даже начинающим осваивать компьютер.
Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы РоwегРоinт, можно сделать учебные наглядные пособия по любому разделу программы.
Овладение программой Аdobе Рhotoshор может позволить преподавателям и мастерам производственного обучения создавать оригинальные стенды для кабинетов или учебных мастерских, что позволит экономить средства на их покупку.
Используя специальные тестовые оболочки по своему предмету преподаватель сможет в интересной для учащихся электронной форме проводить проверку знаний.
Итак, Вопрос первый: что? Какие могут быть информационные ресурсы. Их огромное многообразие:
электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний; виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры; энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия; дистанционные учебные курсы, электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы; электронная почта, электронные телеконференции; поисковые системы, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты).
Возникает следующий вопрос: где это все брать? Помимо того, что сейчас есть возможность приобретения данных ресурсов на различных носителях, в сети интернет существует огромное количество образовательных сайтов, сайтов, где учителя могут найти либо готовые к применению ресурсы, либо создать их самостоятельно.
Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий
1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. Важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её.
2. Используя ИКТ, необходимо планировать работу по обобщению и закреплению учебного материала через использование мультимедийных энциклопедий, включение тестовых заданий и закрепление знаний, умений и навыков на обучающих тренажерах, в обучающих программах.
4. Планируя формы работы с использованием ИКТ, необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность).
5. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие студентов в группе, поэтому важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.
6. Необходимо ориентировать учебную деятельность и самостоятельную работу обучающихся на удовлетворение образовательных потребностей студента.
8. При подготовке к занятиям с использованием ИКТ необходимо учитывать особенности акцентирования (зрительного) отдельных элементов, физиологические стороны восприятия (четкость печати, особенности шрифтов
Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) сопряжено с изменениями в системе использования и оценивания знаний. Следовательно, динамично меняются способы обучения, методики и технологии.
Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования ИКТ. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.