Применение технологии развития креативного мышления на уроках истории
Применение технологии развития креативного мышления на уроках истории
Докладчик: Гафурова Ольга Альбертовна
ГБОУ "СОШ № 169", Санкт-Петербург
История – это не просто набор дат и фактов, а увлекательное путешествие в прошлое, позволяющее понять суть происходивших событий и их влияние на современность. Креативное мышление – это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения проблем и видеть вещи с необычной точки зрения.
Для того чтобы ученики не только запоминали исторические события, но и развивали своё креативное мышление, применение технологии развития креативности на уроках истории становится необходимым.
Интерактивные уроки: Проводите интерактивные уроки, где ученики будут активно участвовать в обсуждениях, дебатах, ролевых играх. Предложите им создать мини-пьесы или презентации на историческую тему, где они смогут проявить свою креативность и понимание происходивших событий.
Использование технологий: Воспользуйтесь современными технологиями, такими как интерактивные доски, онлайн - ресурсы, приложения для обучения истории. Это поможет сделать уроки более интересными и доступными для учеников, а также развить их навыки работы с информацией.
Проведение дискуссий и дебатов: Учащиеся могут разыгрывать роли исторических личностей, обсуждать их поступки и принимать решения, основываясь на исторических фактах. Это поможет школьникам развить навыки аргументации, критического мышления и толерантности к различным точкам зрения.
Визуализация исторических событий: Используйте визуальные материалы, такие как карты, схемы, иллюстрации, для наглядного представления исторических событий. Попросите учеников создать свои собственные карты событий, где они будут отмечать ключевые даты, места и факты. Это поможет им лучше запомнить информацию и легче ориентироваться в хронологии событий.
Креативные проекты: Предложите ученикам создать креативные проекты на историческую тему, такие как макеты, коллажи, видеопрезентации. Это поможет им не только углубить знания, но и проявить свои творческие способности.
Применение технологии развития креативного мышления на уроках истории играет важную роль в обучении учащихся. Это помогает им не только запомнить факты, но и развить навыки анализа, критического мышления и творческого подхода к решению проблем. Учителям следует активно использовать различные методы и технологии, чтобы сделать уроки истории увлекательными и познавательными для учащихся.
Приемы развития креативного мышления школьников на уроках истории:
1. Страница исторической личности в социальных сетях. В качестве творческого домашнего задания, направленного на обобщение материала по времени правления определённой исторической личности, ученикам можно предложить создать страницу «ВКонтакте» для данного исторического деятеля.
Возможные информационные блоки: 1. Основная информация. 2. Сообщества. 3. Образование. 4. Карьера. 5. Интересы. 6. Взгляды. 7. Информационные посты, сопровождённые иллюстрациями.
Вся информация, размещённая на странице должна соответствовать исторической эпохе, в которой жил герой.
Или работа с готовым (созданным учителем) информационным постом исторической личности в социальных сетях.
2. Проект «10 фактов обо мне». Пример. 9 класс. Тема «Отечественная война 1812 года». Цель: знакомство с личностями полководцев войны 1812 года (любого на выбор, возможны разные вариации по темам)
3. Составление кластера. Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Кластер способствует систематизации и обобщению учебного материала.
В результате, кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные способности в осмыслении учебной информации, выделить главное, подвести ребенка к собственному выводу, дает возможность ребенку самостоятельно найти и поработать с дополнительным материалом.
4. Инфографика - графический способ подачи информации.
Цель: быстро и чётко преподносить сложную информацию. Большой объем данных превращается в понятные схемы, графики и иллюстрации.
В качестве творческого домашнего задания можно предложить учащимся создать мем самостоятельно на заданную тему.
5. Разработка ментальной карты по теме.
Основными требованиями жизни, предъявляемыми сегодня к системе образования, являются развитие у учащихся самостоятельного креативного мышления, подготовка их к творческому созидательному труду, непрерывному образованию.
Эффективность использования ментальных карт в определенной степени зависит от наличия у учащихся навыков ее составления. Учитель здесь должен выступать не как интерпретатор знаний, а как координатор познавательного процесса, в функции которого входят корректировка учебного процесса, консультирование учеников.
Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления.
Экзаменационные работы ЕГЭ включают в себя задания по исторической карте. Определим, какие конкретные картографические умения выпускников школы они проверяют, и на что направить усилия учителю при организации работы учащихся с исторической картой, какие картографические знания и умения развивать у школьников.
Первое, что необходимо сделать ученику при выполнении заданий ЕГЭ с исторической картой – «узнать карту», т.е. определить географическое расположение данного фрагмента карты и хронологический период, к которому относятся события. В заданиях также проверяются знание историко-географических объектов и их расположение в системе других объектов на карте; умение пользоваться легендой карты. Кроме этого, задания на основе исторической карты проверяют у выпускников знание фактического материала (событий, имен и т.д.).
А еще "узнать" карту можно визуализируя событие с чем-то. Например, походы Святослава - в виде сердечка. Карта восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачева - визуализация по границам восстания.
Любой историко-географический объект на карте необходимо определять в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его место необходимо «связывать» в представлении учащихся с рекой, морем, другими городами. Например, не только найти на карте Новгород, а сразу определить реку Волхов, на берегах которой он расположен, и озеро, в которое впадает эта река. От общей карты перейти к тематической. Таким образом формируется перенос умения находить расположение города на любой другой карте. Иначе ученики, чаще всего, запоминают объект зрительно и в своем подсознании фиксируют «ищи Новгород в верхнем левом углу карты». А на другой карте там его уже не найти.
Например, задание по карте "Найди Смоленск". Ориентируемся по реке Днепр, Смоленск находится в "загогулинке" реки. В этих же местах располагалось племя кривичей (кривая реки).
Изучение исторических карт может быть сложным и утомительным процессом, особенно для тех, кто не имеет опыта в этой области. Однако, существует эффективный метод, который поможет запомнить исторические карты легче и быстрее - это использование ассоциаций.
Ассоциации - это связи между информацией, которые помогают нам запоминать и восстанавливать знания. Когда мы создаем ассоциации с историческими картами, мы делаем их более доступными и понятными для нашего мозга. Вместо того, чтобы просто запоминать сухие факты и цифры, мы создаем связи между картами и другими знаниями или образами, что делает процесс запоминания более интересным и эффективным.
Один из способов использования ассоциаций для запоминания исторических карт - это создание историй или сценариев вокруг карты. Например, если вы изучаете карту политических изменений в Европе в XIX веке, вы можете создать историю о политических лидерах, конфликтах и союзах, которые привели к изменениям на карте. Эта история поможет вам лучше запомнить местоположение стран и границ на карте.
Другой способ использования ассоциаций - это связывание исторических карт с нашими собственными лестницами или местами. Вы можете представить, что каждая страна или город на карте соответствует определенному месту в вашем доме или на улице. Это поможет вам лучше запомнить географическое расположение объектов на карте.
Также можно использовать цвета, формы и другие визуальные ассоциации для запоминания исторических карт. Например, вы можете выделить разные регионы на карте разными цветами или формами, чтобы легче запомнить их расположение и взаимосвязи.
Использование ассоциаций для запоминания исторических карт не только делает процесс обучения более увлекательным, но и повышает эффективность запоминания и понимания материала. Попробуйте этот метод при изучении исторических карт, и вы увидите, как легко и интересно можно усваивать новые знания.
Владение навыками анализа карт и визуального определения исторических событий на них необходимо для более глубокого и комплексного понимания истории. Понимание взаимосвязей между географией и историей поможет нам лучше оценить прошлые события и применить их уроки в настоящем и будущем.