Особенности педагогической работы с детьми на уроках эстрадного вокала в дополнительном образовании
Особенности педагогической работы с детьми на уроках эстрадного вокала в дополнительном образовании
Автор: Мелконян Марина Станиславовна
ГАУДО «Домисолька»
Аннотация: В этой статье автор пишет о тенденции к всеобщему саморазвитию, в частности, о моде на владение голосом с детства. В статье описана систематизация и взаимодействие вокальных методик по обучению эстрадному вокалу в дополнительном образовании.
Ключевые слова: тенденция к всеобщему развитию, педагог по вокалу, работа с детьми, целесообразность занятий вокалом, вокальные данные, педагогический репертуар.
Сегодняшний мир полон современных технологий и нововведений во всех отраслях деятельности человека, в том числе в творчестве, искусстве и педагогике. Возрастают ценности культуры и искусства, появляется стремительное желание расширения кругозора, и тренировки интеллекта, поиска нового «слова» на базе опыта предыдущих поколений. Появляется некая тенденция к всеобщему саморазвитию, модными становятся не только путешествия, походы в театр, музеи, выставки и мастер-классы, но и участие в шоу-проектах, конкурсах … В первую очередь «мода на образованность» касается педагогической системы, в частности, вокальной педагогики. Современные дети лучше разбираются в технике, больше видят, используя тот же интернет, имеют больше ресурсов, нежели предыдущие поколения; именно поэтому им необходима улучшенная, усовершенствованная система образования, воспитания и освоения общих и специальных навыков и умений, которая будет не просто обучать их секретам и тайнам жизни, поверхностно развлекать, но и расширять их умственные, физические и духовные возможности.
Главной задачей автора данной статьи в работе с детскими голосами послужила систематизация и взаимодействие нескольких вокальных методик развития детей от 6 лет в тандеме с вокальными методиками, (ранее опробованными автором на своем обучении), создание своих разработок на основе собственного педагогического опыта. Результатом научно-педагогической деятельности автора стало усиление эффективности общего развития индивидуумов, а так же наиболее выраженная и ранняя активизация работы певческого аппарата; расширение кругозора ребенка, физико-психологическое раскрепощение, а так же развитие в учащихся лидерских способностей, побуждение к самоанализу и самоконтролю в условиях современности.
Говоря об особенностях педагогической работы с детьми на уроках эстрадного вокала (индивидуальный вокал), следует подчеркнуть, что огромное значение в этой области имеет возраст обучаемого. Ведь пение – это комплексный, системный для всего организма процесс, управляемый высшей нервной деятельностью человека. К возрастным особенностям педагоги и психологи относятся с особым вниманием, так как у каждого возрастного этапа есть свои особенности и психологические задачи, следовательно, любое качество должно быть сформировано вовремя и без последствий. Возрастные периодизации отражают актуальные задачи того или иного возраста.
По Э.Эриксону ядро личности (структура личности - система психологических установок, мотивы, определяющие поведение) человека развивается в ходе решения внутриличностных базовых конфликтов при взаимодействии с обществом. В течение жизни человек проходит через 8 основных конфликтов (8 периодов), которые важно последовательно разрешать, так как нерешённый конфликт затормозит личностное развитие и будет препятствовать решению последующих конфликтов. Так, во младенчестве решается внутренний конфликт «надежность-ненадежность» мира, ребенок с помощью взрослого учится доверять миру, себе, своим возможностям … В раннем возрасте (1-3 года) возникает конфликт «автономия-независимость» с обретением в последствии самостоятельности и права на свое «Я». Интересующий нас период от 5 до 12 лет, так называемый «школьный», строится на конфликте «умелость-неполноценность», в результате которого формируется компетентность в определенных сферах (а для педагога это имеет особое значение, ведь именно этот возраст наиболее благоприятен для закладывания базовых навыков). Немаловажным в педагогических целях является и юный возраст с 12 до 18 лет, характерный формированием личностной целостности, способности к любви и дружбе.
Сензитивные периоды, наиболее чувствительные и благоприятные для развития тех или иных способностей, исследованы многими авторами. Считается, что после младенческого лингвистического периода, в возрасте 4 лет наступает период развития пространственных представлений, освоения форм и цвета.
Возвращаясь к нашим аспектам вокального воспитания, напомню, что активизация музыкальных и математических способностей (возможно и систематическое обучение музыке и математике) приходится на возраст 5 лет. А в 6-7 лет происходит формирование слухо-зрительно-моторных связей: активизация способностей к двигательному развитию и формирование телесных координаций. Вот почему работа по налаживанию координации между слухом и голосом у детей в нужном объеме происходит лишь до 8-и лет (чем моложе, тем легче идет перестроение). В 8-9 лет вступает в силу третий лингвистический период: освоение письменной речи, способность письменно излагать свои мысли, формирование грамотности при письме. Пик развития логики и абстрактного мышления приходится на 10-11 лет, когда ребенок учится обобщать, делать выводы и выносить суждения, систематизировать информацию.
Хочется сказать, что в большинстве случаев с детьми до 6 лет целесообразно заниматься развивающими занятиями музыкой: пением, интонированием, ритмикой и т.д., а не постановкой голоса по своей сути. И причиной служит не сколько слишком ранний возраст воспитанников, сколько связанные с этим особенности, по которым довольно сложная и кропотливая работа педагога не сможет быть эффективной. Малышам трудно усидеть на месте, следовательно, основой таких музыкальных занятий будет музыкальная деятельность-движение с частой сменой деятельности, доступностью восприятия информации, увлекательной, но непродолжительной по времени игрой-уроком. Вообще некая осознанность в произнесении художественного текста и скоординированность голосового аппарата приходят в возрасте после 6-7 лет; в дальнейшем необходимо помнить и о несформированности костно-мышечного каркаса, и о психологических нюансах разной периодики взросления ребенка, и о гормональном перестроении организма, а значит, о таком явлении, как мутация голосового аппарата. Как известно, в работе с подростками необходимо учитывать не только сам период перестроения и ломки голосового аппарата, но и предмутационный, и постмутационные периоды, для которых важна своя система и алгоритм действий.
Так, детские голоса (возраст 7-10 лет) отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука. Они делятся на дисканты (сопрано) с их высокой тесситурой и альты. Голосовой аппарат отличается хрупкостью и ранимостью, он не совершенен и окончательно не сформирован. Гортань ребенка маленькая, голосовые складки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое (фонационный выдох составляет 5-6 сек., а к 10 годам увеличивается до 12-14 сек.), звук не сильный, он усиливается резонаторами. Грудной резонатор развит слабее, чем головной, поэтому голос детей порой бывает звонким, а гендерный признак мало уловим. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых складок и колебания только их краёв, характеризуется лёгкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего с учётом диапазона звучания детского голоса. Как правило, основной задачей педагога является поиск ровного звука на протяжении небольшого диапазона.
В возрасте 10-13 лет (старший домутационный возраст, хотя встречаются эпизоды раннего вхождения в мутацию) в голосах детей появляются признаки грудного звучания, особенно у мальчиков с их начавшей видоизменяться гортанью, надгортанником в частности. В связи с развитием грудной клетки, более глубоким дыханием, голос начинает звучать более полно, плотно и насыщенно. В этом возрасте уже встречаются три регистра: головной, смешанный и грудной в отличие от предыдущего периода с преобладанием фальцетного звучания.
Сам мутационный период в подавляющем большинстве случаев приходится на возраст 13-15 лет и совпадает с периодом полового созревания. Продолжительность мутационного периода может быть разной: от нескольких месяцев до нескольких лет, как различна и форма проявления ломки: от едва заметных нюансов до явно ощутимых моментов даже в разговорной речи. Автору статьи видится целесообразным продолжать вокальные занятия в этот непростой период, но очень деликатно реагировать на малейшие изменения голоса и сохранять щадящий, а иногда просто поддерживающий режим вокальных тренировок. В таком случае подростки сохраняют некий вокальный тонус и не теряют технику исполнения.
Юношеский возраст 16-18 лет, он же постмутационный, когда происходит становления голоса уже взрослого человека, но еще не окончательно сформированного. Рекомендуется заново начинать работу, как и в домутационном периоде, с освоения примарных тонов, постепенно расширяя границы певческого диапазона. По-прежнему рекомендуются осторожность и поступенность без лишних усилий и напряжения со стороны начинающего певца.
В процессе своей педагогической деятельности мы обязаны учитывать не только периоды ломки голоса у своих подопечных, но и физиологические особенности детского, несформированного и растущего организма в целом. Квалифицированный педагог обязать знать анатомическое строение голосового аппарата, физиологические особенности звукоизвлечения, чтобы более точно и быстрее услышать недочеты или даже проблемы вокально-речевого характера ученика и направить его в нужном направлении. Успех вокальных тренировок зависит и от правильной оценки со стороны преподавателя потенциальных возможностей детского голоса. При знакомстве с ребенком оцениваются (помимо психологического портрета, музыкальных предпочтений и общего уровня музыкальной подготовки) его примарные звуки, тембр, изначальный диапазон, способность выдерживать тесситуру, а у подростков – переходные регистровые тоны, наличие или отсутствие телесно-мышечных зажимов, а так же – профессиональных заболеваний (да-да !!! встречается и такое у детей, особенно прошедших эксплуатационную схему работы со стороны педагога или продюсера), качество дикции.
Задачами в каждом конкретном случае выступают разные достижения, но как минимум, это:
- развитие общего культурного и музыкального уровня обучающегося;
- овладение базовыми певческими навыками;
- достижение ровности звучания на рабочем диапазоне голоса;
- постановка высокой певческой позиции и стремление к точному интонированию;
- развитие дикционных навыков;
- устойчивые ощущения поддержки звука, используя певческое дыхание;
- получение опыта использования микрофона и грамотной работы с ним;
- разучивание и публичное выступление нескольких разноплановых и разностилевых произведений.
Общими рекомендациями для всех возрастных категорий обучающихся являются:
- исключение научного подхода (занимаясь с наслаждением в форме игры, даже не задумываясь о важности и значимости исполняемых упражнений, дети развиваются разносторонне с навыками профессиональных артистов);
- образность вокально-педагогических приемов и акцент на пении в ощущениях;
- вокальные упражнения, они же «распевки» в форме игр, основанных на воображении ребенка (упражнения являются основным средством приобретения навыков, и для детей они должны быть несложными);
- петь в удобной тесситуре (В работе с неокрепшим голосом важно избегать исполнения завышенного репертуара как с технической стороны, так и звуковысотной. В некоторых случаях тональности произведений следует опустить, пока песня не уляжется и не выработается некий стереотип исполнения сложных мест);
- разучивать произведения как под аккомпанемент, так и без музыкального сопровождения, в дальнейшем – с использованием фонограммы -1;
- петь сознательно и эмоционально (выразительность исполнения является показателем вокальной культуры, но возникает она лишь при проявлении ребенком своего отношения к песне и ее содержанию);
- уделять должное внимание артикуляционным и мимическим тренингам;
– методы работы от простого к сложному, «вытекание» от упражнения к упражнению; (следует помнить, что если у ребенка что-то не получается, обычно он теряет к этому интерес, и наоборот – открытие у себя способности к, например, правильному исполнению мелодии меняет отношение к предмету);
- щадящий, нефорсированный режим работы, особенно в период ломки голоса;
- непродолжительные по времени уроки, особенно на начальном этапе (невыносливый голосовой аппарат быстро утомляется, возникает сложность в выполнении поставленных задач, утомляется и нервная система ребенка, рассеивается внимание, появляется мышечная усталость);
- регулярность вокальных тренировок (помним, что умение петь - это навык, вырабатываемый многократным повторением действий, приводящих к положительному результату);
- индивидуальный подход (в каком бы возрасте не был ребенок, он является «пластилином» в руках педагога, и здесь важнейшей задачей педагогической деятельности является умение найти подход к каждому обучающемуся);
- снятие излишнего потенциала важности в такой важной для вокалиста теме, как дыхание. Поскольку дети в силу несформированности костно-мышечной системы не способны в полной мере прочувствовать нужные для включения в процесс группы мышц, постоянная доминанта дыхания в пении может запутать ребенка или даже испугать сложностью процесса и оттолкнуть от занятий пением. Однако любого рода дыхательная гимнастика, например, в качестве отвлекающего маневра, перерыва или разгрузки с пользой, и грамотно подобранные упражнения для ощущения дыхания должны всегда быть уместными.
Педагог по вокалу в работе с детьми – не авторитарный персонаж, - это психолог, наставник, помощник в раскрытии внутреннего потенциала, творческого зерна личности и вокальных данных ребенка посредством музыки. Главным критерием успешной работы дуэта «педагог + ребенок» является комфорт и доверие ребенка на занятиях. Еще одной важной задачей педагога является его умение создавать правильный психологический портрет воспитанника, что гарантирует педагогу наибольший процент успеха в творческой работе с ним. К основополагающим качествам психологического, разностороннего развития человека Л.Б.Дмитриев относит: ощущения, восприятие, наблюдения, внимание и память. А ведь именно психические свойства личности отличают каждого человека и составляют его индивидуальность, проявляющуюся не только во внешних признаках, но и его интересах, способностях, характере и темпераменте.
Если психологические проблемы можно увидеть не сразу, то с физиологией организма, если в ней разбираться, дело может состоять гораздо продуктивнее. Для работы с детьми, будь то занятия вокалом или актерским искусством, необходимо в первую очередь знать о принципах и правилах звукоизвлечения, о том, какие при этом задействованы мышцы и как они работают. Интересен тот факт, что развивая тело, а так же слух и мелкую моторику, у человека автоматически развивается речевая функция, а значит и вокальные данные. Знание этих нюансов, вдумчивое следование методическим принципам соответственно возрасту и данным ребенка, можно достигнуть прекрасных результатов в вокальной подготовке детей. Еще раз хотелось бы отметить значимость и важность работы педагога: каждое необдуманное его действие может достаточно ярко проявиться на общем развитии ребенка и стать в последствии психологическим зажимом. Проблематика зажимов ребенка в том, что с годами они «поселяются глубже и крепче», тем самым сковывая ребенка, делая его трусливым и неуверенным в себе, а самое главное – с зажимами в теле … И тут знания одних методик детского развития, таких как: методики Железновых, К. Орфа, М.Монтессори и т.д., недостаточно. Основополагающим в процессе становления голоса является именно работа с вокальными методиками и техниками с учетом возрастных особенностей обучающихся.
В пользу целесообразности занятий вокалом с детьми, не имеющими каких-либо выдающихся вокальных данных, с недостаточной общей муз. подготовкой, раскоординацией аппарата и так далее, выступают многолетние исследования психологов. Утверждается, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии; отмечается развитие способностей к восприятию информации и концентрации внимания. Так же отмечено и положительное влияние на формирование физиологических и анатомических структур головного мозга и на обмен информацией между полушариями. Все это огромная польза, не говоря уже о радости занятия любимым делом и положительных эмоциях, которые ребенок получает и на занятиях, и на сцене. Отдельной темой здесь, конечно, выступает роль психологической подготовки и адаптации к публичным выступлениям, а так же целесообразности участия в масштабных конкурсах и проектах со всеми вытекающими последствиями.
Еще одним приятным бонусом занятий вокалом с детьми является дополнительный тренаж артикуляционного аппарата, и как следствие, речь ребенка становится более четкой, уверенной. Вокал часто применяется в логопедии как вспомогательное средство в коррекции речевых нарушений. Отмечено благотворное влияние занятий по вокалу при лечении дисфоний, дислалий, дислексий, ринофоний и др. Тренируется и дыхание, как следствие, появляется возможность петь длинные фразы на одном дыхании, произносить на одном дыхании длинные и выразительные фразы, а благодаря постоянной вентиляции легких снижается риск заболеваний дыхательной системы и уменьшается застой крови в сосудах. Более того, правильная постановка корпуса у начинающего певца предполагает и горделивую осанку с ее ровной линией спины и разворотом плеч.
В рамках одной статьи невозможно так же углубленно осветить тему роли педагогического репертуара в процессе воспитания детского голоса и подготовки учащегося к публичным выступлениям. Умение грамотно подобрать репертуар для своего ученика – задача простая на первый взгляд, но на практике сложно достижимая даже для весьма опытного педагога. Здесь нужно учитывать не только возможность для развития голоса без его перенапряжения, но и темперамент, и личностные характеристики ребенка, его способность и готовность исполнять песню на иностранном языке, а так же целевая аудитория, на которой планируется исполнение программы (песни для работы в классе, песни для экзамена, конкурса, для проведения тематических мероприятий и многое другое)…вокальные произведения лучше давать лишь после нескольких месяцев работы над базовыми упражнениями.
Может показаться, что преподаватель играет главенствующую роль в процессе занятий эстрадным вокалом с детьми, но нет! У маленького человека, начинающего певца, не важно, будет ли эта стезя его дальнейшей профессией или нет, помимо вокальных данных и каких-либо еще способностей должно быть желание заниматься пением, огромная работоспособность, целеустремленность и воля. Несомненно, что занятия вокалом способствуют дальнейшему развитию этих замечательных в качеств у ребенка. И пожалуй самым главным действующим приемом в обучении эстрадному пению, является выявление индивидуальных качеств ребенка и индивидуальная работа с ними.
Список литературы:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 c.
2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2004г. С. 105-133.
3. Кокаровцева Е. Методика Глена Домана.
4. Кокаровцева Е. Методика раннего развития Марии Монтессори – развивающие занятия с детьми по специальной системе.
5. Кириченко Н.Н..Певческая традиция в кросс-культурной перспективе//Вопросы вокального образования. методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений. Ред-сост. Агин М.С./ М.-С-Пб., 2006. С.3-7.
6. Лучинина О. "Музыкальная психология и педагогика" - конспекты лекций для студентов музыкальных вузов.
7. Полонская Ю. Развитие ребенка по методике Железновых + авторские сборники.
8. Седов А.М. О гармоничном воспитании певца//Вопросы вокального образования. методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений. Ред-сост. Агин М.С./ М.-С-Пб., 2006. С.88-90.
9. Станиславский. К.С. Работа над собой в творческом процессе переживания – Москва: Эксмо, 2017. – С.9-69.
10. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа. М.: Астрель. 2000г.
11. Юссон Р. Певческий голос: исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса / Юссон Р.; ред. Е.Дурандина. – М.: Музыка, 1974.