Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете
Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете
Автор: Закиосова Юлия Викторовна
МАДОУ № 32, ст. Новоалексеевская
Аннотация: В статье рассматривается организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете с учетом ФГОС ДО.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, логопедический кабинет, детский сад.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Современные стандарты предъявляемые к качеству образования заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В детском саду этому уделяется особое значение и в последнее время оснащение и оборудование логопедических кабинетов ДОУ значительно улучшилось. Созданная предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Организованная предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и обеспечивает максимальную реализацию образовательного процесса. Пространство кабинета обустроено в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития; обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда, обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возрастные особенности детей.
Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями-сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс.
Логопедическая работа в детском саду организуется по нескольким направлениям:
1. Диагностическое направление.
2. Коррекционное направление.
3. Аналитическое направление.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
5. Организационно-методическое направление.
Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей ребенка оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.
Основным назначением логопедического кабинета является создание рациональных условий, соответствующих ФГОС ДО, способствующих преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста.
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с ТНР обязательным условием, способствующим повышению эффективности коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация предметно-пространственной развивающей среды.
Организуя развивающую предметно-пространственную среду в логопедическом кабинете, я руководствовалась возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с нарушениями речи, санитарно-гигиеническими требованиями, а также требованиями ФГОС. В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Принципы предметно-развивающей среды:
- доступность: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;
- системность: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедического кабинета;
- интеграция: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;
- учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа, наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.
- мобильность: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;
- вариативность: наглядно-методический материал, дидактические пособия и настольно-печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);
- эстетичность: мебель, наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;
- принцип свободы достижения ребенком своего права: предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.
Исходя из того, что у детей шестого года жизни развивается эстетическое восприятие действительности, в оформлении логопедического кабинета я использовала интересные цветовые сочетания, уделила особое внимание эстетике в оформлении пространства.
Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в моем кабинете:
Центр речевого и креативного развития.
Зеркало с лампой дополнительного освещения.
Индивидуальные зеркала.
3 стульчика для занятий у зеркала.
Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт, ватные диски.
Дыхательные тренажеры: игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри, «султанчики» и т. п.).
Картотеки:
- картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека дыхательной гимнастики;
- картотека артикуляционной гимнастики;
- картотека игр на расширение словаря;
- картотека игр на развитие лексико-грамматических форм;
- картотека игр на развитие силы голоса.
Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
Предметные картинки по изучаемым лексическим темам.
Сюжетные картинки; серии сюжетных картинок.
Лото, домино, дидактические игры на развитие познавательной сферы.
Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков.
Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации, свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях.
Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
Раздаточный материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Раздаточный материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.
Разрезной и магнитный алфавит.
«Логопедический букварь».
Центр сенсорного развития.
Звучащие игрушки (погремушки, свистки, дудочки, бубен, губная гармошка, металлофон).
Звучащие игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под «Киндер – сюрприза» с различными наполнителями – горохом, фасолью, пшеном, камешками, бусинками и т.п.).
Записи на электронных носителях «голосов природы» (шум ветра, шум моря, пение птиц и т.п.).
Центр моторного и конструктивного развития.
Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
Игра «Составь из частей».
Массажные мячики.
Игрушки-шнуровки.
Средняя мозаика.
Средний и мелкий конструкторы.
Разноцветные прищепки.
Раскраски, карандаши.
Пазлы с изображениями машин.
Книги для мальчиков.
Пазлы с изображениями кукол.
Плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них.
Развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете построена с учетом принципов ФГОС ДО, специфики контингента воспитанников, образовательной программы дошкольного образования, а также организуется таким образом, чтобы была возможность осуществления фронтальной, подгрупповой и индивидуальной коррекционной работы.
Созданная коррекционно-пространственная среда способствует развитию и формированию всей речевой системы: умения правильно произносить звуки в самостоятельной речи; составлять и моделировать предложения, рассказы; обогащать, расширять и активизировать словарь и речемыслительную деятельность; проявлять активность и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми; формированию потребности говорить, слушать.
Список литературы:
1. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4.
2. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды // Справочник старшего воспитателя 2014г. № 8.
3. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями // Справочник старшего воспитателя 2014г. № 8.
4. Письмо МО РФ от 15.03.04 № 03-51-46 ин/14-03 с методическими рекомендациями «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.