Занятия в "Чудесной стране" сенсорной комнаты для детей с ОВЗ
Занятия в "Чудесной стране" сенсорной комнаты для детей с ОВЗ
Авторы: Лисина Наталья Николаевна
и Погарская Татьяна Павловна
МБДОУ «Детский сад № 29 комбинированного вида», г. Гусь-Хрустальный
Аннотация: В статье раскрывается совместный опыт работы, с использованием оборудования сенсорной комнаты педагога-психолога и воспитателя с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Ключевые слова: педагог-психолог, воспитатель, дети с ОВЗ, интерактивное оборудование, сенсорная комната, дети-инвалиды.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В последнее время особенно актуально развитие и коррекция детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОУ. Образование детей с особыми образовательными потребностями является одной из необходимых задач дошкольного учреждения. С 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). В нем говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ОВЗ. Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в дошкольном учреждении и инклюзивного обучения.
Большую помощь в развитии личности детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей-инвалидов оказывают коррекционно-развивающие занятия, с использованием оборудования сенсорной комнаты. В комнате собрано различное оборудование, которое можно разделить на 2 блока: релаксационный и активизирующий. Интерактивное оборудование привлекает внимание детей, стимулирует подвижность и развитие исследовательской деятельности.
Также назначение сенсорной комнаты связано с самопознанием. Задачи самопознания, самосовершенствования и психологической коррекции отклонений в эмоционально-личностной сфере детей в условиях интерактивной среды соотносятся с ролью цвета-звука и ощущения. Важна роль педагога, художественного слова и гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Занятия в сенсорной комнате с детьми логопедической группы проводятся по подгруппам, в соответствии с возрастом детей в течение года с периодичностью 1 раз в неделю. Система занятий соответствует календарно-тематическому планированию ДОУ. Организованная образовательная деятельность в сенсорной комнате является частью групповых проектов данной группы. Иногда развлечение в сенсорной комнате является итогом проекта. Например, развлечение «Поможем птицам нашего края»- итог проекта «Зимующие птицы», а досуг «У Лукоморья» является мероприятием «Пушкинской недели». Досуг «Водное Царство» - изюминка в проекте «Мир морей и океанов» и так далее. Детям нравится волшебный мир сенсорной комнаты с ее чудесным оборудованием.
Одним из примеров коррекционно-развивающего мероприятия в сенсорной комнате является досуг «Водное Царство». В этом увлекательном «путешествии» мы сплотили детей и заинтересовали их предстоящей деятельностью с помощью приветствия и загадки. Также использовали тактильные дорожки, чтобы добраться до моря, которые по ощущениям подобны песочку, травке, камушкам, железному мостику. По пути к морю дети услышали звуки волн (артикуляционное упражнение «Катушка»), катера (артикуляционное упражнение «Мотор»), вёсельной лодки (артикуляционное упражнение «Лошадка»); у самого синего моря слышали, как в воде хвостом пошлепала рыбка (артикуляционное упражнение «Лягушка-слоник»).
На берегу моря дошкольники «наблюдали» за морскими обитателями (описывали сюжетную картинку «Морские обитатели»).
Дети, с удовольствием купались в «море» сухого бассейна, при этом слушая звуки природы (крик чаек, дельфинов, шум волн) и выполняли задания: искали в бассейне морских обитателей: морскую черепашку, морскую звезду, рыбку, краба и описывали их форму, размер, цвет, строение.
Сухой бассейн необходим дошкольникам для зрительной и тактильной стимуляции за счет работающей подсветки и соприкосновения с шариками. Также он создает релаксационный эффект за счет мягкого массажа.
После «купания в море» ребята «загорали на пляже», наслаждаясь «морским бризом» (релаксация-визуализация «Пляж»).
Далее дети около большого дерева (декоративно-развивающая панель «Дерево») знакомились с природой Причерноморья. Они охотно отгадывали загадки о насекомых, изучали строение дерева и помогли спрятаться божьим коровкам от дождя, закрепляя пространственную ориентировку вправо-влево, вверх-вниз.
Под тихую мелодию волн, погас свет и осветилось подводное царство с прекрасными рыбками (воздушно-пузырьковая колонна). Каждый ребенок провожал взглядом свою рыбку, стимулируя зрительный аппарат и получая эффект релаксации.
Воспитанники отгадывали загадки о видах морских рыб, после чего решили поплавать среди них (логоритмика «Рыбка»).
С хорошим настроением ребята вернулись из удивительного путешествия, рассказали о своих впечатлениях и ощущениях посредством рефлексии, подарив друг другу теплые слова с помощью ритуала «прощания».
Дети всегда с нетерпением ждут нового путешествия по сказочной стране. Каждое ее посещение, оставляет неизгладимое впечатление на чувствительную душу ребенка.
Сенсорное воздействие полифункциональной среды сенсорной комнаты- мощный инструмент активизации мозговой деятельности ребенка путем его сенсомоторного, познавательного развития, а также расширения детского мировоззрения в зоне эмоционального комфорта и благополучия.
Список литературы:
1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия, игротерапия/сост. Т.В. Селищева. Волгоград: Учитель. 192с.
2. Симонова Н.Д. Тематические занятия с дошкольниками в сенсорной комнате. Практическое пособие для педагогов-психологов, СПб.: ООО «Издательство» Детство-Пресс», 2020. 80с.
3. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната-волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой. СПб.: «НОУ» союз», 2006.