Развитие устной речи как залог грамотного письма будущего первоклассника
Развитие устной речи как залог грамотного письма будущего первоклассника
Автор: Моисеева Марина Васильевна
ГБОУ «Школа №1498 «Московская Международная школа», г. Москва
Аннотация: В этой статье автор рассказывает каким образом предмет «Развитие речи» способствует формированию грамотного письма у будущих первоклассников в начальной школе и в дальнейшей учёбе, являясь так же профилактикой дисграфии и дизорфографии. Автор даёт рекомендации для самостоятельных занятий дома.
Ключевые слова: подготовка к школе, развитие речи, профилактика дисграфии, профилактика дизорфографии, советы родителям, подготовка к школе с логопедом, школьный логопед.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Подготовка наших будущих первоклассников - самая животрепещущая тема. Сегодня я как учитель-логопед хочу рассказать о своём участии в этом важном деле и обязательно дам вам некоторые рекомендации.
На протяжении нескольких лет в «Группе подготовки будущих первоклассников» вместе с учителями начальной школы я веду логопедические занятия.
Наш предмет называется «Развитие речи». Осваивая в течение учебного года различные темы («Овощи», «Фрукты», «Зимующие животные» и т.д.), дети расширяют словарь, развивают устную речь, при этом мы одновременно решаем задачи подготовки к письменной речи.
Упражнения на развитие фонематического восприятия мы с детьми делаем регулярно, в течение нескольких минут на каждом занятии. Будущие первоклассники учатся различать звуки, дифференцировать их, чтобы в дальнейшем правильно писать буквы. Фонетико-фонематическое восприятие - это база, которая позволяет нашему школьнику не делать ошибок, например, на смешение близких по произношению и звучанию фонем - «моросный день», «набухли бочки» - мы видим, как, даже в выгодной позиции, происходит такое смешение.
Давайте посмотрим, какие ошибки могут возникать на письме из-за недостаточности фонематического слуха:
- смешение по «глухости-звонкости» (мы только что видели этот пример);
- смешение «свистящих и шипящих» («прилезный», «щегодня»);
- ошибки на смешение по «твёрдости-мягкости» («утонок», «повазка»);
- смешение сонорных («урица» - улица, «из комуры» - из конуры);
- перестановки букв-слогов («аплерьская»);
- лишние буквы, слоги («веселилия» - веселье);
- замены далёких по написанию звуков и букв («хвуквы» - звуки),
а также ошибки при чтении (пропуски букв, слогов, предлогов, замены, перестановки и т.д.).
Чтобы предупредить подобные ошибки, на занятиях с логопедом и с другими учителями дети регулярно упражняются в фонематическом и слоговом анализе и синтезе: определяют первый звук в слове; место звука в слове (в начале слова, в середине или в конце слова стоит заданный звук); определяют количество звуков в слове, расположение звука относительно его соседей (какой звук после «с» в слове «стол»); тренируются различать заданный звук среди далёких и близких по произношению, различать слог с заданным звуком среди других слогов, выявлять слово с данным звуком в цепочке слов.
Развитие языкового анализа позволит в будущем писать без ошибок. Эти упражнения включают в себя и морфемный анализ. Например, в заданиях, связанных с приставками и суффиксами. Рассматривая картинку по теме «Зимние забавы», дети придумывают предложения, приставляя к слову «катился» «частички» (приставки) «по-», «пере-», «за-»: «Снежок закатился за ёлку», «Лыжник откатился от снеговика» и др. Или «Назовём любимые овощи ласково: «морковь-морковка, капуста-капустка, помидор-помидорчик, баклажан-баклажанчик»». Помимо устного упражнения, дети получают эти слова напечатанными на бумаге крупным шрифтом и выделяют те части слова, которые помогли придать фруктам уменьшительно-ласкательное значение. При этом совершенно необязательно уже уметь читать. Наши будущие первоклассники, без труда определяя сходство и различие, закрашивают жёлтым карандашом «к», в случае с «морковкой» и «капусткой» и «чик» у «помидорчика» и «баклажанчика». Мы не произносим слова «приставка», «суффикс», но по сути, наши будущие школьники уже учатся видеть и выделять их в слове.
Повторяя с детьми речевой материал урока, родители сталкиваются с этими упражнениями. При незначительном творческом подходе любой может включить такие «речевые игры» в ежедневные занятия с ребёнком. Казалось бы, небольшое упражнение, игра, но мы, уважаемые родители, таким образом вносим свою лепту в дело профилактики дисграфии и дизорфографии!
Наш опыт показывает, что имея достаточный опыт в языковом анализе, первоклассник легко ориентируется в слове.
Ещё один пример. Регулярно повторяющееся у нас на занятиях упражнение «Найди лишнее слово среди слов-родственников» приводит к тому, что многие дети не только быстро выделяют слово-«неродственник» (снег, снеговик, снежинка, снежный, нежный, подснежник), но и активно подбирают к этому слову группу уже его слов-родственников ((какой?) нежный, (что?) нежность, (кто?) неженка, (что делать?) нежничать, (как?) нежно). Таким образом, дети готовятся осваивать тему «Безударные гласные в корне слова», подбирать проверочные слова. Кроме того, подбирая слова-родственники для «одинокого» слова, дети уже касаются морфологического анализа и синтеза, образуя от общего корня существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Мы не даём нашим будущим первоклассникам эти понятия, но ставим соответствующие вопросы: «кто?», «что?», «что делать?», «какой?», «как?».
Таким образом, ребёнок научается воспринимать словоизменения не через правила, а через жизненные ситуации, в игровом упражнении.
Так же, играючи, наши ученики знакомятся с некоторыми падежными окончаниями. Например, изучая тему «Грибы», мы читаем соответствующее стихотворение. Вот его строчки:
«Выросли на кочкЕ
Мелкие грибочкИ:
Грузди и горькушкИ,
Рыжики, волнушкИ.
Даже маленький пенёк,
Удивленья скрыть не мог.
Выросли опята,
Скользкие маслята,
Тонкие поганкИ
Встали на полянкЕ».
Повторяя за учителем стих (учениками на доске представлен текст с выделенными окончаниями), дети обращают внимание на разные концы слов. Следуя за наводящими вопросами, они обнаруживают, что «И» появляется там, где грибов много (множественное число), а «Е» там, где есть одна полянкА, одна кочкА, а грибы расположены по отношению к ней. Дети ещё ничего не знают (и не должны), о падежах и падежных окончаниях, но, по сути, они уже усвоили, что слова I склонения в предложном падеже имеют окончание «Е».
Можно долго рассказывать о наши занятиях и «местах силы», скрывающихся в упражнениях и играх, но главное, уважаемые родители, вы поняли, что «Развитие речи» - это очень интересный и необходимый для будущих первоклассников предмет!
Дома вы тоже можете сделать очень многое, чтобы помочь подготовиться к школе вашему ребёнку.
Обращайте внимание на речь будущего школьника, исправляйте слова, звучащие неправильно (чтобы во 2-м классе не обнаружить вдруг, как у меня случилось недавно, что ребёнок пишет «в коВнате» - в комнате, и «под лелью» - под елью, - значит, он так и произносит эти слова, а мы не заметили).
Побуждайте ребёнка образовывать относительные прилагательные, используя любой бытовой момент. «Это какой сок?» «Апельсиновый». «А из яблок какой сок?» «Яблочный». «А из слив?» «…». Или: «Из чего сделана эта горка?» «Из пластмассы». «Значит, она какая?» «Пластмассовая». «А из дерева какая?» «А из снега?» «А из льда?»
Тренируемся использовать качественные прилагательные. «Какой сегодня солнечный день! А если весь день дождь, то день какой?» «Дожд…й», «А если мороз?» «Мороз…й».
Обращаю особое внимание на притяжательные прилагательные. Здесь мы сталкиваемся с богатой фантазией наших детей – «орлистое гнездо», «медведческая лапа», «птицовый клюв» и другие варианты. Поспрашиваем: «У кошки хвост какой? – кошачий, а у волка? А у льва? А у зайца?». Внимательно слушаем ответы и исправляем, при необходимости.
Успехов вам в подготовке к школе!
Список литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
2. ФотековаТ.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейролингвистических методов. М. «АРКТИ» 2002.
Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2003.