Экологическое воспитание и образование младших школьников
Экологическое воспитание и образование младших школьников
Автор: Кузнецова Людмила Ивановна
МКОУ «Битюг-Матреновская СОШ»
Аннотация: В этой статье автор пишет о важности формирования экологического воспитания в младшем школьном возрасте. Для того чтобы сформировать экологическое знание и экологическую воспитанность у младших школьников, необходимо заниматься экологическим воспитанием. Оно позволит ребенку выработать экологически правильное поведение. Основные направления работы автор приводит в статье.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Экологическое воспитание младших школьников - это длительный, постепенный процесс вовлечения учащихся в мир удивительных явлений и загадок природы. Часть уже имеющихся знаний, полученных в детском возрасте, может здорово помочь школьнику ориентироваться в окружающей его реальности, научиться правильно понимать и осознанно относиться к природе.
Развитие гуманного чувства, способности трудиться во благо окружающей природы, при этом помогая другим- важнейшая сторона экологического воспитания младших школьников. Самостоятельные поступки и дела детей - это уже критерий экологической воспитанности.
Основные задачи экологического воспитания младших школьников заключаются в усвоении следующих этапов:
1) Установление доброжелательного контакта между природой и человеком;
2) Понимание человека как составляющего части природы.
3) Овладение базовыми способностями и навыками по использованию, охранению и улучшению ресурсов окружающей среды.
4) Формирование потребности в контакте с природой.
5) Способность предвидеть последствия своих действий по отношению к природным богатствам.
Конечный итог экологического воспитания - сформированная экологическая культура, которая должна начинаться не с обращения к разуму школьника, а скорее, к его чувствам.
Существует три базовых принципа экологической культуры младших школьников: систематичность, непрерывность, междисциплинарность. Для того, чтобы повысить уровень экологической грамотности школьников, необходимо вовлекать их в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внеурочных форм работы.
Такую работу необходимо проводить по следующим направлениям:
- Изучение уже имеющихся, а также разработка новых программ по дополнительному экологическому образованию школьников. Реализация программ обеспечивает углубление уже имеющихся знаний, привитие навыков эко-культуры, развитие интереса к экологической обстановке в рамках своего города/ села и т.д.
- Создание и реализация экологических проектов. Практическая деятельность, такая как создание собственных экологических проектов, участие в субботниках, акциях является ключевой.
Возьмем, к примеру, исследовательскую деятельность. В рамках исследований происходит непосредственный контакт человек-природа; приобретаются новые навыки и формируется новый опыт проведения научных экспериментов; развивается наблюдательность, насмотренность; пробуждается интерес к изучению новых экологических вопросов.
- Организация и проведение кружковой работы: тематические игры, практикумы, акции и беседы, волонтерское движение.
К окончанию ступени начальной школы у школьника должна быть сформирована готовность к правильному, грамотному взаимодействию с окружающей природой во всех аспектах: эмоциональном, деловом, интеллектуальном.
Особое внимание хотелось бы уделить взаимодействию учитель-родитель, ученик-родитель. Необходимо вовлекать родителей в процесс экологического становления школьника.
Эффективность воспитательной работы можно оценить по наличию у ребенка живого интереса к познанию мира, то есть условно ребенок проходит путь: знание-отношение-поведение.
Следует отметить, что в силу возраста младшие школьники не способны анализировать и выполнять большой объем задач или же прорабатывать несколько направлений деятельности.
Исходя из вышесказанного, значимость учителя в экологическом воспитании учащихся видится в том, чтобы через организацию чувственного познания природы познакомить школьников с разными видами экологической деятельности, привить нравственно-ценностную составляющую. Только так складывается общая картина экологического воспитания. И пусть это капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. Личность, которая понимает, что: «Счастье — это быть с природой, видеть её, говорить с ней» (Л.Н. Толстой).
Список литературы:
1. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа, 1994. №2. 53 с.
2. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа, 2013. №2. 123 с.
3. Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения / Под ред. Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: Образование и экология, 2014. 255 с.