Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы

Дата публикации: 2024-02-04 14:51:52
Статью разместил(а):
Грищенко Алена Игоревна

Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Автор: Грищенко Алена Игоревна

МКОУ Новокузьминская ООШ Ордынского района Новосибирской области

 

Аннотация: Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке. 

Ключевые слова: творческие способности, младшая школа, развитие личности, образовательная среда, креативное мышление, эмоциональное развитие, уроки творчества.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Цель современной школы – раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в конкурентном мире. Очень важно, чтобы в школе обучающиеся не только получали качественные знания, но имели активную жизненную позицию, устойчивую потребность в знаниях, были адаптированы к современной жизни. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее через деятельность на уроке, в выполнении домашних заданий, дополнительных заданий, которые предлагаются как задания «по желанию», во внеурочной работе.

Во внеурочной деятельности первая задача педагога в формировании творческой личности – предложить обучающимся как можно больше различных видов деятельности, где они могли бы попробовать свои силы. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог при выставлении задач должен это учитывать и давать каждому возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость от своей работы.

Иногда бывает так, что обучающийся, не обладая очевидными склонностями, проявляет интерес к какой-то деятельности и со временем показывает очень хорошие результаты. Вторая задача педагога – не оставлять без внимания таких учеников и всячески поддерживать их интерес к предмету, привлекая их к творческим конкурсам и выставкам творческих работ в рамках класса и школы (школьные конкурсы рисунков, выставки декоративно-прикладного творчества). Третья задача педагога при работе с обучающимися, которые имеют выраженные склонности и способности, – помогать их развивать, трудиться, не останавливаясь на достигнутом уровне.

Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с обучающимися, создание тёплой атмосферы, психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого человека. Всё это способствует формированию таких личностных качеств, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.

Важно отметить, что необходимо поэтапно развивать творческие способности обучающихся:

1 класс – подготовительный этап: этап подражаний, имитаций. Идёт накопление сенсорного, интеллектуального, эмоционального опыта, как основы для творчества, освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.

2, 3 классы – основной этап: этап преобразования. Осваивается применение основных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями, потребностями.

4 класс – завершающий этап: этап альтернатив, индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство обладает большими возможностями для реализации приемов и методов по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочное время. Результатом творчества будет конечный продукт, а также те качественные приращения личности (личные достижения обучающихся), которые осознаются личностью как положительный и значимый для нее результат.

Познавательную и созидательную деятельность школьника на занятиях внеурочной деятельности можно оценивать по четырем критериям:

– готовность к сотрудничеству с учителем (наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного домашнего задания, поисково-исследовательская деятельность);

– отношение, интересы, способности обучающихся (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве (степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение через эмоции, волевые свойства личности (упорства и настойчивости в поисках решения нового);

– мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции (передача чувства формы, фактуры, цвета, сложность замысла, сложности применяемых техник и приемов, оригинальность, непосредственность, индивидуальность);

– общественно-полезная значимость результатов художественного труда обучающихся, предусматривающая значимость результата как для развития школьника, так и окружающих (соответствие детской работы теме, определенной идее, сопоставление самооценки обучающегося с оценкой учителя).

Оценивание по критериям проходит через призму личностных достижений школьника (развитие личностных УУД), его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках. Оно является итоговым, дает полное представление о значимости детских работ, о возможности участия в тех или иных выставках, без чего творческая деятельность считается неполной, т.е. незавершённой.

Мониторинги позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов, творческих способностей. В своей деятельности активно применяю методику выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б.А. Федоришину), методику «Творческие задания», методику «Выявление мотивов участия обучающихся в делах классного и общественного коллективов», методику «Эмоционально-психологический климат», методику «Лесенка» (по В.Г. Щур), «Цветопись» (по А.Н. Лутошкину), Диагностика уровня сформированности навыков рисования (по методике Миловановой Г.П.), методику выяснения сферы интересов обучающихся (О.И. Мотков), диагностику воспитанности по Л.М. Фридману и другие. Педагогическая задача – увидеть уровень сформированности мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности, сформированности коммуникативной культуры, сформированности нравственных качеств, проследить особенности развития самооценки (как общего отношения к себе) и представлений о том, как оценивают другие люди.

Создание условий для художественно-творческого, духовно-нравственного развития обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, приобщение к участию в олимпиадах и конкурсах помогли решить ряд задач:

– помогли установить доверительные отношения между обучающимися, педагогом, родителями;

– развить творческие способности, мышление, воображение, речь;

– позволили обучающимся свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение – развивать регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные УУД;

– повысить качество знаний обучающихся.

Образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие обучающихся во всем богатстве их запросов и интересов. А это возможно только при тесном сотрудничестве всех участников образовательно-воспитательной деятельности.

Как классный руководитель, учитель начальных классов и педагог внеурочной деятельности, я разработала программу внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы под названием «Симфония творчества» (1-4 классы), ее целью является создание возможностей для художественно-творческого, духовно-нравственного развития обучающихся средствами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства. Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности (познавательная, игровая, творческая, коммуникативная, досуговая), методов и форм работы (анкетирование, оформление портфолио, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, соревнования, аукционы, экскурсии, встречи с интересными людьми, устные журналы, праздники), налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания, образования основного и дополнительного. У программы есть единый связующий стержень – развитие творческого потенциала.

Актуальность данной программы очевидна: современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут успешными, а это основа современного общества и государства. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая обучающихся от обид, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает приподнятое, радостное настроение, положительное эмоциональное состояние каждого.

Ключевыми понятиями программы считаю творчество, индивидуальность, самостоятельность, инициативность, доброта, активность, коллектив, которые со временем превратятся в ценностные личности каждого обучающегося.

Педагогические технологии и методы, реализуемые мной в программе внеурочной деятельности, постоянно совершенствуются, оттачиваются, способствуют раскрытию личностного потенциала каждого обучающегося.

Технология эстетического развития детей предполагает формирование восприятия произведений искусства при посещении картинной галереи, выставок ДПИ, художественных музеев. Технология ориентации на эстетические ценности выполняет не только частные функции – воспитание художественного вкуса, приобретение практических навыков и умений, но и способствует развитию интеллектуально-творческих способностей обучающихся, является источником их социализации, создает условия для гармоничного их развития, стимулирует их самовыражение, образное осмысление действительности, позволяет достичь творческого уровня в учебно-познавательной деятельности.

Интегративная технология предполагает включение в процесс обучения разные виды искусств с целью правильного восприятия ребенком художественного образа, полезно использовать музыкальные, литературные произведения, живопись.

Тренинговая технология предполагает создание благоприятного психологического пространства для личностного развития. Приёмы тренинга (сенсорный тренинг, разминка, повторение) формируют умение слушать и слышать, чувствовать и выполнять. При использовании данной технологии обучающиеся становятся более активными, наблюдательными, реально оценивают свои достижения и промахи.

Технология дифференцированного обучения помогает создать условия для выявления задатков, развития интересов и способностей. Применение различных типов занятий помогает успешно решать основной принцип дифференциации и индивидуализации обучения (занятие-погружение, занятие-игра, урок фантазии, занятие-сказка, занятие-праздник, занятие-экскурсия, занятие – творческая мастерская, защита проекта, комбинированное занятие).

Большое внимание на занятиях уделяется здоровьесберегающим технологиям. В содержание каждого занятия включается гимнастика для глаз, которая снимает усталость и напряжение, гимнастика для пальцев рук, развивающая гибкость, подвижность кисти и мелкую моторику рук, физкультминутки, валеопаузы. А так же применяется музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия.

Метод творческих проектов направлен на развитие в разных видах деятельности (от эскиза будущего изделия, экономических расчетов на выполнение работы, построения схем, исторического освещения темы до изготовления самого продукта).

Игровые методы сочетают в себе игру и познание, учение и творчество, осуществляют передачу информации о мире искусства, развитие художественных и творческих способностей обучающихся. На занятиях по данной программе используются различные виды игр: имитационные («Листопад», «Пчёлки»); сюжетно-образные, сюжетно-ролевые, игры-драмматизации («Лесная сказка», «Этикет за столом», «Мы – цветочки», «Сочиняем сказку»); дидактические («Продолжи рисунок», «Составь узор», «Городец иль Хохлома?»); игры-импровизации («Веселый и грустный», «Настроение», «Бабочки и мотыльки», «Сочиняем цвет»); игровой фольклор; деловые игры («Деревенские посиделки», «Идём в театр», «За столом»); игры – конкурсы («Открытка – приглашение», «Этикет глазами поэтов»); интеллектуальные (ребусы, кроссворды).

Необходимо выделять время на «открытия руками», как известно, без эксперимента невозможно создать что-то новое. Экспериментировать можно с различными материалами и с технологиями. Это интересное и увлекательное исследование, а также необходимое упражнение для развития воображения и фантазии младших школьников. Можно проводить эксперимент в игровой форме, в виде вытаскивания монеток, когда обучающийся получает материал или образ случайно, это побуждает его проявить творческую активность.

Методы художественно-эстетического образования и воспитания направлены на активизацию эмоционального отношения обучающихся к произведениям искусства, на развитие восприятия и художественного мышления обучающихся, на личностное, творчески индивидуальное присвоение духовных ценностей.

Взаимопроникновение разных видов искусства: музыки, поэзии, изобразительного искусства, технологии – соединяет знакомые объекты в новое произведение. Приемы, методы, технологии создают условия для оригинальных собственных открытий.

В формировании у обучающихся адекватной самооценки способностей помогают различные конкурсы: школьные и районные, областные и всероссийские, где обучающиеся имеют возможность сравнить свои успехи и достижения с уровнем подготовки других. Свои творческие достижения, способности и умения демонстрируют во время общешкольных дел: на выставках, праздниках, соревнованиях.

Учитывается также актуальная проблема – взаимодействие семьи и школы. Родители принимают самое активное участие в подготовке и проведении всех мероприятий: оказывают помощь обучающимся добрым советом и поддержкой, готовят атрибуты, помогают в написании сочинений, разучивании стихов, организовывают поездки, на многих мероприятиях присутствуют сами.

Развитие творческих способностей – сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает создание необходимых условий и применение эффективных методов. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз. Развитие личности средствами искусства должно содействовать формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.

 

Литература:

1. Аллаярова И.Е. Симфония красок, Москва: Гном и Д, 2006.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ: Союз, 1997.

3. Жиренко О.Е. Праздник – ожидаемое чудо, Москва: Вако, 2006.

4. Ильина М.В. Развитие невербального воображения, Москва: Книголюб, 2003.

5. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество, Ростов н/Д: Феникс, 2005.

6. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью», СПб: Детство – пресс, 2000.

7. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству, Москва: Вентана-Граф, 2005.

8. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М.: Дидакт, 2003.

9. Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся // Управление начальной школой. – 2015. - № 2. – С. 15-21.

10. Фудурих Барбара «Акварельная живопись шаг за шагом», Москва: АСТ-Астрель, 2006.

11. Шараборова Ю.Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности // Классный руководитель. – 2002. – № 6. – С. 111-113.

12. Шаронин Ю., Безюлева Г. Психолого-педагогические предпосылки развития творческой активности, учащихся в условиях непрерывного образования. Школа, 2007.

13. Шварц Ганс «Учитесь рисовать карандашом, углём и мелком», Минск: Попурри, 2003.

14. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах, Москва: Просвещение, 1990.

15. Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис-пресс, 2007.

16. Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site