Практические приёмы работы с обучающимися начальных классов при подготовке к ВПР
Практические приёмы работы с обучающимися начальных классов при подготовке к всероссийским проверочным работам
Автор: Николаева Ирина Васильевна
МБОУ «Копьёвская СОШ с УИОБ», пос. Копьёво
Аннотация: В этой статье автор пишет о практических приёмах и алгоритмах в используемых в своей работе с обучающимися начальных классов при подготовке к всероссийским проверочным работам. Об информационной готовности учащихся, работе с мотивированными и слабыми учащимися. О работе с родителями. О видах работ, которые можно использовать на уроках русского языка, математике и окружающем мире при подготовке к всероссийским проверочным работам.
Ключевые слова: всероссийские проверочные работа, алгоритм, рекомендации, работа с родителями.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Подготовка к всероссийским проверочным работам – это систематизированное повторение учебного материала по русскому языку, математике, окружающему миру.
Алгоритм подготовки к всероссийским проверочным работам:
- Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир).
- Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
- Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
- Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
- Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
Составляющие готовности к сдаче всероссийских проверочных работ:
- информационная готовность (знание о правилах поведения и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умения решать задания);
- психологическая готовность («настрой», состояние внутренней готовности к определенному поведению, ориентированность на целесообразные действия).
Работа с учащимися, мотивированными к обучению:
- выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время
- участие в дистанционных олимпиадах по предметам
- проведение пробных проверочных работ
- психологическая подготовка обучающихся к проведению.
Работа со слабыми учащимися
- проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися
- ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией
- Психологическая подготовка обучающихся к проведению всероссийских проверочных работ.
Работа с родителями
- проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и участия в всероссийских проверочных работ
- ознакомления родителей с нормативной базой и порядком проведения мониторинга
- индивидуальные консультации для родителей
- организация «горячей линии» для педагогов и родителей на школьном сайте, стенде
- психологическая подготовка родителей к проведению всероссийских проверочных работ.
Виды работ, которые можно использовать на уроках русского языка при подготовке к всероссийским проверочным работам:
Часть 1.
1. Орфографические минутки.
2. Зрительные диктанты.
3. Объяснительные, предупредительные и проверочные диктанты.
4. Списывание текстов с «пропущенными буквами», с исправлением ошибок, с «пропуском» пунктуационных знаков.
5. Классификация слов по наличию морфем в корне слова.
Виды работ, которые можно использовать на уроках русского языка при подготовке к всероссийских проверочных работ.
Часть 2.
1. Упражнения в классификации согласных звуков.
2. Упражнения для развития умения разбирать слова по составу.
3. Упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формулировать значение слова в письменной форме.
4. Упражнения для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в предложении.
Вставьте слова: уху, ворот, пили.
Мы сегодня ели …
Комар подлетел к …
Дети ... молоко.
… бревно ровно.
Собака сидит у …
У рубахи был вышит …
Спиши слова. Раздели их на слоги.
Книга, прохлада, тишина, деньки, ягода, мальчик, слог, попугай, попугаи, чайка, сказка, ель.
Проставь знаки ударения. Подчеркни безударные гласные.
В каких словах это задание нельзя выполнить? Почему?
Виды работ, которые можно использовать на уроках окружающего мира при подготовке к всероссийских проверочных работ.
Первая часть.
Задания 1 части работы относятся к сфере социально-гуманитарного знания.
Задание 2 части имело более сложную структуру: требовалось определить профессию.
Здесь в помощь обучающимся можно разработать упражнения, направленные на умение осознанно строить речевое высказывание и инструкции для детей, которые позволяет сконцентрировать внимание учащихся на том, что ответы в высказывании должны полностью отражать содержания вопросов.
Задание 3 части представляло собой небольшое сочинение. Исходя из этого можно составить памятки для составления текстов – рассуждений и упражнения для формирования умения акцентировать ответ на ключевом слове вопроса.
Вторая часть работы содержит задания, традиционно проверяющие содержание раздела «Человек и природа».
Работу можно построить по следующим направлениям:
- в рамках урока
- в рамках дополнительных консультаций по подготовке к всероссийским проверочным работам.
- Составить банк тренировочных заданий, которые можно ежедневно включать в урок.
- В рамках дополнительных консультаций можно проводить блочные задания, состоящие из 4-6 упражнений и рассчитанные на 10-20 минут.
Данную работу проводить, опираясь на методические материалы сборника «Готовимся к всероссийским проверочным работам. Окружающий мир».
Виды работ, которые можно использовать на уроках математики при подготовке к всероссийским проверочным работам.
Все уроки математики следует начинать с математического диктанта, направленного на отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также решению простых арифметических задач. Большое внимание уделяем развитию логического мышления, для этого включаем задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти.
Как помочь учащимся подготовиться к всероссийским проверочным работам? (рекомендации для учителей)
1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.
2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
3. Не говорите с учащимися всероссийских проверочных работах слишком часто.
4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).
6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих всероссийских проверочных работ.
8. Хвалите своих учеников.
9. Общайтесь с коллегами!
10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.
11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах. Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам. Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка. Даст возможность улучшить общую систему обучения.