Экспертиза образовательной среды (социально-воспитательная работа)
Экспертиза образовательной среды
ГАПОУ МО «Мурманский педагогический колледж»
(Социально-воспитательная работа)
Автор: Тарасова Екатерина Михайловна
ГАПОУ МО «Мурманский педагогический колледж»
Аннотация: В статье рассматриваются основные критерии экспертизы образовательной среды педагогического колледжа по направлению «социально-воспитательная работа». Даются рекомендации по усовершенствованию образовательного пространства.
Ключевые слова: социально-воспитательная работа, образовательная среда, критерии эффективности.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, имеют важнейшие последствия для развития в настоящее время. В России заново происходит формирование гражданского общества, складывается обновленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.
Изменения в жизни современного общества России повлекли за собой ряд сложнейших проблем, затронувших молодежь в целом, и студенчество в частности. К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и воспитания, трансформация традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности. Это значительно усложнило процесс адаптации молодого поколения в современных условиях, а также поиск социально приемлемых и оптимальных форм самореализации личности.
Как отмечает Н.А. Осипенкова, процесс формирования личности в образовательной среде, ее социальная адаптация во многом определяется концепцией воспитательной работы, характером и организацией социально-воспитательной деятельности, степенью вовлеченности в нее обучающихся. Социально-воспитательная деятельность в педагогическом колледже является необходимым звеном в интеграции личности в среду.
На этапе вхождения в колледж студенты наиболее пластичны, открыты, восприимчивы к усвоению системы ценностей и установок, их адаптивная возможность обострена ситуацией новизны, ожиданиями, осознанием нового социального статуса. Вовлечение студентов в социально-воспитательную деятельность дает им возможность наиболее полно использовать образовательный и адаптационный потенциал образовательной организации [1].
В широком смысле слова социально-воспитательная деятельность охватывает образование, науку, искусство, социально-политическую сферу, то есть профессиональную и непрофессиональную деятельность, в которой идет воспроизводство культуры [1].
Черник В.Э., анализируя идеи выдающихся психологов Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, которые рассматривали творческую самодеятельность, самостоятельность как определяющий фактор в личностном становлении и развитии, отмечает, что будущему учителю необходимо приобрести собственный опыт организации творческих дел, в которых определился бы его собственный профессиональный образ [2].
Исходя из этого, основная задача колледжа – создать условия, позволяющие приобрести это умение. Студенту важно прожить свой процесс становления и приспособления к будущей профессии, приобретая собственный опыт социально-воспитательной деятельности, которая в условиях образовательной организации будет прекрасным ресурсом формирования профессионализма будущего учителя и воспитателя.
С целью определения уровня эффективности образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «Социально-воспитательная работа» была проведена экспертиза образовательной среды учреждения.
В качестве основы экспертизы образовательной среды была использована система психодиагностических параметров, разработанная для анализа отношений (Мясищев, Ломов, Дерябо, Ясвин).
В качестве основных параметров экспертизы выступали:
· широта образовательной среды;
· интенсивной;
· степень осознаваемости;
· эмоциональность образовательной среды;
· социальная активность.
В качестве первого параметра экспертизы рассматривалась широта образовательной среды, которая служит структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду.
Критериями широты образовательной среды по направлению «Социально-воспитательная работа» являются (см. таблицу 1).
Таблица 1. Критерии широты образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «СВР».
№ |
Критерии |
Баллы |
1 |
Выход в образовательные учреждения |
1,25 |
2 |
Путешествия |
0 |
3 |
Посещение учреждений культуры |
1,25 |
4 |
Гости |
1,05 |
5 |
Возможности выбора воспитательных микросред |
0,5 |
Анализ таблицы показал, что по критериям «Выход в образовательные учреждения» и «Посещение учреждений культуры» среда педагогического колледжа набрала наибольшее количество баллов (1,25), в связи с тем, что выходы в учреждения стали неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. С целью формирования компетентностей будущих специалистов, студентов необходимо вовлекать в непосредственную практическую деятельность, которую невозможно организовать на только территории учреждения.
По критерию «Гости» социально-воспитательная среда МПК набрала 1,05 балла, что обусловлено частотой организованных фестивалей, праздников, конференций с привлечением специалистов и гостей (ветеранов, депутатов, консулов и т.д.), с целью общения студентов с интересными людьми.
Однако, критерию «Возможности выбора воспитательных микросред» соответствует лишь 0,5 балла. Это обусловлено тем, что студенты имеют возможность выбора направления социально-воспитательной работы, но, к сожалению, не часто этим пользуются, предпочитая предоставить этот выбор руководителю социально-воспитательной работы МПК или педагогам.
Таким образом, показателю экспертизы «Широта образовательной среды» соответствует 4,15 баллов, что составляет 66%.
В качестве рекомендаций, по усовершенствованию этого показателя нами предлагается:
· осуществлять взаимосвязь с образовательными учреждениями и общественными организациями не только города Мурманска, но и Мурманской области;
· продолжать работу по привлечению специалистов, принимающих участие в мероприятиях колледжа;
· повышать активности и инициативы студенчества по выбору направлений социально-воспитательной работы (усиление института кураторства и студенческого совета).
Следующим показателем выступала интенсивность образовательной среды, которая является структурно-динамической характеристикой, показывающей степень насыщенности воспитательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.
Таблица 2. Критерии интенсивности образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «СВР».
№ |
Критерии |
Баллы |
1 |
Организация активной деятельности |
2,5 |
По данному показателю среда колледжа набрала максимальное количество баллов (2,5) благодаря тому, что в МПК разработан подробный план Социально-воспитательной работы на год, который содержит разнообразные формы и направления активной деятельности студентов (адаптационная работа, профориентационная работа, студенческое самоуправление, профессионализация, правовое воспитание, волонтерская работа и пр.). План СВР в течение года может дополняться новыми формами работы, в зависимости от пожелания студентов и запроса учреждений.
Таким образом, показателю экспертизы «Интенсивность образовательной среды» соответствует 2,5 балла, что составляет 100%.
Рекомендация: расширять направления социально-воспитательной работы, с учетом современных тенденций в образовании.
Показатель «Осознаваемость образовательной среды» отражает включенность в нее всех субъектов образовательного процесса. Повышению осознаваемости может способствовать наличие традиций и ритуалов в образовательной среде, символики и атрибутики.
Основными критериями выступают следующие показатели (см. таблицу 3).
Таблица 3. Критерии осознаваемости образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «СВР».
№№ |
Критерии |
Баллы |
1 |
Уровень осведомленности об учебном заведении |
1 |
2 |
Символика |
0,3 |
3 |
Формирование осознаваемости |
0,8 |
4 |
Связь с выпускниками |
1 |
5 |
Активность сотрудников |
0,3 |
6 |
Активность студентов |
1 |
7 |
Активность родителей |
0,3 |
Осведомленность об учебном заведении у педагогов и студентов находится на достаточно высоком уровне (1 балл): большинство участников образовательного процесса знакомы с историей и традициями учебного заведения, имеют представление о том, как и когда оно было основано, кто был руководителем и т.д.
Данная информация размещена на сайте колледжа. Кроме того, в МПК принято торжественно отмечать юбилейные даты и праздники, к которым ведется долговременная подготовка и задействован весь актив колледжа.
Вся проводимая работа дает возможность с уверенностью говорить о высоком уровне критерия «формирование осознаваемости» (0,8 балла) среди студентов и педагогов.
Критерию «Связь с выпускниками» соответствует 1 балл, т.к. многие выпускники продолжают поддерживать контакты с колледжем и охотно оказывают ему различную помощь. Студенты - выпускники, работающие по специальности, выступают руководителями психолого-педагогических практик студентов МПК, участвуют в научно-практических конференциях и семинарах на базе колледжа и др.
Критерии активности рассматриваются по трем направлениям: «Активность сотрудников», «Активность студентов», «Активность родителей». Наибольшее количество баллов набрал критерий «Активность студентов» (1 балл). Многие студенты сами проявляют инициативу в организации и проведении социально-значимых мероприятий, охотно откликаются на просьбы педагогов и администрации колледжа о помощи, заинтересованы в развитии МПК.
Однако, критерии «Активность сотрудников» и «Активность родителей» набрали по 0,3 балла, что говорит о недостаточной заинтересованности педагогов и родителей проблемами Мурманского педагогического колледжа. Лишь немногие педагоги и родители откликаются на просьбы администрации о безвозмездной помощи. Низкая активность родителей, на наш взгляд, объясняется тем, что специфика образовательного процесса не предполагает тесного взаимодействия педагогического состава с родителями студентов. Как правило, к родственникам обращаются лишь в случае трудностей, появляющихся у обучающегося (неуспеваемость, нарекания и пр.).
Критерий «Символика», к сожалению, набрал 0,3 балла. Соответствующая символика (герб, гимн, девиз) имеются у МПК, но они недостаточно включены в социально-воспитательное пространство студенчества. Студенты крайне редко используют символику при организации собственных мероприятий, исключения составляют лишь официальные события.
Таким образом, показателю экспертизы «Осознаваемость образовательной среды» соответствует 4,9 балла, что составляет 50%.
Рекомендации:
· выступить с предложением о разработке гимна и иной атрибутики колледжа: организовать конкурс на лучший герб, гимн и девиз и пр.;
· привлечь педагогов к социально-воспитательной деятельности, за счет усиления института кураторства. С этой целью организовать следующие мероприятия:
- проводить с кураторами специальные тренинги и семинары, на которых информировать о возрастных особенностях студентов, о результатах диагностики их личных особенностей и интересов, о специфике взаимодействия со взрослыми учащимися и эффективных способах воздействия, о новых методах и подходах в области консультирования и поддержки студентов;
- регулярно проводить кураторские совещания с участием администрации образовательного учреждения для прояснения общих трудностей и проблем;
- организовать на базе МПК конференции по вопросам совершенствования работы кураторов и обмену опытом работы в данной области;
- издать памятки и методические рекомендации в помощь куратору с обновленной информацией об особенностях работы со студентами.
· активно привлекать к социально-воспитательной работе преподавательский состав Мурманского педагогического колледжа, разъясняя задачи СВР, акцентируя внимание на основных направлениях работы.
· усилить взаимодействие с родителями студентов через социальные сети для участия в социально-значимых мероприятиях.
Показатель «Эмоциональность образовательной среды» характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. На показатель эмоциональности может накладывать отпечаток профиль учебного заведения.
Таблица 4. Критерии эмоциональности образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «СВР».
№№ |
Критерии |
Баллы |
1 |
Взаимоотношения в педагогическом коллективе |
0,8 |
2 |
Взаимоотношения со студентами |
2,1 |
3 |
Взаимоотношения с родителями |
0,4 |
4 |
Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды |
1,8 |
Администрация и коллектив МПК придает большое значение взаимодействию со студентами, поэтому наибольшее количество баллов набрал критерий «Взаимоотношения со студентами» (2,1 балла). Взаимоотношения студентов и педагогов носят межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием. Учащиеся имеют возможность обратиться к преподавателям за помощью, в том числе психологической. У студентов есть возможность общаться с педагогами не только на занятиях, но и в неформальной обстановке.
«Взаимоотношения в педагогическом коллективе» колледжа складываются ровно, педагоги чувствуют себя в коллективе психологически комфортно, свободно проявляют свои эмоции, в случае необходимости могут обратиться за помощью и поддержкой к коллегам. Сотрудники часто встречаются в неформальной обстановке как в самом учебном заведении, так и за его пределами. В совокупности данный критерий набрал 0,8 балла.
Критерию «Взаимоотношения с родителями» соответствует 0,4 балла. Родители, безусловно, получают поддержку от администрации и педагогического коллектива колледжа, но только по поводу успехов и неудач их детей. Данное количество баллов, на наш взгляд, является вполне достаточным для этого критерия, т.к. специфика высшего учебного заведения не предполагает межличностного характера взаимоотношений с родителями обучающихся.
«Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды» соответствует 1,8 балла. Студенты и педагоги педагогического колледжа могут свободно выражать свои эмоции, принимать участие в оформлении интерьера МПК, организовывать выставки работ, изготавливать стенгазеты, размещать информацию на сайте колледжа.
Таким образом, показателю экспертизы «Эмоциональность образовательной среды» соответствует 5,1 баллов, что составляет 51%.
Рекомендации: активизировать преподавательский состав к участию в оформлении пространственно-предметной среды (оформление стендов, плакатов, информации на сайте колледжа; организация выставок и пр.).
На наш взгляд, усиливать критерии «Взаимоотношения в педагогическом коллективе» и «Взаимоотношения с родителями» не представляется целесообразным, т.к. единственным способом повышения является переход на глубокий интимный уровень, что предполагает выход за рамки профессионального общения. Необходимо уходить от традиций прошлого, т.е. нагружать личными проблемами своих коллег, а родителям - педагогов.
«Социальная активность образовательной среды» служит показателем ее социально-ориентированного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания.
Основным «продуктом» образовательной среды является социально активные люди, стремящиеся творчески изменять среду обитания, в соответствии с тем ценностными ориентирами, которые усвоили в своей образовательной среде, то есть тот спектр ценностей, который удалось сформировать в процессе обучения в колледже, они и будут формировать у подрастающего поколения.
Критериями «Социальной активности» выступают следующие показатели, представленные в таблице 5.
Таблица 5. Критерии социальная активность образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «СВР».
№№ |
Критерии |
Баллы |
1 |
Трансляция достижений |
1,5 |
2 |
Работа со средствами массовой информации |
1,5 |
3 |
Социальные инициативы |
1,5 |
Критерий «Трансляция достижений» набрал 1,5 балла. Помимо образовательных мероприятий (семинары, конференции, педагогическая практика), на которых обучающиеся могу поделиться накопленным профессиональным опытом, студенты МПК активно принимают участие в различной волонтерской деятельности, основными направлениями которой выступают: детские дома; общественные организации; приют для животных; профориентационная работа и др.
Количество баллов по критерию «Работа со средствами массовой информации» составляет 1,5 балла, т.к. информация о колледже регулярно находит отражение в публикациях в газетах и журналах, новостях местных телеканалов. С целью профориентационной работы ежегодно издается специальный буклет об основных направлениях подготовки МПК и особенностях обучения в нем.
Критерий «Социальные инициативы» набирает 1,5 баллов. Традиционно педагогическом колледже организуется достаточное количество социально-значимых мероприятий, получивших известность за пределами образовательного учреждения.
Таким образом, показателю экспертизы «Социальная активность образовательной среды» соответствует 4,5 балла, что составляет 53%.
Рекомендации:
· активизировать студентов для участия в олимпиадах различного уровня;
· привлекать к участию в социально-значимых мероприятиях студентов других образовательных учреждений, учащихся школ и учреждений дополнительного образования, студенческий городской совет;
· систематизировать работу со средствами массовой информации.
Анализ эффективности образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «Социально-воспитательная работа» показал, что данное направление работы набрало достаточно высокие баллы по всем показателям экспертизы (50% и выше). По нашему мнению, не следует сосредотачивать внимание только на повышении уровня количественных параметров, а обратить внимание на качественную составляющую каждого из критериев.
Проведенная экспертиза позволила разработать рекомендации по каждому показателю, с целью коррекции деятельности по направлению «Социально-воспитательная работа» и определить стратегию ее дальнейшего развития.
Литература:
- Осипенкова Н.А., Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов: Дисс… канд. пед. наук. – СПб, 2007. – 313 с.
- Черник В.Э. Досуг – время достижений и профессионального становления // Среднее профессиональное образование. – 2009. - №3. – С. 32-34.