Чтение как средство формирования soft skills
Чтение как средство формирования soft skills
Автор: Барашкова Ольга Николаевна
МБОУ СОШ № 100, г. Воронеж
Аннотация: Подростковая художественная литература является мощным инструментом для формирования soft skills. Она развивает эмоциональный интеллект, способность критического мышления, коммуникативные навыки, творческое мышление, самооценку, толерантность, рефлексию и самоанализ. Поэтому чтение современной литературы имеет не только развлекательное значение, но и играет важную роль в формировании личности подростка.
Ключевые слова: подростковая художественная литература, формирование soft skills, мягкие навыки.
В современном мире, где многие люди обращают внимание на развитие не только профессиональных, но и человеческих навыков и качеств, soft skills становятся все более востребованными.
Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность. В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха.
Изучение и развитие soft skills начинается еще в детстве. В подростковом возрасте одним из эффективных средств для их формирования является художественная литература. Подросткам предлагается широкий выбор произведений, которые не только развлекают и увлекают читателя, но и способствуют развитию различных soft skills. В таких произведениях часто рассматриваются сложные ситуации, с которыми сталкиваются подростки. Возникающие проблемы дают возможность молодым читателям лучше понять их собственные эмоции и переживания.
В данной статье мы рассмотрим развитие некоторых таких навыков.
Развитие коммуникативных навыков.
Подростковая художественная литература предлагает читателю различные сценарии общения и взаимодействия между персонажами. Читатель может наблюдать, как герои решают конфликты, выражают свои мысли и эмоции, устанавливают контакт с другими людьми. Это помогает подросткам учиться эффективному общению в соответствии с речевой ситуацией, развивать навыки слушания, формулировать мыслей и находить компромиссы.
Развитие критического мышления.
Чтение подростковой художественной литературы способствует развитию критического мышления у подростков. Они учатся анализировать и оценивать произведения, выражать свои мнения и аргументировать свои взгляды. Кроме того, они могут осознавать и анализировать социальные и моральные проблемы, с которыми сталкиваются герои, применять эти знания в реальной жизни.
Развитие творческого мышления.
Подростковая художественная литература часто предлагает нестандартные идеи, фантастические миры и необычных героев. Чтение таких произведений стимулирует творческое мышление у подростков, помогает им развивать фантазию и воображение, находить оригинальные решения проблем и видеть мир с необычной перспективы.
Развитие эмоционального интеллекта.
Подростковая художественная литература часто затрагивает эмоциональные темы, такие как любовь, дружба, потеря, страх. Читатель может сопереживать героям, понимать их эмоции и страдания. Это помогает подросткам развивать свою эмоциональную интеллигентность, учиться управлять эмоциями, испытывать эмпатию к другим людям.
Развитие навыков решения проблем.
Подростковая художественная литература часто предлагает героям сложные ситуации и проблемы, которые они должны решить. Читатель может наблюдать, как герои анализируют ситуацию, принимают решения и преодолевают трудности. Это помогает подросткам развивать навыки принятия решений, критического мышления и умения находить выход из сложных ситуаций.
Способность к критическому мышлению.
Чтение подростковой художественной литературы позволяет молодым читателям анализировать и оценивать происходящее в произведении. Они могут задавать себе вопросы о действиях героев, их мотивах, последствиях их поступков. Таким образом, они развивают свою способность критического мышления и умение анализировать информацию.
Развитие самооценки и самоуверенности.
В процессе чтения подростковой художественной литературы, молодые читатели могут идентифицироваться с героями, переживать их победы и поражения. Они могут видеть, как герои преодолевают трудности, справляются с проблемами и достигают своих целей. Это помогает подросткам развивать свою самооценку, веру в себя, успех и свои способности.
Развитие толерантности и уважения к различиям.
Художественная литература часто затрагивает темы различий и разнообразия в обществе. Через героев и их истории молодые читатели узнают о разных культурах, традициях, верах и сталкиваются с проблемами дискриминации и предубеждений. Чтение таких произведений помогает формировать у подростков толерантное отношение к различиям и уважение к другим людям.
Развитие рефлексии и самоанализа. Чтение литературы позволяет молодым читателям задуматься над собой, своими поступками и ценностями. Они могут анализировать свои реакции на происходящее в произведении и сравнивать их с поведением героев. Это способствует развитию рефлексии и самоанализа у подростков.
Приведём примеры таких молодёжных художественных произведений.
Один из текстов современной подростковой литературы - это роман "Голодные игры" Сьюзен Коллинз. В этой книге главная героиня, Китнисс Эвердин, сталкивается с жестокостью и несправедливостью, и ее история показывает, как она развивает такие качества, как выживаемость, смелость, сотрудничество и эмпатию. Читатели могут воспринимать эту историю как вдохновение и учиться применять эти навыки в повседневной жизни.
Другой пример - серия творений о Гарри Поттере Джоан Роулинг. В этих книгах герои сталкиваются с множеством проблем и испытаний, их истории учат читателей терпению, дружбе, лидерству и справедливости. Обучающиеся могут воспринимать Гарри Поттера и его друзей как образцы для подражания и вдохновения, особенно в части умения решать проблемы и находить нестандартные решения.
Книги, где главные герои вступают в диалоги и взаимодействуют с другими персонажами, помогают читателям понять, как вести беседы, слушать и понимать себя и окружающих. Примером такой литературы может быть книга обладательницы многих премии Анны Никольской «Валя offline». Главная героиня, девочка по имени Валя, поменяв место жительства, учится общаться с непохожими на прошлых одноклассников сверстниками, что требует от нее умения эффективно общаться.
Кроме того, подростковая художественная литература может помочь развить эмоциональный интеллект. Книги, которые рассказывают о различных эмоциях и переживаниях героев, помогают читателям понять их и управлять ими. Например, жестокая повесть "Чучело" В.К. Железникова, написанная более пятидесяти лет назад, актуальна сегодня как никогда. Книга рассказывает историю о девушке-подростке, которая сталкивается с моббингом и находит способы справиться с этой ситуацией. Остаться верной себе личностью, не поддаться под влияние толпы, принимать поражение как победу - вот что помогает читателям развить эмоциональную силу.
В заключение можно сказать, что современная подростковая художественная литература играет важную роль в формировании soft skills у подростков. Она помогает развивать эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, критическое, творческое мышление и навыки решения проблем. Чтение таких произведений не только увлекает и развлекает. Самым важным становится развитие личности обучающегося и подготовка к жизни в современном обществе.