Коммуникативная компетентность педагога как профессиональная ценность в организации воспитательной деятельности
Коммуникативная компетентность педагога как профессиональная ценность в организации воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Авторы: Мозговая Зоя Николаевна
и Шевченко Елена Игоревна
ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»
Аннотация: В статье представлен теоретический обзор проблемы формирования коммуникативной компетентности педагога и ее роль в воспитательном процессе. Рассматриваются требования ФГОС к коммуникативной компетенции педагога. Определяется значимость коммуникативной компетентности в профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, педагогическая деятельность, воспитательный процесс.
Главной целевой установкой современного образовательного процесса является развитие компетенций и компетентностей педагога, личность которого определяет эффективность воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС .
Коммуникативная компетентность составляет ядро профессионализма педагога, задача которого - обучение и воспитание - решается преимущественно в межличностном взаимодействии с участниками образовательного процесса с помощью слова.
Искусство постоянного живого общения является атрибутом профессиональной педагогической деятельности, характер которой постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих успешному воспитательному воздействию. К ним, в первую очередь, относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийность. Поэтому сейчас наиболее значимой представляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога. Ведь педагог является главным звеном воспитательного процесса, организует и направляет его, где речь и общение являются неотъемлемыми инструментами его профессиональной деятельности.
Коммуникативная компетентность педагога регулирует всю систему его отношений с коллегами, родителями, взаимодействие с детьми. Это и способность выслушивать и принимать во внимание мнения других людей, умение участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения, выступать на публике, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать, оказывать воспитательное воздействие.
Взаимодействие с детьми в ходе обучения и воспитания, организация учащихся на выполнение коллективных дел, формирование взаимоотношений членов коллектива, обеспечение благоприятного микроклимата – вот далеко не полный перечень тех вопросов, решать которые помогает общение. Т.к. речевое поведение педагога является авторитетным образцом для воспитанников, то по этой причине сам педагог должен строже и критичнее относиться к своей речи и развивать свои коммуникативные компетенции, так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе воспитания, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции ученика.
Необходимо отметить, что общение педагога с учащимися имеет большое воспитательное значение и реализуется через этапы:
- прогнозирование предстоящего общения с классом;
- организация общения с классом;
- управление общением в развивающемся педагогическом процессе;
- анализ осуществленной системы общения на предстоящую деятельность.
Инициатива в общении дает возможность педагогу решать ряд воспитательных задач, обеспечивает его руководящую роль в воспитании школьников. Педагогически целесообразное направление общения, которое формирует соответствующие настроения и чувства детей, обеспечивает возможность создания нужного психологического климата в классном коллективе, что в свою очередь, способствует эффективности воспитательной деятельности.
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен осознавать свою индивидуальность в педагогической деятельности, ориентироваться на построение личностных взаимоотношений с детьми, владеть навыками рефлексивного и эмпатийного поведения. Учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.
ФГОС предъявляют значительные требования к коммуникативной компетенции педагога, которая предполагает знание:
- понятий рефлексия, креативность, эмпатийность, приятие личности ребенка, индивидуальный стиль общения, коммуникация, коммуникативная компетенция и компетентность;
- психологических особенностей возраста целевой аудитории;
- правила поведения для конфликтных людей и правила разрешения конфликтов;
- основные формы реагирования в общении;
- алгоритм стратегии сотрудничества.
Умение:
- анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
- понимать самого себя и относиться к себе и к окружающим с должным уважением; – отстаивать свою позицию конструктивными способами;
- адекватно оценивать себя, свои способности и возможности.
Владение:
- способностью конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- навыками позитивного общения;
- навыками управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями.
Возможно ли развитие коммуникативной компетентности педагогов? Конечно. Это достигается при помощи эффективных педагогических технологий, этому будут способствовать психологические тренинги, работа проблемных и творческих групп, проведение групповых дискуссий и деловых игр, сбор новых педагогических идей, а так же поиск путей их совместного решения. Тем самым стимулируется развитие таких ключевых квалификаций как сотрудничество, ответственность, и, в первую очередь, профессионализм педагога.
Педагог, который не обладает необходимым уровнем коммуникативной компетентности, не может реализовать личностно-ориентированные воспитательные технологии, не готов содействовать взаимопониманию между всеми субъектами воспитательного процесса, и в итоге не способен гибко управлять процессом воспитания. Наблюдается зависимость психологического климата общения, результативности установления контактов, удовлетворенности учителя и воспитанников своим трудом от коммуникативной компетентности педагога.
Развитие коммуникативной компетентности педагога – это один из способов самореализации участников воспитательного процесса, в том числе и повышения уровня воспитания. Очевидно, что каждый учитель должен развивать свою коммуникативную компетентность.
Список литературы:
1. Степанов Ф.Г.,Щукина О.Э. Коммуникативная компетентность учителя. – М.: Прометей, 2020 г.
2. Аухадеева Л.А. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки учителя. – М.: ВИНИТИ, 2012г.
3. Даутова О.Б., Муштавинская И.В. ФГОС: теория и практика организации учебно-воспитательного процесса. – М.: Русское слово, 2022г.