Этапы организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению
Этапы организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению
Автор Клеткина Виктория Юрьевна
МОУ "Новосадовская СОШ "Территория успеха"
Аннотация: Автор в данной статье определяет основные этапы работы учителя и учащихся, касающиеся особенностей осуществления исследовательской деятельности по краеведению.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, краеведение, школьники.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Формированию любви к Отечеству, ценностного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений, способствует краеведение. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. отмечается, что краеведение - это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно - исторических, этнографических особенностей. Знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, ценностного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Временем зарождения краеведения принято считать эпоху Петра Великого. Уже в XVIII в. учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губернии и о «народах тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют». В настоящее время материалы краеведения систематически публикуются в СМИ. В Российской академии наук создан совет по краеведению. Активно работает организованный в начале 90–х годов Союз краеведов России.
В последние годы заметно повысился интерес к школьному краеведению, понимание его большого образовательного и воспитательного значения. Это обусловливается, на наш взгляд, несколькими факторами:
- растущим пониманием в нашем обществе значения истории Родины для патриотического воспитания школьников;
- стремлением к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны с ее большими региональными различиями;
- поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на наших традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой Родины.
Уровни краеведческой работы:
Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно выделить три уровня (в реальной школьной практике они, естественно тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников).
Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся ( когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, т.е. фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни.) Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы интернета.
Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают, в роли юных ученых – исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.
Вот на этом уровне краеведческой работы мне бы хотелось остановиться подробнее. Показать его специфику по сравнению с другими предметами исследования. Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Рассмотрим основные этапы организации работы в исследовательской деятельности учащихся.
- Знакомство с основами исследовательской деятельности:
- Определяем направление работы, знакомимся с такими понятиями как предмет и объект исследования, цель и задачи исследования, актуальность и новизна работы.
- Создаем у учащихся представление о методах исследования: анализ и синтез, сравнение, обобщение, беседа.
- На примере уже готовых работ знакомимся с требованиями предъявляемыми к оформлению работы.
- Выбор темы исследования:
- Один из главнейших принципов исследовательской работы: тема должна быть интересна ребенку. Но также важно, чтобы тема была интересна учителю. Если эти две стороны не будут (пусть каждая по-своему) заинтересованы в поиске ответа на поставленный вопрос, то внутренняя встреча их друг с другом не состоится.
- Объем и содержание исследования должны быть посильны для ученика. Поэтому при обсуждении темы нужно постараться сузить ее до реальных пределов, чтобы к сроку защиты юный исследователь успел закончить работу качественно, а не утонул в непомерном количестве архивных документов и литературы. Если мы выбрали тему для работы связанную с историей села, то эта тема не должна быть слишком объемной, «История села ...», например. Тема должна отразить какой-то определенный период в истории села: «Село … в годы ВОВ», «Процесс коллективизации на территории села …».
Обзор источников и литературы:
Исторические источники для краеведческого исследования делятся на письменные и устные. К письменным источникам относятся архивные документы, неопубликованные воспоминания, дневники, письма. Для работы с этими документами особое значение имеют обстоятельства их создания, причастность автора к событиям о которых он рассказывает, биография автора. Очень важный и интересный источник - фотографии, они могут помочь, проиллюстрировать события, о которых говорится в воспоминаниях.
Устные источники – это воспоминания людей о своей жизни и событиях, свидетелями которых они были. Подготовка к беседе с очевидцами и участниками событий - очень важный этап, и нужно, чтобы ученик, проводящий исследование это хорошо понимал. Нужно побольше узнать о собеседнике и о том периоде, который интересует исследователя. Если собеседник увидит компетентность ученика, разговор будет протекать оживленнее и успешнее. Необходимо располагать достаточным количеством времени т.к. за 15 минут интервью вряд ли получится полным. Мы поняли, что получить нужную информацию быстро нельзя и, собираясь к кому-то на встречу, знаем, что это может занять 2-3 часа. Мы уже знаем, что если задали вопрос напрямую и не получили ответа, то это не страшно: следует переформулировать вопрос, и мы получим нужную информацию.
Самое главное - научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи, а затем эти записи обрабатывать и делать выводы на основании полученного материала.
На этом этапе учащиеся составляют список литературы по интересующему их вопросу. Учащиеся должны усвоить общие навыки работы с литературой:
1) Уметь заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемых работ.
2) Конспектировать важнейшие положения.
3) Грамотно вписывать и систематизировать цитаты с указанием номера страницы и полных данных об источнике информации. Целесообразно, в начале данного этапа работы организовать встречу учащихся и библиотекаря. Итогом усвоения навыка работы с литературой должна быть способность учащихся написать обзор литературы по теме
Введение.
Здесь следует обоснование актуальности работы, формулируется цель и задачи исследования. Указываются избранные методы исследования. На этом этапе самым сложным является постановка задач. Очень важно, чтобы работа носила исследовательский характер, а не являлась обзором литературы по данному вопросу. Правильно поставленные задачи, сформулированные совместно с руководителем работы, помогут ученику грамотно провести исследование. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Главный вопрос при определении объекта: Что рассматривается? Пример: «Историческое прошлое … церкви Белгорода». Предмет исследования определяется при ответе на вопросы: Как рассматривать объект, какие аспекты выделяет исследователь для изучения объекта? Пример: «… церковь Белгорода в советский период».
Основная часть работы разбивается на параграфы, которые заканчиваются выводом. В каждом параграфе систематизируется и обобщается материал по отдельно рассматриваемому вопросу. В выводе может быть отражена своя точка зрения на рассматриваемый вопрос, промежуточные результаты работы. Следует отметить, что каждый факт, отраженный в работе, и каждый архивный документ должны быть тщательным образом проанализированы.
Заключение содержит основные выводы, к которым пришел учащийся в ходе выполнения всей работы. Здесь можно также представить отношение ученика к своей работе.
После заключения принято помещать библиографический список использованной при проведении исследования литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в работе.
Финальным этапом работы является подготовка к защите на школьном или районном уровне. Наиболее распространенными вариантами являются классическая и творческая модели защиты.
Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных аспектов темы:
- актуальность и новизна темы
- характеристика использованных источников и литературы
- характеристика основных научных подходов к проблеме
- обоснование методов исследования
- основные выводы
Творческая модель защиты включает в себя:
- оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по теме
- демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования
- оригинальное представление основной части исследования
- заключение по теме.
Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность данной работы. Учащиеся старших классов могут проводить беседы, классные часы, экскурсии в музее с младшими школьниками, тем самым стимулируя их познавательную активность.
Список литературы:
1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. Москва, 2008г., С.33.
2. Обухов А. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. «Первое сентября» № 11, 2008г., с.10
3. Мещанинова И. Исследовательская работа школьников: с чего начать. «Первое сентября» № 4 2008г., с.11.