Современный педагог: условия сохранения себя в новом мире
Современный педагог: условия сохранения себя в новом мире
Автор: Дмитриева Валентина Олеговна
МАОУ «Лицей города Троицка»
Современный мир – новый: прозрачный, сверхбыстрый, квантовый. Он мгновенно захватил человечество своей новизной, пользой, эффектом. Отказаться, увильнуть, пройти мимо него невозможно. Цифровым миром захвачены все области науки, все сферы жизни человека. Наступил другой тип цивилизации и иного не будет. Впереди только лучше, больше, мощнее. Мы привязаны к этому миру и зависим от него.
Благодаря техническим средствам, которыми сейчас владеет человечество, каждый день открываются новые знания в областях нейронауки, космоса, когнитивистики, биологии. То, что нас ждет в ближайшем будущем, раньше можно было прочитать только в фантастических книгах.
Какие опасности нас могут поджидать в новом мире, с какими трудностями мы сталкиваемся уже сейчас и что с этим делать?
Известный физиолог Иван Петрович Павлов открыл так называемый первый закон мозга - динамическая стереотипия. Весь наш мозг стремиться к динамической стереотипии. Он стремиться к тому, чтобы всё наше поведение было структурировано, доведено до автоматизма и мы могли бы экономить энергию. Когда нам надо перестраивать свои привычки, когда меняются наши условия существования, у нас естественным образом возникает стресс: мозг сопротивляется, он не хочет ничего менять. Из двух вариантов стресс или инерция мозг выберет инерцию. Нам очень сложно менять свою жизнь. Новые гаджеты, технические средства, программное обеспечение – всё это появляется с огромной скоростью и в огромных количествах. Что делать? Отсеивать ненужное, оставлять важное и перенаправлять свою энергию для создания новых привычек и жизненных установок.
Будет очень важным в ближайшее время адаптироваться к новым условиям, когда человека заменит машина. Всё идет к тому, чтобы освободить человека от любой деятельности, рассчитывая, что он займется чем-то полезным: творчеством, хобби, путешествиями. Но учитывая динамическую стереотипию можно с полной уверенностью сказать, что человек, которому ничего не надо делать, не начнет писать музыку и сажать картошку. Когда холодильник за него определяет, что закончился любимый йогурт, и он его уже заказал, перед человеком уже стоит трудность, как не потерять себя, свою самостоятельность и активность. Что делать? Если у вас отнимают какого-то рода деятельность, не ждите, что вам предложат новую, ищите сами и учитесь ею владеть. Без активной деятельности мозг и тело погибают, личность утрачивается.
Следующая опасность – это бесконечное потребление информации и сливание себя виртуальному миру: привязанность к лентам и сторисам в соц.сетях, общение с миром по мессенджерам, всё это вызывает дешевый дофамин (нейромедиатор, который вызывает чувство удовлетворения, любви, привязанности). В таких условиях очень быстро формируется зависимость. Люди, как только становится скучно, тянутся к этому источнику сладкой и жирной «пищи» и постепенно теряют вкус к обычной, полезной «еде»: труду, самодостаточности, воле. Они становятся зависимыми от чужих оценок, реакций, мнений, наград, иллюзорных побед, они становятся зависимыми от виртуального мира. Бесполезно бороться с этими источниками, их все равно будет становиться все больше и больше. Что делать? Учиться адаптироваться. Лучший способ адаптации к меняющимся условиям – это развитие личности, развитие эмоционально-волевых структур, развитие самосознания, правильных, полезных жизненных установок, способностей, психических процессов и накопление нового полезного опыта.
Всему этому способствует уникальное свойство нашего мозга – нейропластичность – способность меняться под воздействием опыта, создавать новые нейросвязи и даже восстанавливать утраченные.
Если вы испытываете душевную маету, эмоциональную неустойчивость, тревожность, разочарование в себе и жизни, демотивированность, слабость, нервозность, подчиненность, если вы уходите в разного рода зависимости – это признаки личностных деформаций. Обычно они скрыты от людей, потому что большинство в этом ничего не понимают и списывают это всё на внешние обстоятельства.
Человек, у которого личность в порядке, чувствует эмоциональное равновесие и уверенность в собственных силах.
Сохранять свою компетентность, развиваться в важных и полезных областях, осознанно ограничивать чрезмерное потребление информации, не терять связи с реальностью, иногда оставаться наедине с собой и прислушиваться к своему внутреннему Я, слышать и доверять ему, а если не слышится, приходить к психологу – вот основные условия сохранения себя в новом, сложном, уникальном мире и профессии педагога.