Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Профилактика суицидального поведения подростков

Дата публикации: 2022-04-05 09:29:03
Статью разместил(а):
Кайст Виктория Александровна

Профилактика суицидального поведения подростков

Автор: Кайст Виктория Александровна

 

Суицид –  это осознанный уход из жизни, совершенный в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл. Суицидальное поведение – это более широкое понятие, включающее в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. 

В группу лиц, подверженных суициду, входят подростки:

- с нарушением межличностных отношений, 

- «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, 

- отличающиеся вызывающим или криминальным поведением, включающим физическое насилие; 

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат; 

- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями. 

Типы личности подростков с повышенным суицидальным риском.

Эмоциональный тип - дети с быстрой сменой настроения, откровенные, простодушные, склонны к сопереживанию, слабо защищены от негативных воздействий. Неудачи, конфликты, утрата близких могут послужить причиной самоубийства. Родителям и педагогам требуется выдержанное, спокойное, доброжелательное отношение. 

Депрессивный тип - робкие, застенчивые, с выраженной ущербностью и подавленным настроением, недоверчивы и подозрительны, страдают от любой грубости, утомляемы, боятся презрения окружающих. Грубость, укор, упрек, в присутствии окружающих могут спровоцировать такого подростка к суициду. Наблюдательность, положительный эмоциональный настрой, оправданный оптимизм, похвала родителей  благоприятны для них. 

Агрессивный тип - не хотят и не умеют подчиняться, неуживчивы, обладают взрывным характером, гневливы, бывают вспышки ярости, направленной на самого себя. От окружающих требуется самоорганизация, сдержанность, подчеркнутая вежливость, доброта, понимание. 

Истерический тип - стремятся быть в центре внимания любыми способами, включая неординарные поступки, могут быть обмороки, припадки, рассчитанные на эффект: Не терпят неприязни окружающих, способны на шантаж при суициде. Родителям и педагогу необходимы предупредительность, спокойное, доброжелательное отношение, основанное на уважении личности, Важно понимание основных суицидальных мотивов (причин).

Основными причинами суицида являются: дисгармония в семье, саморазрушающее поведение, насилие, депрессия, несформированное понимание смерти, ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

Умственно отсталые дети совершают суицид по приказу или по показу. Часто при скрытой депрессии на фоне экзальтации (т.е. эмоционального состояния, при котором ребенок испытывает неестественное воодушевление, часто не имея для этого весомых причин).

Диагностика предсуицидального поведения имеет важное профилактическое значение.

Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе:

Поведенческие 

Словесные 

Эмоциональные 

Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей

Уверения в беспомощности и зависимости от других

Амбивалентность (двойственность) переживаний ("люблю-ненавижу")

Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам

Прощание

Беспомощность,

безнадежность

Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток

Разговоры или шутки о желании умереть

Переживание горя

Посещение врача без очевидной необходимости

Сообщение о конкретном плане суицида

Признаки депрессии

Расставание с дорогими вещами или деньгами

Двойственная оценка значимых событий

Вина или ощущение неудачи, поражения

Приобретение средств совершения суицида

Медленная, маловыразительная речь

Чрезмерные опасения или страхи

Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу

Высказывания самообвинения

Чувство собственной малозначимости

Пренебрежение внешним видом

 

Рассеянность или растерянность

Диагностические признаки суицидального поведения

Внешние маркеры суицидального  поведения. На что педагогам стоит обратить внимание?

  • Тоскливое выражение лица.
  • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
  • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
  • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
  • Повышенная подвижность мышц лица, часто неестественная мимика, или наоборот отсутствие мимических реакций.
  • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.
  • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
  • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность (все время лежит на диване, парте), либо наоборот двигательное возбуждение.
  • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
  • Тревога беспредметная (не могу сказать по поводу чего тревожусь), тревога предметная (знаю и говорю по поводу чего тревожусь).
  • Ожидание непоправимой беды, страх.
  • Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения, когда вокруг много радостных событий.
  • Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
  • Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
  • Прощания.
  • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего собой не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).
  • Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я  уже нашел» и т.п.).

На  что родителям стоит обратить внимание?

  • изменения настроения,
  • нарушение аппетита – отсутствие или, наоборот, чрезмерный аппетит;
  • нарушения  сна – поверхностный сон, кошмары;
  • быстрая утомляемость;
  • фобии, попытки убежать или спрятаться от чего-либо, конкретные страхи;
  • изменения в отношении к своей внешности;
  • агрессии и вспышки гнева;
  • концентрация на «здесь и сейчас», нежелание строить планы на будущее;
  • самоизоляция, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.);
  • нежелание посещать образовательное учреждение (в том числе увеличение числа прогулов);
  • серьезные изменения в состоянии здоровья (частые недомогания, частые головные боли и др.) 

Окружающие не должны оставлять такого подростка одного. Можно ему сказать, что уход из жизни лучше отложить на время и спокойно это обдумать, что жизнь человека очень ценна, а он нужен близким, родным. Такая фраза повышает самооценку подростка и его ответственность. 

В нашей стране и за рубежом созданы «телефоны доверия», центры неотложной помощи по предотвращению суицидов. Они пытаются поддержать беседу, оценить реальный риск, предложить помощь в разрешении проблем. 

Поскольку депрессии часто связаны с суицидами, то мы с вами обязаны на первой стадии заболевания распознать риск недуга, чтобы вовремя принять меры: направить к врачу. Подростка следует осторожно расспрашивать, чтобы выяснить, не появилась ли у него мысль покончить с собой.

Признаки депрессии у детей и подростков:

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Нарушения сна, соматические жалобы

Чувство усталости

Изменение аппетита или веса

Нарушения сна, соматические жалобы

Ухудшение успеваемости

Неусидчивость, беспокойство

Снижение интереса к обучению

Фиксация внимания на мелочах

Страх неудачи, чувство неполноценности

Чрезмерная эмоциональность

Самообман - негативная самооценка

Замкнутость

Чувство "заслуженного отвержения"

Рассеянность внимания

Заметное снижение настроения при малейших неудачах

Агрессивное поведение

Чрезмерная самокритичность

Непослушание, склонность к бунту

Сниженная социализация

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Агрессивное поведение

Прогулы в школе, плохая успеваемость

Поскольку нормальное поведение варьируется от одного возраста к другому, нам необходимо определять, проходит ли ребенок через временную "фазу" или страдает депрессией.

Депрессивный ребенок может притворяться больным, отказываться ходить в школу, цепляться за родителя или беспокоиться о том, что родитель может умереть. Старшие дети могут обижаться, попадать в беду в школе, быть злыми, грубыми и чувствовать себя непонятыми.

Подростковая депрессия связана с постоянным чувством грусти или раздражительности, которые мешают ребенку или подростку функционировать.

У детей, находящихся в стрессе от потери близкого человека, или у кого есть трудности с вниманием, обучением, проблемы с поведением или есть тревожное расстройство, имеется более высокий риск депрессии. Широкое использование социальных сетей также связано с повышенным риском депрессии. Депрессия также имеет тенденцию распространяться в семьях, особенно когда семья объединена каким-то общим негативным событием. Не обязательно потеря близкого человека. Например, в семье алкоголик или тиран-психопат.

Дети и подростки в депрессии, могут говорить, что хотят умереть или могут говорить непосредственно о самоубийстве. Депрессивные подростки могут начать употреблять алкоголь или наркотики, как способ облегчить своё состояние и почувствовать себя лучше.

Дети и подростки, которые вызывают проблемы дома или в школе, также могут страдать от депрессии. Когда их спрашивают напрямую, эти дети могут признать, что они недовольны или грустны. В возрасте 15 лет девочки в два раза чаще страдают депрессией, чем мальчики. Девочки больше подвержены риску наследования депрессии.

Как помочь подростку, решившему покончить с собой? 

Выслушайте его, не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте подростку возможность высказаться, задавайте вопросы. 

Обсуждайте, не бойтесь говорить об этом - большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве. Не стоит отрицать или делать вид, что такой проблемы не существует. 

Будьте внимательны к косвенным проявлениям. Даже каждое шутливое упоминание о суициде следует воспринимать всерьез. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны, узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам уже доверяют. 

Помощь в предотвращении суицидального поведения.

Подбирайте ключи к разгадке суицида. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. 

Примите подростка как личность. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Действуйте в соответствии с собственными убеждениями. 

Установите заботливые взаимоотношения. Тому, кто чувствует себя бесполезным и нелюбимым, забота и участие отзывчивого человека являются мощным ободряющим средством. 

Будьте внимательным слушателем. Подростки из группы риска особенно страдают от чувства отчуждения, в силу чего бывают не настроены принять советы. Больше всего они нуждаются в обсуждении своей боли. Можно оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства подростка, будь то печаль, вина, страх или гнев. Просто молча посидите с ним, это будет доказательством заинтересованного и заботливого отношения. 

Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, не проявляйте агрессию. Если присутствуете при разговоре о самоубийстве, постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. 

Задавайте вопросы. Лучший способ вмешаться в кризис — это задавать вопросы, например: «Ты думаешь о самоубийстве?» или «С каких пор ты считаешь свою жизнь безнадежной?». Согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося подростка, испытывающего боязнь осуждения. 

Не предлагайте неоправданных утешений. Суицидальные подростки с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя». Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными. 

Предложите конструктивные подходы. Вместо того чтобы говорить подростку: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким» - попросите его поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. 

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему, как можно точнее определил, что ее усугубляет. 

Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если подросток все же не решается открыть свои сокровенные чувства, то, возможно, удастся подтолкнуть его к этому, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен». 

Если кризисная ситуация определена, выясняют, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом, что может быть полезным для разрешения настоящей проблемы. 

Постарайтесь выяснить, что остается позитивно значимым для человека. Следите за глазами, отметьте, когда появляются признаки эмоционального оживления, когда было самое лучшее время е его жизни. 

Вселяйте надежду. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми, Надежда помогает человеку отойти от мысли о самоубийстве. Надежда не может строиться на пустых утешениях, а должна исходить из реальности. Основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко.

Оцените степень риска самоубийства. Если депрессивный подросток дарит кому-то свой любимый телефон, с которым он ни за что бы не расстался, то сомнений в серьезности ситуации не остается. 

Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Можете заключить так называемый суицидальный контракт - попросить его связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия, чтобы еще раз обсудить возможные альтернативы поведения. Такое соглашение может оказаться весьма эффективным. 

Важность сохранения заботы и поддержки, Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может и не быть позади. Ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни. 

Таким образом, педагоги, а в первую очередь родители и просто неравнодушные люди могут предупредить суицид. Знание категорий самоубийств, типов личности поможет оказать квалифицированную и своевременную  помощь страдающим подросткам. А родителям почаще нужно общаться со своим ребенком. Не разговаривать на бытовые темы, а именно общаться как с другом. Пусть ребенок чувствует заботу, поддержку, интерес к его внутреннему миру …

Помните, что для подростка эта ситуация сложна или даже невыносима!

И лучшее, что можно сделать, это сказать: «Я с тобой! Я тебя люблю! Давай вместе подумаем, чем я могу тебе помочь?».

 

. . . . .