Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Половое воспитание подростков с интеллектуальными нарушениями

Дата публикации: 2022-05-22 09:03:51
Статью разместил(а):
Каминина Ольга Сергеевна

Половое воспитание подростков с интеллектуальными нарушениями

Автор: Каминина Ольга Сергеевна

Благотворительный фонд «Единение», г. Москва

 

Аннотация: В этой статье автор актуализирует проблемы полового воспитания подростков с интеллектуальными нарушениями. Автор выделяет особенности коррекционной работы для таких детей в вопросах полового взросления, а также обозначает основные сложности.

Ключевые слова: подростки, половое воспитание, интеллектуальные нарушения.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Несмотря на цифровизацию общества и длительную социальную изоляцию, тема насилия и домогательств не теряет своей актуальности. Отсутствие знаний о личных границах и безопасности повышает вероятность стать жертвой насилия для детей с интеллектуальными нарушениями по многим причинам [5].

С одной стороны у детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение когнитивных, речевых, двигательных функций. Дети и взрослые с легкой умственной отсталостью способны к адаптации, но только в условиях создания поддерживающей среды [1]. Помимо этого у детей и подростков с нарушением интеллекта имеются сложности с формированием социальных связей и отношений [2]. 

С другой стороны, дети с интеллектуальными нарушениями, как и другие дети с ОВЗ, в большинстве случаев воспитываются в социальной изоляции и зная о половом взрослении, которые нормально развивающиеся дети получают от сверстников, для них недоступны или фрагментарны [2]. 

Важно отметить, что подростки с умственной отсталостью в той же степени что и здоровые подростки стремятся к половой близости и способны испытывать возбуждение [4]. К моменту наступления старшего подросткового возраста молодые взрослые сталкиваются с проявлениями полового влечения и невозможностью его контроля, непониманием процессов, происходящих в теле. 

Подростки с интеллектуальными нарушениями представляют собой группу риска как жертвы насилия и домогательств в связи с недостаточной способностью к полноценному пониманию и усвоению социальных норм и эталонов взаимоотношений [2].  Трудности и неудачи подростков и юношей в социальном и межличностном взаимодействии отмечаются многими исследователями в области возрастной, социальной психологии, социологии. Но особенно остро эта проблема проявляется у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью, что определяется специфическими особенностями когнитивной, эмоциональной и потребностно-мотивационной сфер их личности [5]. Зачастую они не в состоянии распознать угрозу в действиях других людей, не могут позвать на помощь или оказать сопротивление.

Для снижения уровня насилия и домогательств, а также нежелательных проявлений сексуального влечения, таких как публичная мастурбация, необходимо целенаправленное введение коррекционно-педагогической программы по половому воспитанию, которая будет включать такие темы, как: анатомия и изменения в подростковом возрасте, личные границы и интимные зоны, прикосновения к самому себе и мастурбация, взаимоотношения и половая близость, контрацепция, беременность, половое влечение, умение говорить «нет».

Для обучения детей с интеллектуальными нарушениями основам полового воспитания используются специальные социальные истории [2]. Ребенку стоит подробно объяснять, используя визуальные подкрепления, о том, почему интимые зоны называются интимными, почему их нельзя показывать другим людям, рассказать о том, при каких обстоятельствах его интимных зон могут касаться (например, при мытье или при посещении врача), а также о том, что взрослые люди касаются интимных зон друг друга по взаимному согласию. Стоит отдельно отметить такие темы как менструации и поллюции. С помощью социальных историй следует, опережая возраст начала этих процессов, рассказать о том, что это происходит со всеми людьми в зависимости от пола и что это важный этап взросления, также важно сделать акцент на понимании ребенком правил гигиены и заранее подготовить его, например, показать девочкам прокладки и способы их закрепления или показать мальчикам куда им следует сложить грязное постельное белье в случае поллюции.

Важным аспектом полового воспитания является профилактика насилия [3]. С раннего возраста детям с интеллектуальными нарушениями следует рассказывать о том, что никто не имеет права трогать их в интимных зонах, а если это по каким-то причинам происходит, нужно обязательно рассказать взрослым людям, которым он доверяет. В качестве такого человека нередко выступают педагоги и воспитатели. Особенно следует отметить то, что детям с нарушениями интеллекта сложно понять намерения человека, который потенциально может совершить насилие и принуждение. В данном случае рекомендуется использовать социальные истории, в которых описываются «плохие» секреты и обман [5].

Отдельно хотелось бы отметить вопросы контрацепции для подростков с нарушениями интеллекта. Учитывая когнитивные способности таких детей, им довольно сложно рассказать о том, что бывает, если не предохраняться, помимо нежелательной беременности [2]. Поэтому стоит отдельно обучать их пользованию презервативами и рассказать об особенностями протекания заболеваний, передающихся половым путем. Для этого рекомендуется использовать макеты, схемы и видео-ролики медицинского характера, а также сами средства контрацепции. Важно рассказывать подросткам с интеллектуальными нарушениями о том, что нужно делать в случаях незащищенных половых актов и к кому они могут обратиться для того, чтобы получить медицинскую помощь и поддержку в случае беременности [2].

 

Список литературы:

  1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2003. - 391 с.

  2. Андреева С.В. Половое воспитание детей̆ и подростков с особыми потребностями. - Псков: ПО-ИПКРО, 2004. - 75 с.

  3. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей̆: медико- психологические аспекты. - Л.: Медицина, 1988.  - 160 с.

  4. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. - СПб: Дидактика плюс, 2002. - 484 с.

  5. Ярская-Смирнова Е.Р. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни. Пособие для родителей и специалистов Издание 2-е, дополненное. - Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2007. – 188 с.

 

. . . . .