Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Билингвистическая педагогическая система обучения глухих

Дата публикации: 2022-06-18 20:45:24
Статью разместил(а):
Кузнецова Алина Алексеевна

Билингвистическая педагогическая система обучения глухих

Авторы: Кузнецова Алина Алексеевна

и Проживина Валентина Александровна

МБОУ «Лицей № 2 имени В.В. Разуваева», г. Астрахань

 

Аннотация: В статье рассматривается билингвистическая педагогическая система обучения глухих. Результат обучения заключается в том, что коммуникативная деятельность глухих осуществляется при помощи словесной речи, русской жестовой речи и калькирующей жестовой речи.

Ключевые слова: билингвизм, билингвистический подход, обучение глухих.

Тематическая рубрика: коррекционное образование.

 

Сложившаяся на протяжении многих лет система учебно-воспитательной работы в закрытых учебных заведениях для детей с нарушениями слуха и речи, ориентирована в первую очередь на развитие ребенка в целом, на коррекцию его нарушений, формирование личностных качеств, знаний и умений, необходимых выпускникам в жизни. Воспитанники школ-интернатов невольно находятся в изолированности от общества, что делает их часто беспомощными при общении с новыми людьми, новыми ситуациями и обстоятельствами самостоятельной жизни, либо, наоборот, конфликтными и озлобленными.

Но, несмотря на то, что технический прогресс шагает вперед семимильными шагами, проблема страны глухих в мире слышащих остается. Приборы и операция дают лишь возможность глухим людям научиться слышать. А процесс этого обучения – длительный и сложный. То есть, даже получив возможность слышать, людям с потерей слуха сложно научиться дифференцировать различные звуки. Речь, формируемая у слышащих людей с момента рождения, у людей с потерей слуха ставится годами упорной работы с дефектологами. Поэтому эти люди вынуждены применять в своей жизни жестовый язык.

Русский язык жестов — жестовый язык, самостоятельный, естественно возникший язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Этот язык в основном используются глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации. 

Билингвизм уже стал государственной системой в Скандинавии, а в Великобритании половина школ глухих обучаются в рамках билингвистической системы. Его применяют многие школы Австралии и Тихоокеанского региона, в Африке, а также в ряде школ США, Канады, в Голландии, Германии, Бельгии, Швейцарии и Эстонии. 

В России последователи: Я.Т. Спешнев, И.Я. Селезнев, А.Ф. Остроградский,  Н.М. Логовской,  Д.В. Фельдберг, Ф.А. Рау. 

В России известная билингвистическая школа - билингвистическая гимназия, научным руководителем которой является профессор Г.Л. Зайцева. 

Как отмечает Г.Л. Зайцева (1998) и другие специалисты, использование жестового языка в учебно-воспитательном процессе устраняет все коммуникативные барьеры между педагогами и учащимися и создает искренние, доверительные отношения между детьми и взрослыми, обеспечивает эмоционально окрашенное обучение.

Билингвистический подход в обучении глухих позволяет учитывать интересы и защищать гражданские права людей, идентифицирующих себя как членов социокультурного меньшинства глухих.

Предусматривает использование двух равноправных средств образовательного процесса — русского языка (в устной, письменной речи) и русского жестового языка.

Билингвизм- способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках.

Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса — русского языка (в устной, письменной речи) и русского жестового языка.

Билингвистический подход – обучение глухих детей словесному языку в письменной и устной формах следует через «родной»  жестовый язык.

Цель подхода в обучении глухих — воспитание свободной личности, не испытывающей чувства неполноценности из-за слухового дефекта и несовершенства устной речи.

Жестовая речь— способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением.

Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:

· устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися; 

· созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми; 

· эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; 

· увеличению объема учебной информации; 

· ускорению её передачи; 

· восприятию учащимися и усвоению программы общеобразовательной школы в полном объёме. 

При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи:

· найти оптимальное соотношение жестокого и словесного языка в учебном процессе;

· разработать дидактические основы учебного процесса на жестового  языка;

· создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы;

· разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.

Билингвистический метод обучения детей с нарушениями слуха можно использовать при: 

· формировании новых понятий;

· объяснении лексического значения слов;

· сообщении новой информации;

· проведении экскурсий и бесед;

· разборе детских конфликтов;

· проведении коллективных мероприятий;

· общении с глухими родителями и т.д.

Мир меняется, меняется отношение к глухим и к жестовому языку. Надеюсь, что со временем в школах для глухих детей учителя постепенно изменят отношение к использованию жестового языка, ведь пользуясь русским жестовым языком, учитель сможет доступно донести новые знания в большом объёме, а это важно в наше компьютерное, интернетовское время, когда у детей пропадает желание учиться! Помимо этого, формируется совсем иное сознание - мы воспитываем не инвалидов с комплексом неполноценности, а уверенных в себе людей, знающих свои права и обязанности, полноценных членов общества. 

Метод обучения на практике. Учитель или воспитатель объясняет тему голосом, чётко артикулируя слова, и сопровождая свою речь жестами (не дактилем), а от ученика следует требовать устный ответ! Жестовый язык даёт возможность глухим, постигать все предметы легко, с интересом и в большом объёме.

Показателем эффективности применения данного метода является значительная экономия времени на уроках, которое можно использовать для закрепления учебного материала, работы над грамматическим строем языка и др.

Также дети лучше запоминают вербальный материал, когда слово подкреплено жестом. Когда слово подкреплено жестом, расширяется словарный запас, у детей возрастает интерес к учению, они чувствуют себя увереннее.

Кроме того, включение жестового языка в образовательный процесс способствует преодолению коммуникативных барьеров, установлению искренних, доверительных отношений между взрослыми и детьми.

Билингвистический подход в обучении глухих позволяет в определенном смысле учитывать интересы и защищать гражданские права людей, идентифицирующих себя как членов этого социокультурного меньшинства.  Цель билингвистического подхода в обучении глухих – воспитание свободной личности, не испытывающей чувства неполноценности из-за слухового дефекта и несовершенства устной речи.

Чаще всего, уроки делятся на три вида:

· уроки со слышащим учителем, знающим жестовую речь;

· уроки с глухим учителем;

· уроки со слышащим учителем и сурдопереводчиком.

На более поздних ступенях обучения коммуникативная деятельность глухих осуществляется при помощи словесной речи, русской жестовой речи и калькирующей жестовой речи.

Таким образом, можно сказать, что первоначальное обучение глухих детей жестовому языку, а уже через него обучение устной речи является более естественным, а, следовательно, эффективным процессом.

 

Список литературы: 

1. Зубаровская О. «Нужны ли жесты в школе?» Ежемесячный журнал всероссийского общества  глухих « В едином строю» № 4, 2019г., с.45-46;

2. Соколова Т.Н. «Билингвистический метод обучения – новое направление в сурдопедагогике», 2018г., с.20-25;

3. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Культурно-историческая психология. 2016г. Том 2. № 3.с.21–27.

 

. . . . .