Билингвистическая педагогическая система обучения глухих
Билингвистическая педагогическая система обучения глухих
Авторы: Кузнецова Алина Алексеевна
и Проживина Валентина Александровна
МБОУ «Лицей № 2 имени В.В. Разуваева», г. Астрахань
Аннотация: В статье рассматривается билингвистическая педагогическая система обучения глухих. Результат обучения заключается в том, что коммуникативная деятельность глухих осуществляется при помощи словесной речи, русской жестовой речи и калькирующей жестовой речи.
Ключевые слова: билингвизм, билингвистический подход, обучение глухих.
Тематическая рубрика: коррекционное образование.
Сложившаяся на протяжении многих лет система учебно-воспитательной работы в закрытых учебных заведениях для детей с нарушениями слуха и речи, ориентирована в первую очередь на развитие ребенка в целом, на коррекцию его нарушений, формирование личностных качеств, знаний и умений, необходимых выпускникам в жизни. Воспитанники школ-интернатов невольно находятся в изолированности от общества, что делает их часто беспомощными при общении с новыми людьми, новыми ситуациями и обстоятельствами самостоятельной жизни, либо, наоборот, конфликтными и озлобленными.
Но, несмотря на то, что технический прогресс шагает вперед семимильными шагами, проблема страны глухих в мире слышащих остается. Приборы и операция дают лишь возможность глухим людям научиться слышать. А процесс этого обучения – длительный и сложный. То есть, даже получив возможность слышать, людям с потерей слуха сложно научиться дифференцировать различные звуки. Речь, формируемая у слышащих людей с момента рождения, у людей с потерей слуха ставится годами упорной работы с дефектологами. Поэтому эти люди вынуждены применять в своей жизни жестовый язык.
Русский язык жестов — жестовый язык, самостоятельный, естественно возникший язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Этот язык в основном используются глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации.
Билингвизм уже стал государственной системой в Скандинавии, а в Великобритании половина школ глухих обучаются в рамках билингвистической системы. Его применяют многие школы Австралии и Тихоокеанского региона, в Африке, а также в ряде школ США, Канады, в Голландии, Германии, Бельгии, Швейцарии и Эстонии.
В России последователи: Я.Т. Спешнев, И.Я. Селезнев, А.Ф. Остроградский, Н.М. Логовской, Д.В. Фельдберг, Ф.А. Рау.
В России известная билингвистическая школа - билингвистическая гимназия, научным руководителем которой является профессор Г.Л. Зайцева.
Как отмечает Г.Л. Зайцева (1998) и другие специалисты, использование жестового языка в учебно-воспитательном процессе устраняет все коммуникативные барьеры между педагогами и учащимися и создает искренние, доверительные отношения между детьми и взрослыми, обеспечивает эмоционально окрашенное обучение.
Билингвистический подход в обучении глухих позволяет учитывать интересы и защищать гражданские права людей, идентифицирующих себя как членов социокультурного меньшинства глухих.
Предусматривает использование двух равноправных средств образовательного процесса — русского языка (в устной, письменной речи) и русского жестового языка.
Билингвизм- способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках.
Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса — русского языка (в устной, письменной речи) и русского жестового языка.
Билингвистический подход – обучение глухих детей словесному языку в письменной и устной формах следует через «родной» жестовый язык.
Цель подхода в обучении глухих — воспитание свободной личности, не испытывающей чувства неполноценности из-за слухового дефекта и несовершенства устной речи.
Жестовая речь— способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением.
Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:
· устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;
· созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;
· эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;
· увеличению объема учебной информации;
· ускорению её передачи;
· восприятию учащимися и усвоению программы общеобразовательной школы в полном объёме.
При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи:
· найти оптимальное соотношение жестокого и словесного языка в учебном процессе;
· разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка;
· создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы;
· разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.
Билингвистический метод обучения детей с нарушениями слуха можно использовать при:
· формировании новых понятий;
· объяснении лексического значения слов;
· сообщении новой информации;
· проведении экскурсий и бесед;
· разборе детских конфликтов;
· проведении коллективных мероприятий;
· общении с глухими родителями и т.д.
Мир меняется, меняется отношение к глухим и к жестовому языку. Надеюсь, что со временем в школах для глухих детей учителя постепенно изменят отношение к использованию жестового языка, ведь пользуясь русским жестовым языком, учитель сможет доступно донести новые знания в большом объёме, а это важно в наше компьютерное, интернетовское время, когда у детей пропадает желание учиться! Помимо этого, формируется совсем иное сознание - мы воспитываем не инвалидов с комплексом неполноценности, а уверенных в себе людей, знающих свои права и обязанности, полноценных членов общества.
Метод обучения на практике. Учитель или воспитатель объясняет тему голосом, чётко артикулируя слова, и сопровождая свою речь жестами (не дактилем), а от ученика следует требовать устный ответ! Жестовый язык даёт возможность глухим, постигать все предметы легко, с интересом и в большом объёме.
Показателем эффективности применения данного метода является значительная экономия времени на уроках, которое можно использовать для закрепления учебного материала, работы над грамматическим строем языка и др.
Также дети лучше запоминают вербальный материал, когда слово подкреплено жестом. Когда слово подкреплено жестом, расширяется словарный запас, у детей возрастает интерес к учению, они чувствуют себя увереннее.
Кроме того, включение жестового языка в образовательный процесс способствует преодолению коммуникативных барьеров, установлению искренних, доверительных отношений между взрослыми и детьми.
Билингвистический подход в обучении глухих позволяет в определенном смысле учитывать интересы и защищать гражданские права людей, идентифицирующих себя как членов этого социокультурного меньшинства. Цель билингвистического подхода в обучении глухих – воспитание свободной личности, не испытывающей чувства неполноценности из-за слухового дефекта и несовершенства устной речи.
Чаще всего, уроки делятся на три вида:
· уроки со слышащим учителем, знающим жестовую речь;
· уроки с глухим учителем;
· уроки со слышащим учителем и сурдопереводчиком.
На более поздних ступенях обучения коммуникативная деятельность глухих осуществляется при помощи словесной речи, русской жестовой речи и калькирующей жестовой речи.
Таким образом, можно сказать, что первоначальное обучение глухих детей жестовому языку, а уже через него обучение устной речи является более естественным, а, следовательно, эффективным процессом.
Список литературы:
1. Зубаровская О. «Нужны ли жесты в школе?» Ежемесячный журнал всероссийского общества глухих « В едином строю» № 4, 2019г., с.45-46;
2. Соколова Т.Н. «Билингвистический метод обучения – новое направление в сурдопедагогике», 2018г., с.20-25;
3. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Культурно-историческая психология. 2016г. Том 2. № 3.с.21–27.