Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль диагностики в рамках логопедических занятий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дата публикации: 2022-09-05 21:29:35
Статью разместил(а):
Лапузина Светлана Алексеевна

Роль диагностики в рамках логопедических занятий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Автор: Лапузина Светлана Алексеевна

ГБОУ "Школа 1454 "Тимирязевская", г. Москва

 

Аннотация: В этой статье идет речь о том, как важна и необходима правильная диагностика развития речи у детей с НОДА. Важность диагностики заключается в подборе методов и приемов используемых в работе с данной категорией детей.

 

Несмотря на то, что сегодня дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) все больше интегрируются в общеобразовательную среду, и для их обучения разрабатываются специальные обучающие программы и условия, все еще не до конца проработанным остается индивидуальный подход к обучению, который бы учитывал особые, уникальные образовательные потребности каждого отдельного ребенка.

В рамках коррекционно-развивающих логопедических занятий сегодня все чаще можно заметить, что главенствующая роль отводится именно коррекции и развитию различных сторон речи детей с НОДА (лексико-грамматической, фонетико-фонематической, синтаксической, связной устной и письменной речи) [1], однако недостаточное внимание уделяется диагностике. В результате довольно часто с детьми работают по общей корректирующей программе, не учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка.

В статье предлагается рассмотреть подход, в котором диагностике нарушения речи и письма отводится такая же важная роль, как и непосредственно процессу коррекции. В рамках совокупной программы по диагностике и последующей коррекционной работе можно выделить следующие задачи:

Диагностика и коррекция лексической стороны речи (расширение, обогащение и уточнение словаря). 

Диагностика и коррекция звукопроизношения (дифференциация и автоматизация звукопроизношения). 

Диагностика и коррекция грамматического строя речи (словообразований, словоизменений, синтаксической структуры речевых высказываний). 

Помимо этих основных задач педагогам также следует уделить внимание и смежным областям знаний, отвечающим за получение таких знаний и навыков, как развитие познавательной сферы (внимания, памяти, мышления), представление об окружающей действительности, корректирующие мероприятия по нарушению письма и чтения и др. [3]

В рамках исследовательской деятельности, посвященной диагностике нарушений речи и письма у детей 5 класса, у каждого обучающегося были оценены следующие критерии:

словарный запас; 

звукопроизношение; 

грамматический строй речи; 

состояние слоговой структуры слова и фонематических процессов; 

уровень связного высказывания; 

процессы, относящиеся к неречевым и характеризующие готовность овладеть письмом (пространственная ориентировка, зрительно-моторная координация, повторение ритмов и др.). 

Полученные результаты диагностики были отражены в протоколе. На основании диагностических данных каждого обучающегося была составлена индивидуальная программа корректирующего обучения, которая соблюдалась в течение всего учебного года. По итогам можно отметить следующие результаты проведенных логопедических занятий:

1. С точки зрения связной речи:

У детей стало меньше сложностей с тем, чтобы обратиться к одноклассникам или преподавателю. 

Они чаще стали использовать формулы речевого этикета в диалоге. 

Их высказывания стали более связанными (будь то пересказ или собственная речь). 

2. С точки зрения грамматики:

Стали использоваться части речи, образованные от других частей (например, существительные от глагола, деепричастия, притяжательные прилагательные). 

Появились навыки использования увеличительных и уменьшительных суффиксов).  

3. В лексическом смысле:

Появился навык подбирать синонимы и антонимы к словам. 

●  Научились объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки). 

Научились использовать обобщения в речи, в частности, житейские обобщения (объединять в одну группу предметы одежды, мебели и т.д.). 

Таким образом, можно сказать, что проведенная компетентная диагностика и последующая коррекция в совокупности представляют очень большую ценность не только для преодоления недостатков речевого развития, но и общей эрудиции, которые важны для всех аспектов жизнедеятельности ребенка [2].

  

Список литературы:

1. Абкович А.Я. К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А.Я. Абкович// Специальное образование. - 2016. - № 3. - С.5-12.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.

3. Мамайчук И.И. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Психологические науки/ И.И. Мамайчук, Н.В. Андрущенко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.- 2015. - С.54-59.

 

. . . . .