Эколого–природоведческие игры на занятиях и уроках в коррекционной школе
Эколого–природоведческие игры на занятиях и уроках в коррекционной школе
Автор: Дурченко Лариса Петровна
МКОУ "Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ", г. Королёв
Игра необычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» ребенку о нем самому педагогу. В игре все «как будто» понарошку. Но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.
Игры как часть общественной культуры возводят на Олимп вечности духовные ценности человечества и требуют к себе серьезного, научного, методического и практического отношения. Взгляд на игру, мешающую « учиться, учиться и учиться», изменился. Теперь игра рассматривается как уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Игра приносит в образование бесконечные сюжеты и темы жизни природы, человека и его деятельности. Прекрасный русский писатель, осмысливающий в своих книгах и сценариях явление культуры, Ю. Нагибин так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Детство без игры и вне игры аномально и аморально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата отношений, коммуникативности, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира природы и экологии. И независимо от того, что ребенку свойствен антропоморфизм – перенос отношений, существующих между людьми, на природные явления, а у школьников он постоянно заменяется субъектификацией, стремлением самим докопаться до сути явления, у тех и других непременным спутником выступает любознательность и интерес к природе.
Исследования психологов доказали возможность формирования в период детства значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. В целом можно сказать о том, что в эколого-природоведческом образовании в период детства через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально- нравственного, практически-деятельностного отношения детей к природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств и действий. Поэтому в эколого-природоведческие игровые занятия, уроки включаются научно-познавательный, ценностный нормативный и практически-деятельностный компоненты.
Ценности природной среды не следует рассматривать только с утилитарно-практических позиций полезности. Такой подход обедняет отношение детей к природе, снижает любознательность, эстетическую отзывчивость и сочувствие. Специфика экологических ценностных ориентаций состоит в их универсальности: они охватывают свойства природы как всеобщей ценности – не только практические, утилитарные, но и познавательные, и эстетические. Естественно, что субъективная оценка ценности природы человеком не всегда совпадает с ее объективной ценностью. Поэтому так важно понимание детьми уникальной ценности природной среды и формирование экологической ответственности.
В личном аспекте ответственность выступает как существенное нравственное и психологическое качество человека, одна из важнейших черт его характера. Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и представляет как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребности, а также эмоциональных отношений любви, привязанности. Использование различных игровых занятий, уроков, которые позволяют погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где дети проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с учителем и педагогом, часто использую в своей работе. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием на уроках и занятиях.