Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие креативного мышления у учащихся в начальной школе на логопедических занятиях

Дата публикации: 2022-11-20 23:43:08
Статью разместил(а):
Селезнева Мария Владимировна

Развитие креативного мышления у учащихся в начальной школе на логопедических занятиях

Автор: Селезнева Мария Владимировна

 

Введение.

В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности школьника, раскрыть его индивидуальные способности. Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые нуждаются в совершенствовании. С этой точки зрения, большой интерес представляют использование творческих заданий в процессе обучения, как наиболее эффективное средство формирования креативного мышления.

Одна из самых основных задач учителя - активизация познавательной деятельности учащихся, так как среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. На основании многочисленных исследований (А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Б.Г. Ананьев и др.) установлено, что особенно актуальным для развития творческого мышления является младший школьный возраст. 

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественные психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления, и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом. (1)

Дж. Вулвилл и Р. Лоу развитие творческого мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж. Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта. В отечественной науке теория творческого мышления разрабатывалась А.В. Хуторским, А.М. Матюшкиным, Л.С. Выготским, С.С. Жумашевой, Д.В. Чернилевским, А.В. Морозовым, Т.Т. Тажибаевым, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской, и др. Перечисленные исследователи рассматривали проблему развития креативности различных представителей учебного процесса (учителя, преподавателя, ученика, ребенка и т.д.) в разнообразных педагогических условиях.(5)      

Перед логопедом, как и перед любым педагогом, в процессе работы часто возникает вопрос: как повысить мотивацию к обучению? Как научить учиться? Как сделать логопедические занятия интересными и информативными для ученика, и для логопеда? Решить данные проблемы, опираясь только на традиционные технологии, не всегда удаётся. Да и современное время требует внедрение новых образовательных технологий.  

Одной из современных технологий является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Перед логопедом, как и перед любым педагогом, в процессе работы часто возникает вопрос: «Как сделать логопедические занятия интересными и информативными для ученика, и для логопеда?». Решить данную проблему, опираясь только на традиционные  технологии, не всегда удаётся. Современное время требует внедрение новых образовательных технологий. Одной из современных технологий является технология развития критического мышления.

Обучение устному и письменному языку в школе, как правило, не сопряжено с личным речевым опытом. Использование своего языка, своего речевого опыта, собственной языковой интуиции – к этому должны прийти дети с развитым творческим мышлением.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на логопедических занятиях - это одно из основных направлений совершенствования учебно-коррекционного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности, поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Этому способствует развитие креативного мышления через  использование элементов поисковой деятельности, системы творческих заданий, решение проблемных ситуаций.

Актуальность проблемы заключается в том, что на сегодняшний день проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения на логопедических занятиях становится очень важной. 

Технология развития критического является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления.  

Проблема исследования, заключается в теоретическом и практическом осмыслении творческих заданий, обеспечивающих формирование креативного мышления, творческих способностей младших школьников на логопедических занятиях.  

Цель работы: изучение развития креативного мышления и разработка практического материала для младших школьников на логопедических занятиях.

Объект исследования: процесс формирования креативного мышления учащихся начальной школы.

Предмет исследования: формирование креативного мышления младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность понятия «креативное мышление».

2. Охарактеризовать особенности развития креативного мышления младших школьников.

3. Рассмотреть роль творческих заданий в учебном процессе младших школьников.

4. Разработать комплекс творческих заданий, ориентированный на формирование креативного мышления у младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут использовать учителями в процессе обучения для развития креативности младших школьников, на научно-практических конференциях.

Теоретические основы развития креативного мышления у младших школьников.

Креативность - это способность человека генерировать идеи, создавать что-то новое и не стандартное. Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение. Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал: «Креативность - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».

Американский психолог Поль Торранс дал такое определение креативности: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Он придумал первые тесты на креативность и разработал все основные составляющие креативности. Из всех видов мышления нас интересует креативное, творческое мышление как особенный вид. Креативное мышление можно определить как такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Отвечая данному выше определению, его продукты, вместе с тем, будут различными.(1) 

Продуктом творческого наглядно-действенного мышления может стать нахождение решения некоторой новой, практической задачи или применение оригинального способа действий в некоторой практической ситуации, связанного с поиском решения соответствующей задачи. Основой развития мышления ребёнка становятся знания, которые он приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Ребёнок овладевает умением выполнять операции в "умственном плане". Круг понятий, которыми владеет школьник, всё больше расширяется, включает в себя новые области. Обогащается содержание понятий: ребёнок узнаёт множество свойств и признаков предмета, а не отдельные свойства и признаки, научается выделять существенные признаки и отделять их от второстепенных. Отсюда - умение видеть связи и отношения между понятиями, овладение их классификацией. Растут умственные способности ребёнка. 

Одним из оснований развития креативности как общей интегральной способности, является творческая деятельность. В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей – обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития ребенка. (2) 

Креативность мышления позволяет выйти за рамки искусственных ограничений, найти нестандартные решения, новые возможности, а значит, добиться успеха, который просто невозможен в рамках стандартов и шаблонов. Креативность можно понимать как умение мыслить вне рамок, вырываться из-под власти шаблонов и правил, видеть ситуацию под другим углом, генерировать идеи, воспринимать альтернативные точки зрения. Креативное мышление созидательно и конструктивно. 

Технология  развития креативного мышления разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит) и используется в 29 странах мира. В России используется с 90-х гг. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И.). Эта технология представляет собой набор особых  приёмов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную  и сознательную деятельность обучающихся для достижения поставленных целей, заменить пассивное слушание и пересказ на активное усилие детей в образовательном процессе, а значит повысить эффективность занятий. (4)

Одной из главных педагогических задач по развитию творческого мышления в младшем школьном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление младшего школьника гибким, оригинальным и продуктивным.

Младший школьный возраст является вершиной детства, но при этом в этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни. Благодаря мышлению, которая является доминирующей функцией, интенсивно развиваются и перестраиваются мыслительные процессы, от которых зависят остальные психические функции: восприятие, память, внимание и, следовательно, воображение, как основа любой творческой деятельности, что тесно связано с креативностью.  

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на творческую деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. (3) 

Использование данной технологии на логопедических занятиях предполагает разнообразный набор приёмов и методов, включающих в себя как способы организации индивидуальной работы, так и её сочетание с индивидуальной, подгрупповой  и групповой работой. Использование элементов технологии креативного мышления, способствует:

- повышению уровня коррекционной работы в развитии устной и письменной речи обучающихся;

- повышению качества работы логопеда.

Данная технология развивает у обучающихся качества критически мыслящей личности, то есть качества, необходимые в современном мире.

Существует ряд правил, которыми руководствуются учителя в работе:

• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

• уважать точку зрения ученика;

• предлагать детям свободу в творческих проявлениях в ходе занятий;

• творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

• не навязывать свою программу образов и действий, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

• поддерживать процесс;

• предлагать разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой;

• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей. 

Каждому педагогу, работающему в современной начальной школе, необходимо задуматься о том, как построить уроки и занятия по внеурочной деятельности, чтобы в результате у детей постоянно происходило развитие творческого мышления и творческой деятельности, причём такой системой методов и приёмов, которая бы соответствовала младшему школьному возрасту. 

Это могут быть: 

- субъективно-творческие задания на уроках; 
- языковые игры, олимпиады, конкурсы, викторины; 
- проектные работы; 
- сочинения; 
- наблюдения и эксперименты; 
- выступления на праздниках, внеклассных мероприятиях, утренниках. 

Практическая направленность технологии креативного мышления у младших школьников.

Использование приемов технологии креативного мышления на логопедических занятиях имеет много возможностей. Эта технология используется на индивидуальных, подгрупповых, групповых логопедических занятиях.

Учащимся дается возможность раскрывать один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа направлена на упражнения по рифмованию. На логопедических занятиях используются игры «Дополни стихотворную строку словом!», «Допиши стихотворение!», «Сочини сказку, небылицу, считалку ...!», загадки на договаривание, придумай рифму к слову «Кто больше», «Поймай рифму», сочинение чистоговорок, разгадай ребус и «Составь стишок».              

Для обучения учащихся оформлять предложения на письме предлагается решить творческую задачу: «Записать текст из трёх предложений». Учащиеся, решая творческую задачу, «изобретают» способ обозначения конца предложения точкой, а начало предложения заглавной буквой первого слова. Дети могут предложить свои, оригинальные способы этих обозначений, что позволяет учителю ввести игру. Некоторые ставят в конце предложения черточку вниз, в начале – вверх или в конце предложения просто рисуют квадрат, звездочку, снежок, цветок. 

Так же на занятиях применяются пиктограммы, что является одним из приёмов для развития гибкости и широты креативного мышления.  

Используется приём «сюжетная таблица»: суть работы с этой таблицей – читая текст, обучающийся (либо логопед с обучающимся) делает пометки, создавая скелет текста, для этого берется работа над стихотворным текстом. При первоначальном прочтении стихотворного текста ребята заполняют таблицу, создавая «скелет» текста. Таблица помогает воссоздать сюжет. При этом ученики овладевают сюжетным мышлением.

На логопедических занятиях используются инсценировки. Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Учащиеся легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой нужно отгадать ее название. Потом команды меняются местами. Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Ученики становятся более свободными, раскрепощенными.

Активно используются на занятиях скороговорки. Учащимся предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд. На подготовку дается 3 минуты. Для развития четкой артикуляции и дикции часто используется на занятиях скороговорки-языколомки.

1. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

2. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

3. Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон. 

4. Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке.

5. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. (6)

Для развития навыков чтения используются следующие приемы:

- придумывание загадок в стихах, сочинение фантазий, чтение текстов по ролям с заданной интонацией (прочитать грустно, весело, равнодушно, строго и т.д.);

- постановка отрывков пьес, инсценировка небольших рассказов и стихотворений.

Прием драматизации формулирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным. Для творческого развития для развития письменной речи при написании сочинений первостепенная роль отводится свободным высказываниям детей. Некоторые сочинения предполагаются писать на основе собственных наблюдений и впечатлений. 

На логопедических занятиях активно применяются игры и упражнения, способствующие развитию речевого творчества детей с использованием мультфильмов.

· “Перепутанные серии” - восстановление последовательности событий и составление рассказов по серии фрагментов мультфильма, с последующим проигрыванием;

· “Склеенные мультфильмы” - на основе фрагментов разных мультфильмов составить 1 историю;

· “Мультфильм-калька” - используя схему-сюжет популярного мультфильма, сочинить новую историю;

· “Режиссер” - изменение деталей, эпизодов мультфильмов;

· “Описательные загадки о мультфильмах” - не называя героев, ребёнок кратко пересказывает мультфильм;

· “Плёнка закончилась” - детям предлагается начало мультфильма, а они должны придумать и разыграть его продолжение;

· “Потерянные серии” - сочинение основной части истории по начальному и конечному фрагменту мультфильма;

· “Реклама мультфильма” - придумывание рекламного текста, выступление;

· “Оживление мультфильма” - этапы работы:

1. Озвучивание.

2. Репетиция.

3. Проигрывание.

Для развития письменной речи используются такие творческие задания, как  «Сочини текст с пропусками»: (например) при изучении имен прилагательных ученикам дается задание сочинить текст, пропуская прилагательные, после чего ученики обмениваются своими работами и подбирают подходящие по смыслу прилагательные, заполняя пропуски.

Игра «Составное лото»: работа предлагается в парах. Один ученик называет слог, с которого начинается слово. Второй должен угадать, какое слово было задумано, и сложить это слово из карточек.

Игра «Поиск общего»: учащимся дается задание – прочитать пару слов, найти общие признаки и сложить предложение. − игра «Придумай мультфильм»: детям даны 2 словарных слова. Нужно придумать цепочку слов от заданного первого слова до последнего, а потом попробовать с этими словами придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому.

Игра «Загадай желание». Ученикам предлагается устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Сочинение-миниатюра: ученики прослушивают музыкальные произведения известных композиторов и сочиняют небольшой рассказ, выражая те мысли и чувства, которые веет музыкальное произведение.

Игра «Общее стихотворение»: каждый ученик задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его.

На логопедических занятиях используется составление диафильмов по произведению: по материалу прочитанного произведения учащиеся составляют свой диафильм, для этого им следует:

1) продумать содержание отдельных кадров;

2) соотнести строки из текста;

3) определить количество кадров.

Заключение.

Активное использование в традиционном  учебном  процессе  разнообразных развивающих заданий, специфически направленных на развитие памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагога. 

Обобщение опыта работы по данной теме позволило выявить следующее: 

· положительная динамика развития креативного мышления, выявленная в ходе организованного психолого-педагогического диагностирования, служит показателем активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников; 

· наиболее приемлемыми методами и приемами развития креативного мышления  для учащихся начальной школы являются: творческие задания, создание проблемных ситуаций, участие в проектах, конкурсах, олимпиадах; 

· организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии  позволило сохранить уровень обученности и качество знаний на достаточно  высоком уровне. 

Активизация познавательной деятельности  младших школьников будет эффективна при условии: 

· систематического использования  методов и приемов развития креативного мышления в образовательном процессе; 

· учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста; 

· создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности; 

Проанализировав эту методику, можно с уверенностью сказать, что логопедические занятия на основе технологии креативного мышления способствуют: повышению уровня творческих и аналитических способностей; формированию умения эффективно работать совместно с другими обучающимися; развитию умения обучающимися применять данную технологию в образовательном  процессе и повышению качества работы с текстами.

Целесообразно применять данную технологию на каждом уроке и во внеурочное время творческие задания, так как они играют важную роль в формировании креативного мышления. Творческие игры, различные приемы и задания способствуют созданию у школьников эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Формируют умения самостоятельно вести поиск решения, развивают умственную активность, инициативность, способствуют обогащению словарного запаса учащихся, расширяют их кругозор и помогают сохранить искру живого интереса к учёбе.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены. Хочется отметить, что использование адаптированных методов технологии креативного мышления в процессе развития речи школьников способствует:

- активизации познавательной деятельности детей;

- созданию мотивационных установок на проявление творчества;

- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

- повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами;

- формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;

- развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Эта технология очень интересна и увлекательна.

 

Список литературы: 

1. Ворошнина Л.В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л.В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.

2. Зиновкина М.М. НФТМ – ТРИЗ: Креативное образование ХХI века. Теория и практика./ М.М. Зиновкина – М.: 2015. 

3. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. – М.: Просвещение,2016.

4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И.И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.

5. Мисаренко Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для СПО / Г.Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 314 с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 2015. 

 

. . . . .