Роль развития коммуникативных навыков школьников с ОВЗ в успешности обучения и социальной адаптации
Роль развития коммуникативных навыков школьников с ОВЗ (УО) в успешности обучения и социальной адаптации
Авторы: Барбашина Наталия Александровна,
Киреева Елена Николаевна,
Куфаева Виктория Валерьевна,
Шалимова Елена Анатольевна
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань»
Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, что причины трудностей в общении школьников с интеллектуальной недостаточностью объясняются, прежде всего, низким уровнем развития коммуникативной функции. Поиск эффективных путей обучения и воспитания детей с проблемами развития, является приоритетной проблемой в современной дефектологии. Развитию коммуникативных речевых навыков принадлежит важная роль в этом процессе.
Ключевые слова: коммуникация, речевые навыки, социальная адаптация, дети в ОВЗ.
Тематическая рубрика: Коррекционная школа.
Коммуникация - это процесс передачи информации от одного индивида (или группы) к другим. Коммуникация является необходимой основой для всех видов социального взаимодействия. В контексте взаимодействия “лицом к лицу” коммуникация осуществляется посредством использования языка, жестов, движений тела, благодаря чему происходит понимание того, что люди говорят и делают.
Поиск эффективных путей обучения и воспитания детей с проблемами развития, является приоритетной проблемой в современной дефектологии. Развитию коммуникативных речевых навыков принадлежит важная роль в этом процессе. Социальной адаптации детей с ОВЗ очень мешает недоразвитие коммуникативных речевых функций. Затруднения в использовании детьми коммуникативных навыков, усложняют процесс свободного общения, развитие речемыслительной и познавательной деятельности и как следствие, снижают эффективность процесса обучения и подготовленности к жизни.
В специальной психологии никогда не ослабевал интерес к изучению коммуникативных процессов у детей с различными нарушениями развития, в том числе, с интеллектуальными особенностями. Изучая особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты (В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Л.П. Григорьева, М.В. Ипполитова и др.) пришли к выводу о том, что трудности коммуникативной сферы являются общей закономерностью аномального развития. Имеющиеся у детей с ОВЗ недостатки общения носят вторичный характер, а причинами их возникновения являются особенности психического развития: недостаточность речевой, мыслительной деятельности, низкий уровень развития познавательной активности, недоразвитие мотивационно-личностной и эмоциональной сфер.
Младший школьный возраст – значимый период жизни ребенка. Именно в этом возрасте устанавливаются правила и нормы общения. Дети с нарушением интеллекта развиваются по тем же законам, что и дети с нормальными интеллектуальными возможностями, их жизнь и социальный опыт складываются под влиянием общественных отношений и связей, поэтому направленное формирование речи у этой категории детей следует также рассматривать в контексте развития навыков коммуникации и общения.
Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется, прежде всего, низким уровнем развития коммуникативной функции речи этой категории детей. Напомним, что речь у ребенка с нарушением интеллекта появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического ее уровней. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь школьника с интеллектуальным недоразвитием не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у школьников с нарушением интеллекта речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.
Развитие коммуникативных способностей и, речи в целом, является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. В ходе коррекционных занятий нужно всеми способами стимулировать речевую активность, развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, формировать навыки понимания и построения развёрнутых речевых высказываний. Такая работа осуществляется путём тесного взаимодействия логопеда, учителя, воспитателя, психолога, дефектолога, родителей.
Для школьника с нарушением интеллекта чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но, прежде всего, понимание ситуации, в которой осуществляются способы воздействия участников коммуникативного процесса. Без направленного создания ситуаций общения, только за счет формального усвоения основ языка, добиться успешных результатов в коммуникативных, ситуативных умениях у детей с интеллектуальным недоразвитием является сомнительным. Мы знаем, что нарушение интеллекта требует особого внимания с рождения. Необходимо своевременно выявить детей с нарушением интеллекта и разрабатывать занятия для развития элементарных коммуникативных навыков. Работать над личностными особенностями, формировать адекватный эмоциональный мир. Все это совокупное развитие поможет преодолеть коммуникативные трудности.
Однако, дети с нарушением интеллекта, поступающие в коррекционные учреждения, не обладают необходимым уровнем социальной зрелости, являющейся одним из важнейших аспектов психологической готовности к обучению: у них отсутствует потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Большую часть пропедевтического периода педагогу приходится использовать на попытки упорядочить процесс общения в классе (группе), что является непростой задачей.
Федеральный государственный образовательный стандарт, обусловленный современным этапом развития общества, выдвигает новые задачи воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Необходимым условием для трудоёмкого процесса развития, коррекции и компенсации коммуникативной функции речи является создание коррекционной зоны для работы по формированию навыков общения у детей: проведение коммуникативных упражнений и тренингов, использование аудиопрослушивания релаксационных мелодий во время отдыха и занятий, использование музыкального сопровождения на уроках, включение детей на занятия с психологом, посещение сенсорной комнаты.
При умеренной и тяжёлой степени интеллектуального нарушения многие дети не умеют и не могут общаться на вербальной основе. Речевая форма общения для некоторых из них остаётся за порогом возможностей. В таких случаях содействовать развитию этих детей может общение, основанное на невербальных средствах, применяются программы «Альтернативной и дополнительной коммуникации».
Уровни развития речи у детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью могут быть различны: одни дети способны принимать участие в простых беседах, другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях, некоторым так никогда и не удаётся овладеть навыками речевого высказывания. В подобных случаях уместным становится использование невербальных средств коммуникации.
Коррекционно-развивающая помощь детям основывается на полисенсорном подходе, когда процесс познания окружающего мира осуществляется с участием многих анализаторов, различных методов и приёмов, способствующих в возможной степени коррекции и компенсации речевых функций детей с ОВЗ.
Поиск эффективных путей обучения и воспитания детей с проблемами развития, является приоритетной проблемой в современной дефектологии. Развитию коммуникативных речевых навыков принадлежит важная роль в этом процессе. Социальной адаптации детей с нарушением интеллектуального развития очень мешает недоразвитие коммуникативных речевых функций. Затруднения, в использовании детьми коммуникативных навыков, усложняют процесс свободного общения, развитие речемыслительной и познавательной деятельности и как следствие, снижает эффективность процесса обучения и подготовленности к жизни.
При всех отличительных чертах, характерных для детей с особенностями интеллектуального развития, главное на любом этапе – воспитание человека, умеющего думать и способного в полной мере общаться с окружающими его людьми. У ребёнка с интеллектуальными нарушениями развития, в отличие от нормального ребёнка, потребность речевого высказывания, а также потребность доказывать своё мнение сильно ограничена или совсем отсутствует. В этой связи, перед педагогами, логопедами ставится важная задача: воспитывать умение говорить, думать, обосновывать своё высказывание. Для решения данной задачи в коррекционно-образовательном учреждении, необходимо, чтобы ведущим принципом обучения и воспитания стала коммуникативная направленность процесса.
Список литературы:
1. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников.- М: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1990г.
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению (характер, коммуникабельность). – Ярославль: «Академия развития»,1997г.
3. Научно-методический электронный журнал «Концепт» № 11 2018г. Долотина К.В. Особенности вербального коммуникативного поведения и навыков общения у младших школьников с патологией речи.
4. Научно-методический журнал «Логопед» № 3 2011г. Кочергина О.В. Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников.