Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Кинезиологический подход в развитии речи детей с задержкой речевого развития

Дата публикации: 2022-12-14 21:24:45
Статью разместил(а):
Денисова Татьяна Геннадьевна

Кинезиологический подход в развитии речи детей с задержкой речевого развития

Автор: Денисова Татьяна Геннадьевна

МАДОУ № 73 г. Томска

 

В настоящее время стала широко рассматриваться педагогами, осуществляющими коррекционно-развивающую работу, образовательная кинезиология. Данная кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии, с помощью которой можно выявить скрытые способности ребёнка, расширить возможные границы деятельности головного мозга.

Целью образовательной кинезиологии является развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности ребёнка.

Задачи:

- оптимизировать деятельность головного мозга;

- развивать интеллектуальные и творческие способности;

- развивать способность к обучению и усвоению информации;

- восстанавливать работоспособность и продуктивность деятельности;

- снимать стресс, нервное напряжение, усталость.

Очень эффективными приёмами в развитии образовательной кинезиологии, а именно межполушарного взаимодействия является использование обеих рук ребёнка при выполнении различных упражнений по развитию мелкой моторики. Данная методика используется как дополнительный материал при изучении лексических тем.

К примеру:

- обведи простыми карандашами по пунктирным точкам предметы обеими руками;

- штриховки по пунктирным точкам обеими руками;

- раскрась геометрические фигуры (предметы) одним и тем же цветным карандашом и обеими руками;

- упражнения на смену движений пальцев рук, подобранные в соответствии с изучаемой лексической темой.

Например, при изучении темы «Фрукты» ребёнку предлагается рассмотреть ряд чередующихся картинок со следующими фруктами: манго, киви, банан. Ребёнок слева направо проводит свой взгляд и в соответствии с увиденной картинкой выполняет движения сначала правой ногой и правой рукой: манго – топ (правой ногой), киви – хлоп (обеими руками), банан – покажи нос (правой рукой). То же самое проделывается левой рукой. Это же самое задание можно выполнить, проводя взглядом справа налево.

Следующий вид упражнения: раскрашивание геометрических фигур (предметов) обеими руками в верхнем и нижнем рядах одновременно; обводка по лабиринтам правой и левой руками одновременно; прошагай пальчиками левой и правой руки навстречу друг другу, левая рука – на верхней полке, правая – на нижней, поменяй руки; обводка определённых предметов (животных), названных педагогом, которые изображены вверх ногами или в зеркальном изображении; соедини детёныша животного и взрослое животное двумя пальчиками навстречу друг друга (животные изображены по краям листка), проведи двумя руками простыми карандашами навстречу друг другу по пунктирной линии, соединяя взрослое животное и его детеныша.

При изучении темы «Животные жарких стран» проводится игра-разминка «Уши-плечи-нос». На листке бумаги в ряд слева направо изображены слон, лев и бизон. Ребёнок внимательно проводит взглядом по рядам слева направо и показывает движения в соответствии с той картинкой, которую он видит. Если ребёнок видит слона, то он выполняет упражнение «Уши» (показывает правое ухо левой рукой, левое ухо правой рукой). Если ребёнок видит льва, то он выполняет упражнение «Плечи» (правое плечо – левая рука, левое плечо – правая рука). Если ребёнок видит бизона, он показывает нос правой рукой. Животные чередуются по-разному в двух рядах. Это же самое задание можно выполнить, проводя взглядом справа налево. При изучении лексической темы «Посуда» можно дать задание обвести по точкам предметы посуды левой и правой рукой, но картинки слева и справа изображены зеркально.

Продолжи последовательность из трёх предметов, отличающихся каким-либо признаком (три предмета, отличающихся по цвету, три предмета, отличающихся по форме, по размеру и т.д.) Упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухо-моторную координацию. Исследованиями учёных доказано, что развитие тонких координированных движений пальцев рук способствует активизации речевой активности у детей, более эффективному преодолению имеющихся нарушений звукопроизношения. Именно данный метод образовательной кинезиологии обширно применяется в логопедической практике. Очень интересны вопросы интеграции таких видов деятельности, как коммуникативная деятельность и конструирование из различных материалов, которые также способствуют развитию мелкой моторики.

В качестве материала для конструирования мной были выбраны обыкновенные счётные палочки. Они используются повсеместно, есть в каждой группе детского сада и дома. Оказывается, счётные палочки могут не только служить в качестве счётного материала, использоваться на занятиях по развитию математических представлений, но и служить отличным средством в развитии коммуникативных способностей дошкольников.

В своей работе учителю-логопеду (или другому педагогу) целесообразно также использовать игры со счётными палочками.

Использование методов и приемов здоровьесберегающих технологий, в том числе образовательной кинезиологии, будет способствовать развитию у детей с ТНР не только мелкой моторики пальцев рук, но и речевой активности.

 

Список литературы: 

1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. М., 1974. 

2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. Сластенина .- М.: Издательский центр «Академия», 1999. 280 с . 

3. Кузнецова Л.В. Основа Специальной психологии: учебное издание для студентов сред. пед. учебных заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Пемкин, Л.И. Солнцева и др. Под редакцией Л.В. Кузнецова .- М.: Издательский центр «Академия», 2002г .- 480 стр. 

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М., 1973. 

5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст] / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2005 .- 48с. 

 

. . . . .