Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование вестибулярных пластинок для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-12-25 17:11:21
Статью разместил(а):
Московченко Марина Васильевна

Использование вестибулярных пластинок для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Авторы: Московченко Марина Васильевна

и Савкуева Тамара Аминовна

НПЦ "ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой", филиал № 2, г. Москва

 

Аннотация: В статье рассмотрены эффективные методы работы с помощью вестибулярных пластинок у детей с различной речевой патологией.

Ключевые слова: вестибулярные пластинки, речевые нарушения, вредные привычки, аутизм, речевая терапия.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Вестибулярные пластинки широко применяются нашими специалистами в практике, это эффективные приспособления для речевой терапии детей. Изучено 14 детей с различной речевой патологией в возрасте от 3 до 7 лет, проходящих лечение в условиях дневного стационара №2 ГБУЗ “ НПЦ ПЗДП ДЗМ им. Г.Е. Сухаревой в период с октября  по декабрь 2020г. Речевые нарушения выявлялись в рамках следующей патологии: ранний детский аутизм без когнитивных нарушений, задержка интеллектуального и речевого развития на фоне резидуально-органического поражения головного мозга, атипичный аутизм без умственной отсталости, расстройство экспрессивной речи, дизартрия разной степени выраженности, общее недоразвитие речи, ринолалия.

В комплекс логопедической реабилитации было включено использование вестибулярных пластинок, наряду с традиционными методами и заданиями для коррекции речевой патологии, особенно при ослабленной мускулатуре языка, нарушениях прикуса, вредных привычках (сосание пальца, соски). С помощью вестибулярных пластинок удавалось корректировать дефекты речи путем нормализации носового дыхания, стимуляции круговой мышцы рта и улучшения смыкания губ, а также преодолевались вредные привычки, такие как сосание пальца, закусывание губ, прокладывание языка между зубами.

С помощью детских психиатров, психологов, логопедов вели «борьбу» не с ребенком, а с привычкой которая уже сформировалась у ребенка. Вредные привычки часто проявлялись у детей, у которых диагностировались депрессивные расстройства. В этих случаях дети получали медикаментозную поддержку и психологическую коррекцию. В более сложных случаях, например, при нарушениях прикуса у ребенка, прибегали к помощи ортодонта.

Существует множество вестибулярных пластинок, и только специалист может правильно подобрать индивидуальную пластину для ребенка. К примеру, приучить язык к правильному положению помогает пластинка с заслонкой, которая ограничивает прокладывание языка и параллельно помогает в устранении открытого прикуса. Проблему «вялого языка» у детей с дефектами речи позволяет устранить пластинка с бусинкой, которая удерживает язык в физиологически правильном небном положении и одновременно стимулирует корень языка, улучшает тонус и способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта, помогает ребенку устранить трудности в произношении трудных слов, оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.

Мы применяли вестибулярные пластинки частично во время логопедических занятий, затем рекомендовали ношение пластинок после логопедических занятий в стационаре во время просмотра мультфильмов под контролем медицинских работников, воспитателей. Также рекомендовали родителям после выписки из стационара применять вестибулярные пластинки дома в дополнении с артикуляционной и дыхательной гимнастикой.

При анализе результатов применения вестибулярных пластинок в комплексной логопедический коррекции нарушений речи у детей значительные улучшения произносительной стороны речи, более четкая артикуляция коррекция звуков были выявлены у 9 детей. Лучший результат был достигнут у детей с преимущественно недоразвитием речи и минимальными интеллектуальными нарушениями, особенно когда дети осознанно воспринимали лечение. Дети более младшего возраста и с более выраженными интеллектуальными нарушениями при использовании вестибулярных пластинок нуждались в повышенном контроле со стороны взрослых.

Заключение: использование вестибулярных пластинок в комплексном подходе при коррекции речевых нарушений в рамках разных психопатологических состояний помогает добиться положительных результатов в коррекции речи.

 

Список литературы:

1. Костина Я.В, Чапала В.М. Коррекция речи у детей, взгляд ортодонта. – М., ТЦ Сфера 2008.

2. Окушко В.П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками и их лечение.- М.: Медицина,2006.

3. Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно-лицевой области и их комплексное лечение : учеб. пособие / Ф.Я. Хорошилкина. - Москва : МИА, 2006.

4. Симашкова Н.В. Расстройство аутистического спектра у детей. Под редакцией Н.В. Симашковой. Москва, 2013. Авторская Академия. 264стр.

 

. . . . .