Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика - это движение, музыка и речь

Дата публикации: 2023-01-18 18:25:58
Статью разместил(а):
Шевлягина Анна Александровна

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика - это движение, музыка и речь

Автор: Шевлягина Анна Александровна

ГБОУ "Школа № 15", г. Москва

 

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей  и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Развитие неречевых процессов.

Ходьба и маршировка.            

Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

Регуляция мышечного тонуса.

У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.        

Развитие внимания и памяти.

У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти.

Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у обучающихся постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей.

 Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость,  но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.

Развитие чувства музыкального размера (метра)

Метр – ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени.

На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т.е. силовом выделении отдельного звука в музыке.

Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал. Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.

Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом. 

Развитие чувства музыкального темпа. Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый. 

Развитие чувства музыкального ритма. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.  Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы. У таких детей возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.

Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.

Игра на музыкальных инструментах.

На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты. Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). 

Музицирование способствует развитию творческих способностей.

Пальчиковые игры.

Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.

Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

Подвижные игры

Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.

Слушание музыки.

Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное восприятие детей.

Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

История возникновения логоритмики.

Родоначальником  ритмики был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он стал создателем системы ритмического воспитания, известной под названием «метода ритмической гимнастики». Её суть заключалась в том, что ученики должны упражняться в координации своих движений с движениями музыки, которую Э. Жак-Далькроз сделал регулятором движений. При помощи сочетания ритма, музыки и движения он развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Под руководством профессора  Владимира  Александровича Гиляровского  в 1929г. в больнице для нервно-психических больных была разработана особая система занятий.  Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больного. Затем В.А. Гиляровский  ввёл занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.

Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика.

В 40-е годы логоритмика  вошла в комплекс воздействия на больных с афазией  (отсутствие или потеря сформировавшейся речи  из-за болезни).

В 1960 году Вера  Ивановна  Рождественская в работе «Воспитание речи заикающихся дошкольников» подчеркнула значимость ритма производимых движений для нормализации речи и упражнений на сочетание слова с движением и музыкой.

Логоритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии, но наиболее востребованной оставалась по-прежнему в комплексе мер по преодолению заикания.

Цели, задачи и средства  логоритмики.

Логоритмика – одна из форм активной терапии, методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

Цель логоритмического воздействия – преодоление  речевой патологии, через развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Если говорить проще: цель логоритмики-развивать у детей чувство ритма, координацию движений, умение двигаться в пространстве и соответствии речи и движения.

Самое главное для нас с вами, это то, что все части комплекса логоритмики проводятся в игровой форме, что придаёт учебно-воспитательному  процессу привлекательность, облегчает освоение упражнений  и  повышает эмоциональный фон занятий.

 

. . . . .