Диагностика произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Диагностика произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Автор: Исакова Марианна Ильдаровна
Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития и диагностики нарушений произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Отмечается необходимость своевременного выявления нарушений в психическом развитии и провидении коррекционно-развивающей работы, которая может привести к положительной динамике в развитии памяти.
Ключевые слова: задержка психического развития, произвольная память, особенности памяти у детей с ЗПР, диагностическая программа.
В последнее время в образовательных учреждениях наблюдается значительный рост числа учащихся начальной школы с задержкой психического развития. Недостаточная сформированность познавательных процессов является основной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Чаще всего психолого-педагогическая помощь детям данной категории запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы. Следовательно, необходимо своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и проводить коррекционно-развивающую работу, которая может привести к положительной динамике в развитии памяти.
Целью нашего исследования явилась разработка диагностической программы и изучение особенностей произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Задержка психического развития - замедленный темп психического развития, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности по сравнению с принятыми нормами развития, с тенденцией к компенсации и дальнейшему развитию.
Первые значительные зарубежные исследования, посвященные изучению задержки психического развития, были отражены в монографии А. Штрауса и Л. Летинена. В ней описывались важнейшие особенности детей с минимальными повреждениями мозга, в числе которых прежде всего назывались:
- стойкие трудности в учении (если дети обучаются в обычной школе);
- не вполне адекватное поведение;
- достаточно высокая сохранность интеллектуальных возможностей и разнообразие материала, чтобы повысить учебную мотивацию.
К.С. Лебединская, исходя из этиопатогенетических принципов, различает 4 основных формы задержки психического развития:
1. Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический инфантилизм). Эмоционально-волевая сфера у детей с этой формой задержки психического развития находится как бы на более ранней ступени развития. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом (преобладают игровые интересы).
2. Задержка психического развития соматогенного происхождения, обусловленная длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития. Стойкая астения снижает не только общий, но и психический тонус (учебная мотивация снижена из-за неблагоприятного физического и психического состояния).
3. Задержка психического развития психогенного происхождения, связанная с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии не исключает ее патологического характера (эмпирический опыт показывает, что в подростковом периоде при этом типе задержки чаще всего наблюдается нежелание учиться).
4. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения вызывается негрубой органической недостаточностью центральной нервной системы. Этот тип ЗПР встречается чаще других вышеописанных типов, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. При задержке психического развития церебрально-органического происхождения, как и при остальных ее типах, учебная мотивация значительно снижена.
Подчеркнем, что ребенок с задержкой психического развития, неуспевающий в условиях массовой школы начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам ее компенсации, которые чаще всего оказываются безуспешными.
Произвольная память - психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.
У детей с задержкой психического развития отмечается сниженная работоспособность, вследствие возникающих у них явлений психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Отклонения в познавательной деятельности наиболее отчетливо обнаруживаются именно как снижение произвольной памяти. Причины нарушения памяти обусловлены как различными клиническими факторами, так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим выявляют разнообразные нарушения памяти, недоразвитие всех видов запоминания, объем, и точность произвольного запоминания существенно отличается от нормально развивающихся детей.
На основании анализа литературы нами была разработана диагностическая программа по выявлению особенностей произвольной памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста. При разработке диагностической программы мы проанализированы и сопоставили имеющиеся в литературе психодиагностические методики отечественных и зарубежных авторов, предназначенные для данной возрастной категории.
Диагностическая программа предусматривает систему заданий для психологического обследования детей. Цель программы - изучение особенностей развития произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Для исследования памяти младших школьников существует инструментарий, включающий в себя следующие методики:
1) «Определение типа памяти»;
2) «Пиктограммы»;
3) «Образная память»;
4) «Зрительная память»;
5) «Запомни пару»;
6) «Опосредованное запоминание»;
7) «Запоминание 10 слов»;
8) «Память на числа»;
9) «Запомни рисунки»;
10) «Узнай фигуры» и т.д.
В ходе исследования нами были выявлены следующие характеристики развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
- наличие одного (преимущественно зрительного) типа памяти, то есть отсутствие владения навыками запоминания учебного материала при совместном использовании различных способов запоминания на фоне заниженной познавательной активности;
- преобладание среднего уровня запоминания слов, что свидетельствует о поверхностностном пространственном восприятии в процессе зрительного запоминания;
- низкий уровень развития кратковременной и долговременной памяти, объясняющийся недостаточно развитой способностью усваивать и сохранять полученную информацию и неумением сосредотачиваться на запоминании учебного материала.
На основе полученных выводов нами были разработаны рекомендации педагогам, работающим с данной категорией детей. Это будет содействовать дальнейшему успешному обучению и развитию.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под, ред. К. С. Лебединской; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1982. - 128 с.
2. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. - М.: Феникс, 1971. – 165 с.
3. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Дрофа, 1973. - 95 с.
4. Егорова Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР // Дефектология 1992, № 4, 16 – 23 с.
5. Певзнер М. С., Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. - 208 с.
6. Подобед В.Л. Особенности вербальной памяти детей с задержкой психического развития: Сообщ. 2 // Дефектология.1989. - №4. - 3-9 с.
7. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под. ред. Н.А. Мельчинской. - М.: Психология, 1971. - 183 с.
8. Штраус, Л. Летинен. Психопатология и обучение ребенка с повреждением мозга. -1947.