Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития

Дата публикации: 2023-02-03 12:30:32
Статью разместил(а):
Хоменко Марина Сергеевна

Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития

Автор: Хоменко Марина Сергеевна

МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова», СПДО Д/c «Зоренька»

 

Аннотация: В этой статье пишется о методе мозжечковой стимуляции, используемой в коррекционно-логопедической работе с детьми. 

Ключевые слова: мозжечковая стимуляция, мозжечок, ребенок, коррекция.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Одним из современных методов коррекции различных нарушений в речевом и психическом развитии ребенка является метод мозжечковой стимуляции.

Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи. Метод мозжечковой стимуляции успешно используется в коррекционно-логопедической работе с детьми, у которых наблюдаются:

· задержка речевого и психического развития;

· синдром дефицита внимания и гиперактивность;

· проблемы школьного обучения (письма и чтения);

· аутистические черты;

· нарушения координации движений;

· низкая работоспособность и быстрая утомляемость;

· недостаточная сформированность процессов памяти и внимания;

· и других речевых нарушениях.

На практике мы видим, что детям трудно сочетать манипулятивные действия с предметами на балансировочной доске с выполнением речевых заданий. Движения становятся не точными, теряют динамичность, затрудняется решение вербальных задач. Это говорит о нарушении способности к восприятию и обработке сенсорной и двигательной информации, функции, которые выполняет мозжечок.

Мозжечок - это часть головного мозга, который контролирует координацию движений, равновесие и позы человека, мышечный тонус. Мозжечок обрабатывает информацию, передающуюся из мозга и периферической нервной системы для балансирования и контроля за движениями тела. 

Функции мозжечка состоят в том, чтобы совершать определённые действия:

- Поддерживать баланс и равновесие человека.

- Осуществлять точную координацию движений.

- Координировать зрение, движения глаз.

Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппаратом, активизация которого приводит кору больших полушарий в готовность к познавательной деятельности.  Если вестибулярная система работает слабо, то ребенок плохо включается в обучение, пассивен к обучающей деятельности. 

Мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами головного мозга и принимает участие в переработке всей информации, идущей от них, и задает темп работы всего мозга. Чем лучше будет работать мозжечок, тем быстрее ребенок будет осваивать новые знания. 

Тренируя и развивая мозжечок, а также и другие отделы мозга, связанные с ним, улучшаются: 

- крупная моторика (улучшаются плавность движений, точность, ловкость, осанка, походка);

- мелкая моторика, зрительно-моторная координация (улучшается почерк, манипулирование мелкими предметами, устраняются эффекты отзеркаливания букв и цифр, буквы пишутся более ровно и не выходят за пределы строки);

- улучшаются функции сенсорной интеграции;

- улучшается произносительная часть речи (четкость звуков, плавность речи);

- повышается концентрация внимания;

- улучшаются глазодвигательные функции, что повышает скорость чтения;

- повышается скорость мышления.

Для того, чтобы стимулировать функцию мозжечка, разработано специальное устройство - балансировочная доска и комплексы упражнений, выполняемые на этой доске. 

Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, кинезиологические шарики, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). При таких занятиях на балансире у детей развиваются одновременно такие системы как:

- вестибулярная

- моторная - сенсорная

- глазодвигательная.

Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему не удается найти равновесие. По мере усвоения увеличивается сложность упражнений. От простого к сложному. Интеграция между двумя полушариями, развивающаяся в ходе занятий, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки базовых структур мозга.

Занятия по мозжечковой стимуляции повышают успешность ребенка в различных видах деятельности. Манипулируя различными предметами во время упражнений, ребенок пересекает срединную линию тела, это повышает эффективность приема и переработки информации, развивает у него больше межполушарных связей, в итоге работа обеих полушарий мозга становится согласованной и эффективной. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.

Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Игровая форма, дух соперничества (с собственным результатом), возможность выбирать уровень сложности - это некоторые из способов, которые можно использовать в методе мозжечковой стимуляции для создания у ребенка уверенности в себе и желании повысить свою школьную успеваемость.

Несмотря на то, что применяется данный метод относительно недавно, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга». В его основе:

- стимулирование сенсорной интеграции - предполагает, что задействование сенсорных систем в образовании ответа на раздражитель благоприятствует их усложнению, развитию, интеграции друг с другом;

- совершенствование работы вестибулярной системы - оказывает непосредственное положительное влияние на функционирование всех остальных сенсорных систем;

- развитие обоих полушарий коры головного мозга, а также их эффективное взаимодействие друг с другом - необходимо для любой деятельности человека.

Благодаря регулярным занятиям обеспечивается формирование, а также укрепление необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, что в свою очередь улучшает эффект от других занятий с дефектологами, психологами, логопедами.

 

Литература:

1. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах.

2. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития / Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004.

3. Педяш Н.А. Мозжечковая стимуляция - метод двигательной нейропсихологической коррекции.

4. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т. А. Куликовская. - М.: АСТ, 2010.

5. Помазкова Н.А. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития (авторская разработка) / Н.А. Помазкова, О.В. Усманова. Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 8 (35). -С. 54-61.

 

. . . . .