Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития
Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития
Автор: Хоменко Марина Сергеевна
МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова», СПДО Д/c «Зоренька»
Аннотация: В этой статье пишется о методе мозжечковой стимуляции, используемой в коррекционно-логопедической работе с детьми.
Ключевые слова: мозжечковая стимуляция, мозжечок, ребенок, коррекция.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Одним из современных методов коррекции различных нарушений в речевом и психическом развитии ребенка является метод мозжечковой стимуляции.
Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи. Метод мозжечковой стимуляции успешно используется в коррекционно-логопедической работе с детьми, у которых наблюдаются:
· задержка речевого и психического развития;
· синдром дефицита внимания и гиперактивность;
· проблемы школьного обучения (письма и чтения);
· аутистические черты;
· нарушения координации движений;
· низкая работоспособность и быстрая утомляемость;
· недостаточная сформированность процессов памяти и внимания;
· и других речевых нарушениях.
На практике мы видим, что детям трудно сочетать манипулятивные действия с предметами на балансировочной доске с выполнением речевых заданий. Движения становятся не точными, теряют динамичность, затрудняется решение вербальных задач. Это говорит о нарушении способности к восприятию и обработке сенсорной и двигательной информации, функции, которые выполняет мозжечок.
Мозжечок - это часть головного мозга, который контролирует координацию движений, равновесие и позы человека, мышечный тонус. Мозжечок обрабатывает информацию, передающуюся из мозга и периферической нервной системы для балансирования и контроля за движениями тела.
Функции мозжечка состоят в том, чтобы совершать определённые действия:
- Поддерживать баланс и равновесие человека.
- Осуществлять точную координацию движений.
- Координировать зрение, движения глаз.
Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппаратом, активизация которого приводит кору больших полушарий в готовность к познавательной деятельности. Если вестибулярная система работает слабо, то ребенок плохо включается в обучение, пассивен к обучающей деятельности.
Мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами головного мозга и принимает участие в переработке всей информации, идущей от них, и задает темп работы всего мозга. Чем лучше будет работать мозжечок, тем быстрее ребенок будет осваивать новые знания.
Тренируя и развивая мозжечок, а также и другие отделы мозга, связанные с ним, улучшаются:
- крупная моторика (улучшаются плавность движений, точность, ловкость, осанка, походка);
- мелкая моторика, зрительно-моторная координация (улучшается почерк, манипулирование мелкими предметами, устраняются эффекты отзеркаливания букв и цифр, буквы пишутся более ровно и не выходят за пределы строки);
- улучшаются функции сенсорной интеграции;
- улучшается произносительная часть речи (четкость звуков, плавность речи);
- повышается концентрация внимания;
- улучшаются глазодвигательные функции, что повышает скорость чтения;
- повышается скорость мышления.
Для того, чтобы стимулировать функцию мозжечка, разработано специальное устройство - балансировочная доска и комплексы упражнений, выполняемые на этой доске.
Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, кинезиологические шарики, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). При таких занятиях на балансире у детей развиваются одновременно такие системы как:
- вестибулярная
- моторная - сенсорная
- глазодвигательная.
Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему не удается найти равновесие. По мере усвоения увеличивается сложность упражнений. От простого к сложному. Интеграция между двумя полушариями, развивающаяся в ходе занятий, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки базовых структур мозга.
Занятия по мозжечковой стимуляции повышают успешность ребенка в различных видах деятельности. Манипулируя различными предметами во время упражнений, ребенок пересекает срединную линию тела, это повышает эффективность приема и переработки информации, развивает у него больше межполушарных связей, в итоге работа обеих полушарий мозга становится согласованной и эффективной. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.
Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Игровая форма, дух соперничества (с собственным результатом), возможность выбирать уровень сложности - это некоторые из способов, которые можно использовать в методе мозжечковой стимуляции для создания у ребенка уверенности в себе и желании повысить свою школьную успеваемость.
Несмотря на то, что применяется данный метод относительно недавно, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга». В его основе:
- стимулирование сенсорной интеграции - предполагает, что задействование сенсорных систем в образовании ответа на раздражитель благоприятствует их усложнению, развитию, интеграции друг с другом;
- совершенствование работы вестибулярной системы - оказывает непосредственное положительное влияние на функционирование всех остальных сенсорных систем;
- развитие обоих полушарий коры головного мозга, а также их эффективное взаимодействие друг с другом - необходимо для любой деятельности человека.
Благодаря регулярным занятиям обеспечивается формирование, а также укрепление необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, что в свою очередь улучшает эффект от других занятий с дефектологами, психологами, логопедами.
Литература:
1. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах.
2. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития / Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004.
3. Педяш Н.А. Мозжечковая стимуляция - метод двигательной нейропсихологической коррекции.
4. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т. А. Куликовская. - М.: АСТ, 2010.
5. Помазкова Н.А. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития (авторская разработка) / Н.А. Помазкова, О.В. Усманова. Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 8 (35). -С. 54-61.