Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нарушение просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией

Дата публикации: 2023-02-04 23:36:45
Статью разместил(а):
Провоторова Ирина Вячеславовна

Нарушение просодических компонентов речи у детей со стёртой дизартрией

Автор: Провоторова Ирина Вячеславовна

ГБДОУ "Детский сад 55 Центрального района", Санкт-Петербург

 

Ключевые слова: стертая дизартрия, просодика, дошкольники.

 

Среди детей дошкольного возраста, распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.

Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разбор­чивость, внятность, эмоциональную выразительность речи. Просодические нарушения могут вызы­вать своеобразные семантические нарушения и затруднять комму­никацию.

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.

Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Просодика - это сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Некоторые исследования свидетельствуют о том, что формы выражения эмоций, имея психофизиологическую основу, в этом смысле являются общечеловеческими. Наряду с этим существуют факты, делающие очевидным, что интонация разнится от языка к языку. Когда мы слушаем иноязычную речь (даже при довольно хорошем знании соответствующего языка), от нас часто ускользают тонкие оттенки смысла, передаваемые незнакомыми нам интонационными средствами. Общеизвестно, как трудно, например, уловить на чужом языке шутку или иронию или выразить разные оттенки удивления, раздражения, презрения, доверия, недоверия и т.п., которые  в большинстве случаев передаются только интонацией. Общеизвестно также, что труднее всего иностранцы усваивают именно интонацию. Лица, безукоризненно произносящие отдельные слова чужого языка, делают зачастую ошибки в интонации, особенно тогда, когда дело идет о более значительных по объему отрезках речи. Можно сказать, что интонация представляет наиболее характерный фонетический признак данного языка.

Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Артикуляционные расстройства при дизартрии проявляются следующими признаками:

- нарушения мышечного тонуса;

- ограничение подвижности мышц органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба), а также лицевой мускулатуры;

- патология реципрокной иннервации;

- наличие насильственных движений и оральных синкенезий в артикуляционной мускулатуре;

- нарушения четкости кинестетических ощущений;

Логопедическая работа, построенная с учетом дифференцированного подхода, позволяет преодолеть эти нарушения.

Логопедическая работа по развитию просодических компо­нентов речи у детей со стертой дизартрией.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития голоса детей, поэтому в дошкольном учреждении необходимо  проведение систематической полноценной работы по формированию голоса. Используются приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом т.к. речевая деятельность формируется и функци­онирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аф­фективно-волевой сферах.

Логопедическая работа по преодолению нарушений включает развитие речевого дыхания, интонационно-мелодической стороны речи, фонематического восприятия. Корректируется все в комплексе: дыхание, голосообразование, темп, ритм, произношение.

При любой форме дизартрии следует упражнять глубину и продолжительность вдоха и выдоха, умение произвольно переходить от грудного к брюшному, произвольно регулировать дыхание через рот и через нос.

Обучение детей короткому, бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щек), работа по формированию диафрагмального дыхания, начинается уже на 1 периоде обучения (октябрь, ноябрь, декабрь).

Дыхательные упражнения, используемые в коррекционной работе, направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Работа над дыханием построена с использованием методики Л.С. Волковой.

Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие уп­ражнения:

- вдох и выдох носом;

- вдох и выдох ртом;

- вдох ртом - выдох носом;

- вдох носом - выдох ртом

(если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).

При систематических упражнениях ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно ее направлять. Это способ­ствует также развитию кинестетических ощущений движений мяг­кого нёба.

При выполнении этих упражнений очень важно постоянно кон­тролировать ребенка, т.к. сначала ему трудно ощутить утечку воз­духа через носовые ходы. Поэтому используют различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоски тонкой бумаги, перышко и т.п.

Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения:

- дуть на ватку, на полоску бумаги, на бумажные иг­рушки и т.п.

- дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной по­лосками бумаги «занавеску»;

- дуть на «флажок», изготовленный сначала из очень тонкой цветной бумаги, а затем — из более плотной;

- дуть на бабочки, вертушки, цветы, метелочки, бумажные фи­гурки акробатов, птиц и т.п.

Задание постепенно усложня­ется путем увеличения расстояния, когда требуется более сильный выдох;

- надувать резиновые игрушки и шарики;

- играть на губных инструментах.

Упражнения, связанные с дутьем, нужно чередовать с упраж­нениями, развивающими движения губ и языка. Постепенно нужно добиться того, чтобы ребенок производил сво­бодный, плавный, удлиненный выдох через рот.

Затем тренируется плавный, длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных зву­ков А, О, У или согласных С, Ш. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять удлине­ние фазы выдоха (отмечать время счетом). При проведении этих упражнений, необходимо следить за тем, чтобы между гласными не делалось паузы. Постепенно навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова (сначала мало слоговые с ударением на первый слог – с изменением места ударения.), словосочетания и предложения (постепенное распространение Фразы на выдохе). Предложение произносится без паузы между словами.

Учитывается возраст детей. Дошкольникам 6-7 лет, дается фраза из 5-6 слов. Дыхательные упражнения могут сочетаться с движениями. Чем интереснее будут предложенные упражнения, тем лучше результаты. Задания предлагаются в игровой форме. Выполнение по подражанию или по словесной инструкции.

Такая организация упражнений не только формирует навыки правильного речевого дыхания, но и координирует работу дыхательного, голосового и артикуляторного аппарата. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Проведению работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию инто­национной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударе­ния, правильного членения фразы.

Проводятся упражнения на развитие слухового восприятия. Вначале вводятся задания на определение количества ударов, воспроизводимых руками, отстукиваемых карандашом, мячом, по бубну, на металлофоне и т.д. Затем на определение места наиболее сильного удара в порядковом ряду. Определяется, сколько всего ударов, затем называется место наиболее сильного удара.

Отстукивает логопед (позже кто-то из детей).

Логопедическая работа над ритмом, ведется через  систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур:

Развитие восприятия ритмических структур:

- прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.). Определить количество ударов путем показа кар­точки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

- прослушать серии простых ударов (// // // //,/// ///. //// //// и т. д.). Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответст­вующими сериями ритмических структур.

- прослушать серии акцентированных ударов (/uu/,  / /, //uu// и т. д.). 

Задаются вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов:

- сколько ударов вы слышали?

- какие? (тихие, громкие).

Воспроизведение ритмических структур: 

Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся с опорой и далее без опоры на зрительный анализатор.

Далее, работая над восприятием и воспроизведением ритмических структур,  используются различные дидактические, музыкальные и подвижные игры. В работе над просодическими компонентами речи, также, большое внимание уделяется воспитанию правильного темпа речи.

Работа осуществляется в три этапа:

1. Развитие общих представлений о темпе речи.

2. Развитие восприятия различного темпа речи.

3. Развитие умения воспроизводить и произвольно изменять темп речи:

а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряженно с логопедом;

б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед за логопедом;

в) самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы.

Дошкольников учат произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными, правильно соблюдать паузы.

Для решения этих задач предусматривается использование различных игровых упражнений.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Упражнения на изменения силы и высоты голоса должны усложняться постепенно, путем плавного перехода от грубых дифференцировок к более тонким. Приобретенные навыки необходимо закреплять во фразах, текстах, коротких стихотворениях.   

На начальном этапе основной упор делается на индивидуальную работу

Работа над силой голоса проходит в определенной последовательности:

1. Восприятие и определение силы голоса при произнесении звуков, слогов, фраз.

2. Восприятие и определение высоты голоса при произнесении звуков, слогов, фраз, звукоподражаний.

3. Произнесение звуков голосом средней громкости.

4. Усиление и ослабление голоса на материале гласных звуков, сочетаниях звуков.

5. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков, сочетаниях звуков.

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, музыкальной ритмикой.

На начальном этапе, происходит формирование общих представлений об интонационной выразительности речи. Используются коротенькие рассказы (сказки), стихи, подобранные для детей в соответствии с возрастом и помогающие наиболее ярко показать значение интонации.

Объяснить детям, что голосом можно показать радость, угрозу, задать вопрос и т.д. Показать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменением силы, высоты голоса, его тембра.

Отработка интонации, на начальных этапах, осуществляется по подражанию: детям предлагается произнести различные интонационные структуры сопряжено, затем повторяя за логопедом, самостоятельно.

Так же развитию просодических компонентов речи способствуют инсценировки. Ребенок, входя в определенный образ, может говорить более свободно. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности, предоставляется в различных играх-драматизациях.

Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, считалки, небольшие стихотворения, произнесение скороговорок), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе, произнесение скороговорок с разной интонацией.

Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т.п.).

Используются задания на развитие слогового восприятия и воспроизведения речи, на воспитание соотношения между зрительным, слуховым и кинестетическим образом звука. Используются упражнения на прослушивание и произнесение слов, чистоговорок, коротеньких стихотворений с отхлопыванием ритма.

Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Наряду с заданиями и играми, развивающими мелкую моторику ребенка (шнуровки, мозаики, пуговицы ...), в работу можно включить игры с пальчиковым театром, театром - бибабо. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи.

Было предложено несколько направлений работы с дошкольниками по формированию у них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

 

Литература:

1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников.

2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб, 2004.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников // коррекция стертой дизартрии.- СПб., 2001.

4. Нищева Н.В. Развивающие сказки. - СПб., 2002.

5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. М – 1999 г.

 

. . . . .