Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2023-04-25 23:17:35
Статью разместил(а):
Шевцова Татьяна Михайловна

Развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Шевцова Татьяна Михайловна

МБОУ «Дороховская СОШ»

 

Аннотация: В статье рассматривается содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: словообразование, словоизменение, недоразвитие речи, дошкольники.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

У детей с общим недоразвитием речи отмечены нарушения лексики в ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, использовании вербальных парафазии, несформированность семантических полей, трудностях актуализации словаря.

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка. Он говорит развернутыми фразами, используя сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежей, родовых окончаний и пр.

Иная картина наблюдается у дошкольника пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. Ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов-названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия – характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории.

Кроме этого, особенностью речи у таких детей является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка – характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка.

Обследования речевого развития детей.

Необходимо раннее выявление и коррекция лексико-грамматического нарушения речи. Для того чтобы правильно спланировать логопедическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи, в начале учебного года проводится обследование речевого развития каждого ребенка. При этом необходимо учитывать знания и умения детей, полученные ранее. Оценка результатов проводится с учетом программных требований возрастной группы. При проведении обследования особое внимание обращается на умение детей самостоятельно строить высказывания: насколько они логичны и последовательны, как переданы временные, целевые, причинно-следственные отношения, как правильно грамматически оформлены предложения. Важно выявить навыки владения лексико-грамматическими конструкциями не только на логопедических занятиях, но и во время режимных процессов, игровой деятельности.

Содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи. Основные задачи обучения:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование правильного произношения;

- подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи.

Решение этой задачи предполагает:

- формирование и развитие словаря;

- формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.

Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Работа над развитием лексики.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям:

- расширение объёма словаря;

- уточнение значений слов;

- формирование семантической структуры слова;

- организация семантических полей;

- активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.

Работа по формированию словообразования.

Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:

1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Работа по формированию словоизменения.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников.

Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные - дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы - согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные: понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа; закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы: дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени; согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные: употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежных множественного числа.

Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах. Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

Работа с родителями.

Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий, как воспитателей, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения. Без закрепления материала не будет эффективности в работе, значительно удлиняется период коррекционного обучения. И воспитатели, и родители должны следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления. А в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.

Для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей, необходим тесный контакт логопеда с родителями. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых логопед рассказывает  о результатах обследования детей, о планируемой работе. Обращает внимание родителей на трудности, которые испытывают их дети. Логопед предлагает специальные игры, упражнения в помощь родителям для занятий с детьми дома. Так же проводятся  индивидуальные консультации для родителей один раз в месяц и по необходимости.

Конечная цель работы с детьми – полная коррекция произношения звуков и развитие связной речи до уровня, позволяющего им успешно обучаться в общеобразовательной школе.

 

Список литературы:

1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1993г.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург. 1999г.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб., 2001г.

4. Назарова Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Е.В. Назарова. – М., 2000г.

5. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. – М., 2003г.

6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи (воспитание и обучение) / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М., 2000г.

 

. . . . .