Развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Шевцова Татьяна Михайловна
МБОУ «Дороховская СОШ»
Аннотация: В статье рассматривается содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: словообразование, словоизменение, недоразвитие речи, дошкольники.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
У детей с общим недоразвитием речи отмечены нарушения лексики в ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, использовании вербальных парафазии, несформированность семантических полей, трудностях актуализации словаря.
У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка. Он говорит развернутыми фразами, используя сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежей, родовых окончаний и пр.
Иная картина наблюдается у дошкольника пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. Ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов-названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия – характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории.
Кроме этого, особенностью речи у таких детей является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка – характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка.
Обследования речевого развития детей.
Необходимо раннее выявление и коррекция лексико-грамматического нарушения речи. Для того чтобы правильно спланировать логопедическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи, в начале учебного года проводится обследование речевого развития каждого ребенка. При этом необходимо учитывать знания и умения детей, полученные ранее. Оценка результатов проводится с учетом программных требований возрастной группы. При проведении обследования особое внимание обращается на умение детей самостоятельно строить высказывания: насколько они логичны и последовательны, как переданы временные, целевые, причинно-следственные отношения, как правильно грамматически оформлены предложения. Важно выявить навыки владения лексико-грамматическими конструкциями не только на логопедических занятиях, но и во время режимных процессов, игровой деятельности.
Содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи. Основные задачи обучения:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного произношения;
- подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи.
Решение этой задачи предполагает:
- формирование и развитие словаря;
- формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.
Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Работа над развитием лексики.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям:
- расширение объёма словаря;
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова;
- организация семантических полей;
- активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.
Работа по формированию словообразования.
Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:
1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Работа по формированию словоизменения.
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников.
Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные - дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; отработка беспредложных конструкций единственного числа.
Глаголы - согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные: понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа; закрепление беспредложных форм множественного числа.
Глаголы: дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени; согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные: употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежных множественного числа.
Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах. Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.
Работа с родителями.
Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий, как воспитателей, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения. Без закрепления материала не будет эффективности в работе, значительно удлиняется период коррекционного обучения. И воспитатели, и родители должны следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления. А в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.
Для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей, необходим тесный контакт логопеда с родителями. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых логопед рассказывает о результатах обследования детей, о планируемой работе. Обращает внимание родителей на трудности, которые испытывают их дети. Логопед предлагает специальные игры, упражнения в помощь родителям для занятий с детьми дома. Так же проводятся индивидуальные консультации для родителей один раз в месяц и по необходимости.
Конечная цель работы с детьми – полная коррекция произношения звуков и развитие связной речи до уровня, позволяющего им успешно обучаться в общеобразовательной школе.
Список литературы:
1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1993г.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург. 1999г.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб., 2001г.
4. Назарова Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Е.В. Назарова. – М., 2000г.
5. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. – М., 2003г.
6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи (воспитание и обучение) / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М., 2000г.