Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности развития словаря у обучающихся старших классов с ЗПР

Дата публикации: 2023-04-28 00:16:01
Статью разместил(а):
Макшанова Яна Юрьевна

Особенности развития словаря у обучающихся старших классов с ЗПР 

Автор: Макшанова Яна Юрьевна

ГБОУ “Школа № 561”, Санкт-Петербург

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об особенностях развития речи и в целом, словаря учащихся старших классов. Учащиеся имеют задержки психического развития, а это подразумевает дополнительные моменты и отличия в освоении ими лексики и формировании речи. Также даны рекомендации по развитию и методики исследования словаря, в том числе и предметного у учащихся.

Ключевые слова: предметный словарь, лексика, грамматика, речь, ЗПР, коррекционно-развивающая работа.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Развитие предметного словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Словарь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами, а также через общение с взрослыми.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития предметного словаря определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром, через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором обогащения предметного словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.  

Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социокультурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения. Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освящается в различных аспектах психофизиологическом, психологическом и лингвистическом.

Процесс развития словаря, в том числе и предметного, рассматривается в работах таких авторов, как Баенская, Е.Р., Винарская, Е.Н., Гербова, В.В., Крутецкий, В.А., Сохин, Ф.А., Тихеевой, Е.И.

В конце первого, начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу приобретает словесный раздражитель. На начальной стадии реакции на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса. В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность. Многократное повторение нового слова способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, состоящие в основном из ударных слогов.

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации. В этот период у ребенка начинает быстро развиваться предметный словарь. На первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может усвоить слово в его полном значении. Отмечается при этом феномен 9 неполного овладения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.

В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1 до 2,5 лет отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. По мере развития предметного словаря, значение слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми, дети усваивают, уточняя их значения и корректируя употребление старых. Около 1 года в пассивном словаре ребенка присутствует 12-20 слов. 80% составляют существительные. Глаголы (бух – падать, ам – кушать). Остальные части речи отсутствуют. Чтобы ребенок усвоил слово требуется 50-70 повторений с совпадением слова и предмета. Происходит пассивное усвоение словаря (что рядом с ребенком произнесли, то и усвоил, те слова, которые чаще произносили, те быстрее освоил).

В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, которые связаны с конкретным предметом. Ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?». Существительные составляют 75%. К концу второго года жизни ребенок начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений и памяти) расширения контактов с окружающим, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и предметный словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. 

Богатство словаря – признак высокого развития, как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается большое значение.

Свои особенности имеет работа по обогащению словаря у учащихся с задержкой психического развития. Это связано с тем, что у таких детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слов. Результаты обследования словарного запаса показали, что учащиеся с ЗПР не знают названия многих предметов, не могут назвать отдельные части одного целого. В словаре преобладают существительные с конкретными значениями, недостаточно прилагательных, обозначающих внутренние качества человека и характеристики предметов по содержанию и форме. Детьми редко используются противопоставления по признакам. Количество наречий в речи этих детей крайне ограничено. Формирование словаря происходит замедленно и неполно.               

В связи с этим возникает необходимость в целенаправленной деятельности учителя-логопеда по формированию словарного запаса у учащихся с задержкой психического развития.

Методика словарной работы  предусматривает следующие направления: 

1) обогащение словаря;

2) уточнение словаря;

3) активизация словаря;

4) устранение нелитературных слов.

Коррекционно-развивающая работа содержит в себе три этапа обучения: пропедевтический, основной, заключительный.

На пропедевтическом этапе идет обогащение словаря именами существительными, глаголами прошедшего и будущего времени, качественными и относительными прилагательными, наречиями.

В работе над глаголами используются игры: «Кто как передвигается», «Кто как ест», «Кто какие звуки издает» и др. Уточнение словаря прилагательных начинается со слов, обозначающих цвет, форму, величину, высоту, толщину. В дальнейшем обучающиеся знакомятся с прилагательными, обозначающими вкусовые качества, вес, качества поверхности, внутренние качества человека. Параллельно  уточняются обобщающие понятия (мебель, одежда и другие).

Целью основного этапа является уточнение и обогащение словаря новыми словами. В речь обучающихся вводятся синонимы и антонимы, дети знакомятся с омонимами, устаревшими и многозначными словами. В работе используются упражнения в подборе эпитетов, сравнений, метафор, пословиц, поговорок, фразеологизмов. Вся работа по расширению словарного запаса тесно связана с уточнением представлений об окружающем мире, с классификацией предметов, с работой по формированию лексической системности.

На заключительном этапе идет активизация словаря: закрепление новых слов, введение их в связную речь обучающихся. Важно, чтобы шло не формальное накопление слов, а самостоятельное их использование в  речи. Дети составляют с изученными словами словосочетания, предложения, вставляют их в тексты.

В результате коррекционно-развивающей работы речь учащихся становится более выразительной и лексически грамотно оформленной, у обучающихся появляется интерес к учебе. Содержание коррекционно-развивающих заданий должно способствовать развитию представлений об окружающем мире, а также формированию умения устанавливать логические связи.

Коррекционные задания должны быть обязательно доступными и вызывающими интерес у обучающихся. Усложнять задания следует с большой осторожностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение и состояние на момент занятий с ним. И тогда будет замечен результат в освоении предметного словаря.

 

Список литературы:

1. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1990.

2. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы. // Логопед. – 2004. - № 1.

3. Шамарина Е.В. Обучение детей с задержкой психического развития: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003.

4. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.

5. Беккер Р. Нарушение речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию // 5 научная сессия по дефектологии. - М., 1967.

6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.

 

. . . . .