Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности готовности к выбору профессии обучающихся с задержкой психического развития

Дата публикации: 2023-04-29 00:57:40
Статью разместил(а):
Шубин Филипп Анатольевич

Особенности готовности к выбору профессии обучающихся с задержкой психического развития

Автор: Шубин Филипп Анатольевич

ГБОУ “СОШ № 277”, Санкт-Петербург

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об особенностях выбора профессии обучающихся с задержкой психического развития, также из чего формируется готовность, чтобы сделать правильный выбор подходящей каждому учащемуся профессии, а также об организации работы по профессиональному самоопределению учеников средней школы. 

Ключевые слова: профориентация, профессия, самоопределение, ЗПР, коррекционно-развивающая работа.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

К моменту завершения обучения в школе девушки и юноши с задержкой психического развития (ЗПР) из многих профессий должны определить наиболее реальные и приемлемые для себя варианты.

На основе оценки своих способностей и возможностей, содержания профессии в целом, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши с задержкой психического развития, прежде всего должны самоопределиться в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.

Таким образом, для старшеклассников актуальным является учебно-профессиональное самоопределение, т.е. осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Часто  при выполнении заданий внеучебного характера старшеклассники с задержкой развития обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, которое необходимо для успешного решения поставленной перед ними задачи.

Подростки с нарушением развития испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании. У подавляющего большинства подростков с задержкой развития нет общих знаний о себе, о своей личности, о приоритетных профессиях для себя, поэтому им трудно разобраться в присущих им интересах, способностях, качествах и чертах характера. Адекватная самооценка доступна незначительному числу таких учащихся. Их представления часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений.

Всё это дает право утверждать, что психологическая помощь как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии необходимо старшеклассникам с задержкой психического развития.

Исходя из этого становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения старшеклассников с задержкой психического развития, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности с помощью которой  подростки смогут найти область деятельности для полной реализации. Будучи устремленными в будущее, старшие школьники с ЗПР должны четко понимать, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

Для формирования профессионального самоопределения подростков целесообразно избрать путь опережения событий, т.е. опираясь на точный прогноз, основанный на результатах психолого-педагогической диагностики профессионального самоопределения подростка обеспечить его социальную защищенность.

Для организации работы с обучающими с ЗПР по профессиональному самоопределению необходимо соблюдать организационно-педагогические условия, содержащие следующие составляющие:

— профильное обучение с учетом мотивации и способностей учащихся;

 — содержание образования, реализующее индивидуальные образовательные программы;

 — использование оптимальных педагогических технологий, позволяющих гарантированно реализовывать требования образовательных стандартов, задачи личностного развития и воспитания.

На этапе коррекции профессионального самоопределения подростков предлагается использовать:

- комплекс приемов, дидактических, воспитательных средств, обеспечивающих формирование и стабилизацию познавательных и профессиональных интересов подростков

- отбор и проведение дифференцированных занятий по курсу.

Результаты коррекционной деятельности педагогов и психологов с подростками могут быть отражены в карте первичной индивидуально-психологической профконсультации. Эффективность проводимой работы можно определить по следующим критериям:

1. Для учащихся 6-7 классов - это осознание своих интересов и способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в жизни; наличие познавательных интересов, их реализации в практической деятельности. Для этого у младших школьников (5-7 классы) изучаются учебные и познавательные интересы: склонности, способности в учебной и трудовой и общественно-полезной деятельности; увлечения в свободное от учебы время; активность и самопознание. Изучаются также самооценка успехов в учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности.

Методы изучения младших подростков: наблюдение, анкетирование с целью выявления интересов, беседы с учителями предметниками об успехах учащихся, индивидуальные беседы с учащимися о выборе профессии, планах на будущее, анализ результатов деятельности учащихся.

2. Для учащихся 8-9 классов – это сформированность личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими представлениями о ценностях и собственными реальными возможностями; овладение специальными знаниями, умениями по основам выбора профессии. Для этого на этапе старшего подросткового возраста (8-9) классы изучаются интересы, склонности, особенности характера профессиональные идеалы, профессиональные намерения, способности. Важно выявлять умение ориентироваться в мире профессий, первоначальный профессиональный интерес, самооценку профессионально-важных качеств, активность учащихся в проверке своих профессионально важных качеств.

Недостатки профессионального самоопределения обучающихся с ЗПР обусловленные заболеванием могут в значительной степени быть преодолены в процессе реализации педагогами, психологами, родителями комплекса мероприятий: диагностики уровня профессионального самоопределения подростка, его адаптации к окружающей среде, связей, отношений; организации педагогически-целесообразной среды для развития, обучения, воспитания, профориентации; восстановление связей и отношений подростка с окружающим миром.

Анализ психолого-педагогических источников позволяет сделать вывод, что технология выбора профессии и формирования карьеры в основной школе, профориентационная деятельность  на  этапе начальной школы требуют развития комплексной модели психолого-педагогического сопровождения учебного процесса, которая бы интегрировала диагностику, консультирование и включение в модель сопровождения  всех субъектов образовательного процесса и иных организаций, занимающихся профориентационной деятельностью.

 

Список литературы:

1. Бахтигулова Л.Б. Правильный выбор будущей профессии как результат родительского содействия в профессиональном самоопределении старшеклассников - Научный диалог, 2017.

2. Божович Л.И. Особенности самосознания подростков // Вопросы психологии, 1995.

3. Лебединский Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте, 2011.

4. Методические рекомендации по организации диагностической профориентационной работы с подростками с ЗПР. Санкт Петербург, 2017.

5. Латчук С.Н., Фалько Е.А., Осколкова. Комплексный подход в процессе профессионального обучения детей-инвалидов: Методическое пособие, 2005. 

 

. . . . .