Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Коррекция нерезко выраженной дислексии у младших школьников

Дата публикации: 2023-05-09 22:53:09
Статью разместил(а):
Попова Ольга Вячеславовна

Коррекция нерезко выраженной дислексии у младших школьников

Автор: Попова Ольга Вячеславовна

БУЗ ВО "Вологодский областной психоневрологический диспансер №1", Череповец

 

Аннотация: В этой статье автор рассказывает о том как помочь улучшить чтение у младших школьников. Даны примеры заданий.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика.

Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексии). При дислексии у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. У многих детей движения глаз при чтении хаотические, беспорядочные, неравномерные, скачкообразные. Отмечается большое количество регрессий, излишняя длительность фиксаций. Гораздо более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок.

1. Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков

(звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически

сходных букв (Х-Ж: П-Н, 3-В и др.).

2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, ("бухштабируются", нанизываются одна на другую (Р, А, М, А).

3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках:

а) пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлениях звуков, г ) перестановках звуков,

д) пропусках, перестановках слогов и др.

4. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны

процесса чтения.

5. Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

Овладение звуко-буквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

Послоговое чтение

На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).

Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Во втором полугодии  на занятия поступает много детей, имеющих следующие особенности:

-временная затянутость ступеней становления навыков чтения и трудность перехода на более высокую ступень.

-наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексий.

-замедленный темп чтения.

Нарушение чтения сопровождается неречевыми расстройствами - нарушение зрительного внимания, пространственных представлений, расстройством движений глаз при чтении и др. 

Работа ведётся по следующим направлениям:

1)формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;

2)коррекция несовершенного навыка чтения;

3)совершенствование навыка чтения.

Формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения.

Совершенствование восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально - волевой сферы.

Используются следующие виды заданий:  

·        Вычеркивание заданных букв и слогов из текста

Пример: найдите все слоги ЧА и обведите их, а слоги ЧУ — подчеркните

Р Ч АВ А Л Ы В Щ А Л Ы Д Ы В С Ч У М Ч С Л О В А Щ У Л Ы Ш Г Ы В Д Щ У Ф Ж Л Ф Ы В А Ч У Е Н Ц У Т Ч А О Ф П А В Щ А Ф Ы Р Ц У Ш О Л Щ АД Ы В В А Ч А И П Г Р Щ У А Ы С Ь О Л П Ч УР Ф Ц Щ О Ц У Р Ш Ч У Г Ш Ш З В Ж Ч А Л О В Л Р Щ Ф Щ А Л Д В А Л О П Ч А О А Н Щ Ш Ц Ч А О В П А Р О Щ А В Р П В Р А П В Р А Ч У Щ У П А О Р Р В Л В А Ч А Щ А Р М Р В А Р Ч У Ф Д Л О Л П Г Ы Ф Л О Щ У Ж Р А О Р А В Д О Щ У О Ы П Р О Р Ч А А В Р У К Г  Щ А Н П Е Р Ф Ч АО П Ы Р О В О А Р П Ч А Щ А Ч У Щ УЛ О Л Д Ч У Н

·        Дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты

·        Запоминание и запись по памяти слов и предложений

Пример: Дятел громко стучит клювом по дереву.

Ученик читает предложение, написанное на отдельной бумаге, запоминает. Затем разрезает на отдельные слова, собирает и записывает печатными буквами.  

·        Нахождение в рядах букв целых слов

Пример: найдите среди букв слово М А К

И Р Л В М А К О А М Т В Г Ч Ш А Н М А К Р Ф Л Д С М А К Т Н Г Р А Й Ц Н Е У П М А К Ш В Щ Л П О Л Ь М Т Ч М А К С Т М Г Н Ы В Е П А М А К Ц Н Г В З Х Ф Ы Д П О Ь Л О М А К В А Р П Н Г Ц У Е К Г М А К Н Р О Ф Ж Д Ф Ы Ь А М А К Ь С Р И Т О Ы В В Л Ы В Р А Г Н М А К Ц Ш З Х Ф Л П Ь В А Л Д М А К И Р Г Ф П В А С Ф С Н И Ч М А К Т С М И Л Д О А К У Н Ш У Г М А К А О Ы Д В Ь Л О В А А Т М А К Щ Л Ы Р М И Т О Л Ы В Р А В Р М А К Т Ш Щ Ф Н Р П У Н Е А З М А К Щ У Ы Ф Л А Ь А О Б П И Т М А К

·        Чтение и запоминание предложений разной длины

·        Создание положительной самооценки, оценивание собственного настроения на занятии.                        

Коррекция несовершенного навыка чтения:

1.Развитие языкового анализа и синтеза

Развитие анализа структуры предложения  Придумывание предложений по опорным словам, работа с деформированным предложением, определение

·        границ предложения.

Например: прочитай слова, составь из них предложение:

Белка дупло в тащит орехи грибы

Определить границы предложения и расставить точки.

У Вовы вчера был день рождения мама подарила сыну машинку папа купил коньки друзья принесли новую книгу мальчик рад подаркам

·        Развитие слогового анализа и синтеза

Пример: выдели 2 слог слова КОКОН, выдели 2 слог слова ЭСТАФЕТА, выдели первый слог слова ТАЛИЯ и составь слово (конфета)

1.     КОКОН

2.     ЭСТАФЕТА

3.     ТАЛИЯ

К слогам из левого столбика подбери слоги из правого столбика, чтобы получились слова:

СЕ                 ЗА

КО                 НО

НО                  ЛЫ

РО                  ГА

ЛУ                  ТА

ВА                  КИ

РА                  НА

·        Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

определение количества и последовательности звуков: игры: ромб, логопедические кроссворды, дидактические игры, собери слово.

В играх «собери слово» используем слова сложной слоговой структуры: АКВАРИУМ, РЕВОЛЬВЕР, ТРОТУАР, АРХИТЕКТОР, МАРШРУТ.  Ребенок читает слово, запоминает, произносит по памяти, затем собирает слово из рассыпанных букв.

2.Развитие морфологической системы языка

·        Дифференциация грамматических значений

Например, различение существительных, глаголов и прилагательных. Предварительно уточняется, что слова могут называть предметы, свойства и признаки, соотносятся с определенным символом. Используется игра «Волшебная поляна», на которой «растут» разные части речи

·        Совершенствование навыков словоизменения, словообразования, согласования

Например, дифференциация единственного и множественного числа существительных:

КОЛ_КОЛЬЯ
КОМ_КОМЬЯ
КУСОК КУСКИ

ПЛАТОК ПЛАТКИ

·        Закрепление предложно-падежных конструкций. Можно использовать лото «предлоги». У детей карточки лото, на которых картинки  с разным расположением предметов, и фишки с изображением схем предлогов. Дети закрывают картинку соответствующей схемой предлога.

 

 3.Совершенствование синтаксической структуры речи

·        Совершенствование умений составлять простые и сложные предложения. Используются картинки, схемы, карточки.

 

4.Совершенствование лексической стороны речи

·        Работа над расширением, уточнением, систематизацией словаря

·        Упражнения на подбор слов по лексическим темам, антонимов, синонимов, глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот), названий к тексту.

5.Совершенствование семантической стороны речи

·        Работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов (ответы на вопросы к прочитанному тексту, подбор картинок

·         работа с деформированными текстами, пересказ

·         придумывание начала и конца тексту)                   

Совершенствование навыка чтения

·        Поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами, синтетического)

-Чтение прямых и обратных слогов

-Чтение двусложных слов из простых открытых слогов

-Чтение трехбуквенных слов

-Чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов

-Чтение слогов, слов со стечением согласных

-Чтение слогов, слов с  графически сходными буквами

-Чтение слогов, слов со стечением согласных

-Чтение с наращением

-На дифференциации слогов

Пример таблицы слогов со стечением согласных:

СТА   МРА   ДВО   БЛО   ШТА   КЛА

ЗВЕ   БЛИ    ВРЕ    СТЫ   ЗРА    ФЛА

КЛО   ВНУ  КРУ    ЗВУ    КРЕ    ШПИ

ТРУ   ПЛЮ  ЦВЕ    КЛЫ  ПРЫ   ПЛЕ

БРО   ХРЯ   ТКА     ПЛА  ТРА    ВЗЯ

·        Чтение слогов, слов, предложений, специальных стихотворных текстов с использованием различных методических приёмов для увеличения скорости чтения: тихо-громко, нараспев с ускорением, чтение по кругу с ускорением

·        Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения

·        Развитие навыка правильной расстановки логического ударения, исправление неправильно поставленного ударения в словах

·        Выработка правильной интонации, соблюдение пауз и др.

·        чтение чистоговорок, скороговорок:

ты-ты-ты, ты-ты-ты

ноты, соты, тын, цветы

Водовоз вез воду из-под водопада.

·        Отгадывание слов, текстов, в которых буквы и слоги  переставлены местами

ток ки пя, ло мо ко,  даш ран ка

·        Чтение таблиц слов с объяснением значения слова и составление предложений с каждым словом

ВОЛ  СОК  ТАМ  ВАР  МАК

ВОР  СОН  САМ  ПАР  РАК

ВОН СОМ  ДАМ  ДАР  БАК

ВОЗ  СОХ  ГАМ  ШАР  КАК

ВОТ  СОР  ВАМ  ЖАР  ТАК

·        Поиск слогов, слов в слоговой таблице

·        Вставить по смыслу слово в предложение

Витя ... уроки.     Лида ... письмо.        Маша ... суп. 

Девочка несёт ....    Птица вьёт ....        Заяц грызет .... 

· Собрать стихотворение из слов.

 

Литература:

1. Крупенчук О.И. 77 упражнений для увеличения скорости чтения. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: МиМ, 1997.

3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие. Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004.

4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998. 

5. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. СПб.: Союз, 2002.

6. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет). СПб: КАРО, 2007.

7. Городилова В.И. Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения.-М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.

. . . . .