Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Экологическое воспитание как часть нравственного воспитания школьников с нарушением интеллекта

Дата публикации: 2020-06-10 10:44:54
Статью разместил(а):
Тульская Людмила Викторовна

Экологическое воспитание как часть нравственного воспитания школьников с нарушением интеллекта

Авторы: Тульская Людмила Викторовна,

Ракитина Светлана Александровна,

Змеева Ольга Егоровна,

Шершунова Елена Николаевна

 Новооскольская специальная (коррекционная) школа-интернат

  

Аннотация. Статья посвящена  вопросам нравственно-экологического   воспитания у детей с нарушением  интеллекта. 

Ключевые слова: экология, бережное отношение к природе, окружающая среда, нравственное воспитание.  

Тематическая рубрика: Коррекционное образование. 

 

Актуальность темы.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание, как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов. Формирование экологического сознания, нравственной культуры – важнейшие задачи школы в настоящее время.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы является значимым фактором нравственного воспитания, формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры.

Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

В педагогической энциклопедии под нравственным воспитанием понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Таким образом, нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка. Оно предполагает становление отношений  к Родине, труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное воспитание объединяет, таким образом, патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание и способствует превращению социально-необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Нравственность выполняет роль «компаса», поведения,  позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей. Знание основ морали поможет учащимся глубже осмыслить свое поведение и оценить поступки других, разобраться в сложных ситуациях взаимоотношений со сверстниками и старшими людьми.               Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения гармоничного с природой, на формирование экологического сознания оказывают внимание экологические знания и убеждения.

Экологические представления учащихся с нарушением интеллекта формируются на уроках курса «Развитие речи». Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения  к окружающей  среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей личности. Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, можно сформировать экологически грамотную и нравственно-воспитанную личность. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности организованной во внеклассной и внешкольной работе. Ответственное отношение к природе сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из нравственных ценностных ориентаций, то есть понимания уникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается её многосторонняя ценность для человека. Содержание экологического воспитания учащимися в различной деятельности: это и игра, и самостоятельная работа, использование художественной литературы, произведений изобразительного творчества, проведение опытов и экспериментов, вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей сред, беседы, наблюдения, экскурсии. Организация экологической тропы.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, используется пример поощрения. Если данные методы воспитания будут использованы на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учащихся, то можно сформировать экологически грамотную и нравственно-воспитанную личность. Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическое направление.  

В нравственно-экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.  В результате всей этой деятельности у учащихся развивается внимание, память, мышление, речь, расширяется кругозор, они упражняются в умении сравнивать, классифицировать, находить сходства и отличия, делать обобщения и умозаключения.

Для младших школьников доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное отношение к учебе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность, правдивость. Поэтому нужно показать положительную сторону хороших поступков и поступать только хорошо, чтобы умение делать хорошие поступки стало нормой их поведения.Также знания о растениях, условиях их роста, полученные на уроках, нужно использовать во время трудовой деятельности учащихся на огороде, клумбе, при выращивании и уходе за комнатными растениями.Знакомясь с произведениями искусства, поэзией, художественной литературой о природе, учащиеся еще более эмоционально относятся к природе, осознают необходимость бережного отношения к ней. 

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Через красивое – к человечному, такова закономерность воспитания». 

 

. . . . .