Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности овладения грамматическим строем речи у детей с нарушением интеллекта

Дата публикации: 2020-08-26 16:42:06
Статью разместил(а):
Васильева Татьяна Евгеньевна

Особенности овладения грамматическим строем речи у детей с нарушением интеллекта

Автор: Васильева Татьяна Евгеньевна

ГБОУ "Школа № 1368", г. Москва

 

Аннотация: У детей с нарушением интеллекта наблюдается аномальное формирование всей языковой системы речи. Недостаточно сформированными оказываются лексическая, грамматическая, фонетическая и морфологическая сторона речи.

Ключевые слова: Грамматический строй речи, дети с нарушением интеллекта, предлоги, аграмматизмы, словообразование.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 

Грубые недостатки речи умственно отсталых детей привлекали к себе внимание исследователей на самых ранних этапах становления дефектологии и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития. И в настоящее время общая характеристика умственной отсталости ребенка всегда включает указания на его низкие вербальные возможности.

Не имея ни отклонений в строении речевых органов, ни повреждений слуха, эти дети овладевают речью замедленно. Они значительно позднее, чем это бывает в норме, начинают понимать обращенную к ним речь. Становление речи ребенка с интеллектуальной недостаточностью осуществляется с большим запозданием и аномально. Он позднее и менее выражено вступает в эмоциональный контакт с матерью. В возрасте около года у него можно наблюдать патологическую реакцию на речь взрослого. Она проявляется в том, что звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью. Также слабо проявляется стремление к подражанию речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи. Звучащая речь долгое время слабо интересует детей, с нарушением интеллекта.

Речь умственно отсталых развивается не только позднее, чем у нормальных детей, но и со значительными отклонениями. Имеет место не просто более позднее, но аномальное речевое развитие.

Первые малочисленные слова, неточно произносимые, появляются у детей с нарушением интеллекта в 2—3 года или даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные — названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполняемые действия. Некоторые дети даже в 5 лет пользуются лепетными словами или произносят лишь первый слог нужного слова.

Недоразвитие речи может быть обусловлено в первую очередь медленно формирующимися и нестойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора. Из-за этого ребенок долго не дифференцирует звуков речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Он не глух, он слышит даже тихий шорох или изолированный звук, произносимый родителями, но звуки обращенной к нему связной разговорной речи не воспринимаются. Такой ребенок выделяет и различает лишь немногие слова. Процесс выделения этих воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно иным, более медленным темпом, чем в норме. Это и есть первая, основная причина запоздалого и неполноценного развития речи.

Как показали исследования многих авторов: В.Г. Петрова, М.Ф. Гнездилов, М.Ф. Феофанов, А.П. Федченко, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаева у умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

У детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

У ребенка с интеллектуальной недостаточностью выявляются искажения в употреблении падежей. Наибольшее количество ошибок встречается в употреблении творительного падежа (кем? чем?) и всех предложно-падежных конструкций. Наиболее сформированными оказываются формы именительного, винительного и родительного падежей имени существительного. Итак, рассмотрим наиболее значительные ошибки в речи школьников специального коррекционного учреждения. Творительный падеж часто заменяется именительным (мальчик копает лопата, папа работает метла), родительным (под ступа, под дивана, над мама), формой предложного падежа (лампа висит на диване). Предложный падеж заменяется винительным (мальчик катается на санки). Нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляются в искажении окончаний, замене и пропуске предлогов.

Неправильное употребление падежей с предлогами наблюдается у умственно отсталых детей гораздо чаще, чем неправильное понимание тех же конструкций с предлогами. В импрессивной речи наблюдаются смешения предлогов: за, перед, около, на и над, под и в. В экспрессивной речи отмечается опускание предлогов в, из, отсутствие предлогов над, около, перед, за, между, через, из-за, из-под».

Также выявляются нарушения в словосочетании наречия «много» и существительного, неверное согласование существительного и прилагательного, существительного и числительного.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью неправильно употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных, например «много курицы», «много девочки», «много цыплятах». Встречаются случаи смешивания окончаний родительного падежа множественного числа различных склонений «много рыбков», «много руков». Допускаются ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже, особенно прилагательного с существительным в среднем роде (красная платье).

Характерными ошибками, данной группы детей, являются замены полной формы прилагательного краткой формой (красны цветок). В косвенных падежах отмечаются замены прилагательного именительным падежом (на столике маленький).

В самостоятельной речи крайне редко употребляется средний род глаголов прошедшего времени и средний род существительных.

Часто допускаются ошибки в употреблении словосочета­ний, включающих количественные числительные (пять стула). 

Функция словообразования у умственно отсталых детей является менее сформированной, чем словоизменение. Несформированность словообразования проявляется в трудности образования прилагательных от формы существительного (камень — каменный), уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками (влил — вылил — налил). В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов при этом очень незначительно (-ик, -очек, -чик, -онок, -енок, -от, -як, -к)».

Для школьников младших классов специального коррекционного учреждения VIII вида характерным является употребление в речи простых нераспространенных предложений, также употребляются простые распространенные предложения, включающие чаще всего прямое дополнение (девочка рвет цветы), иногда обстоятельства места (дети идут в школу).

В опосредованной речи детей частыми являются фрагментарные предложения с пропуском сказуемого, либо подлежащего, либо и подлежащего и сказуемого. Например, рассказ по картинке: «Мальчик рыбу ловит. Бросил. Побежал. На лодке катаются».

У умственно отсталых детей чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении, недостаточно сформирована система грамматических значений. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи особенно резко проявляется в связной речи.

 

Список литературы:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. 

3. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.

4. Петрова В.Г., Беляева И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., - 1998.

5. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1 – 4 классы). – М., 1980. 

 

. . . . .