Роль педагога в развитии детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
Роль педагога в развитии детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
Автор: Бакастова Ольга Сергеевна
БУСОВО ЧЦПД «Наши дети», г. Череповец, Вологодская область
Положение о ведущей, определяющей роли педагога в процессе обучения и воспитания является общепризнанным во всех педагогических науках. В работе с детьми с ОВЗ в развитии значение педагогического руководства возрастает. Научные исследования по специальному образованию показали, что успех учебно – воспитательной коррекционно-направленной работы зависит от подготовки педагога и педагогического таланта.
Педагог воспитывает не только с помощью различных воспитательных методов, приёмов и средств, но и своими поступками, отношением к окружающей действительности. Позитивная эмоциональная установка, проявляющая в доброте, сердечности и доброжелательности пробуждает в ребёнке доверие, желание работать, в веру в собственные силы.
Воспитатель, работающий с ребёнком, имеющим нарушения в развитии должен в любой момент быть его терапевтом.
Для успешной работы с особыми детьми решающее значение имеет педагогический талант. Вмещающий себя:
- осознание собственной системы ценностей, способствовать «упорядочить» её и понять связь, существующую между ценностями и собственным стилем работы, направлением принятых воздействий и допустимых приёмов;
- способность понять экзистенциальную перспективу ребёнка и согласовать его видение мира с нашим;
- умение разработать личную методологию, позволяющую интерпретировать смысл поведения ребёнка и умение проверять гипотезу с помощью специальной литературы;
- терпимость к неуверенности;
- способность замечать собственные ошибки и относиться к ним как к возможности что то узнать о себе самом;
- любопытство и способность задавать себе правильные вопросы в случае появления сложностей в работе;
- способность подружиться с воспитанниками при совместном выполнении какого-либо дела;
- умение показать ребёнку как он для вас важен;
- решимость идти на конфронтацию, а так же в некоторых ситуациях умение последовательно и твёрдо говорить «нет»:
- умение подобрать уровень экспрессии своего поведения к актуальной потребности воспитанника о внешней стимуляции;
- обладать «чувством момент», знает можно ли настаивать, чтобы ребёнок выполнил какое-либо задание ил в этот день лучше отказаться от запланированных занятий: способен присоединиться к ребёнку и привлечь его к сотрудничеству.
В отечественной педагогике определены основные компоненты профессиональности педагога, он должен иметь следующие способности:
- академические художественные (в определённом виде искусств). Он должен уметь петь, рисовать, лепить, танцевать и т.д;
- креативные способности дают возможность педагогу при необходимости реконструировать предлагаемый детям материал, трудное сделать лёгким, сложное-простым, непонятное-понятным;
- перцептивные – способность наблюдать, проникать во внутренний мир ребёнка, сопереживать;
- речевые способности четко и честно выражать свои мысли, чувства, владеть художественно-речевой выразительностью;
- организаторские способности сплачивать, активизировать детский коллектив, правильно организовать собственную работу, планировать различные формы взаимодействия с детьми. Правильно распределять время;
- коммуникативные способности находить подходы к каждому ребёнку, устанавливать с ним контакт;
- прогностические способности, выражающие в умении предвидеть результаты своей работы, умение прогнозировать развитие адаптивных качеств личности.
Важным для педагога является необходимость постоянного совершенствования, изучения современных методов реабилитации и диагностики, отслеживание книжных новинок, публикации в специальных периодических изданиях, использование материалов из интернета и т.д.