Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль педагога в развитии детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

Дата публикации: 2020-01-05 12:13:02
Статью разместил(а):
Бакастова Ольга Сергеевна

Роль педагога в развитии детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

Автор: Бакастова Ольга Сергеевна

БУСОВО ЧЦПД «Наши дети», г. Череповец, Вологодская область

 

Положение о ведущей, определяющей роли педагога в процессе обучения и воспитания является общепризнанным во всех педагогических науках. В работе с детьми с ОВЗ в развитии значение педагогического руководства возрастает. Научные исследования по специальному образованию показали, что успех учебно – воспитательной коррекционно-направленной работы зависит от подготовки педагога и педагогического таланта.

Педагог воспитывает не только с помощью различных воспитательных методов, приёмов и средств, но и своими поступками, отношением к окружающей действительности. Позитивная эмоциональная установка, проявляющая в доброте, сердечности и доброжелательности пробуждает в ребёнке доверие, желание работать, в веру в собственные силы.

Воспитатель, работающий с ребёнком, имеющим нарушения в развитии должен в любой момент быть его терапевтом.

Для успешной работы с особыми детьми решающее значение имеет педагогический талант. Вмещающий себя:

- осознание собственной системы ценностей, способствовать «упорядочить» её и понять связь, существующую между ценностями и собственным стилем работы, направлением принятых воздействий и допустимых приёмов;

- способность понять экзистенциальную перспективу ребёнка и согласовать его видение мира с нашим;

- умение разработать личную методологию, позволяющую интерпретировать смысл поведения ребёнка и умение проверять гипотезу с помощью специальной литературы;

- терпимость к неуверенности;

- способность замечать собственные ошибки и относиться к ним как к возможности что то узнать о себе самом;

- любопытство и способность задавать себе правильные вопросы в случае появления сложностей в работе;

- способность подружиться с воспитанниками при совместном выполнении какого-либо дела;

- умение показать ребёнку как он для вас важен;

- решимость идти на конфронтацию, а так же в некоторых ситуациях умение последовательно и твёрдо говорить «нет»:

- умение подобрать уровень экспрессии своего поведения к актуальной потребности воспитанника о внешней стимуляции;

- обладать «чувством момент», знает можно ли настаивать, чтобы ребёнок выполнил какое-либо задание ил в этот день лучше отказаться от запланированных занятий: способен присоединиться к ребёнку и привлечь его к сотрудничеству.

В отечественной педагогике определены основные компоненты профессиональности педагога, он должен иметь следующие способности:

- академические художественные (в определённом виде искусств). Он должен уметь петь, рисовать, лепить, танцевать и т.д;

- креативные способности дают возможность педагогу при необходимости реконструировать предлагаемый детям материал, трудное сделать лёгким, сложное-простым, непонятное-понятным;

- перцептивные – способность наблюдать, проникать во внутренний мир ребёнка, сопереживать;

- речевые способности четко и честно выражать свои мысли, чувства, владеть художественно-речевой выразительностью;

- организаторские способности сплачивать, активизировать детский коллектив, правильно организовать собственную работу, планировать различные формы взаимодействия с детьми. Правильно распределять время;

- коммуникативные способности находить подходы к каждому ребёнку, устанавливать с ним контакт;

- прогностические способности, выражающие в умении предвидеть результаты своей работы, умение прогнозировать развитие адаптивных качеств личности.

Важным для педагога является необходимость постоянного совершенствования, изучения современных методов реабилитации и диагностики, отслеживание книжных новинок, публикации в специальных периодических изданиях, использование материалов из интернета и т.д.

 

. . . . .