Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Уроки математики - один из путей успешной социализации детей с ОВЗ

Дата публикации: 2020-12-21 19:47:20
Статью разместил(а):
Максимова Светлана Родионовна

Уроки математики - один из путей успешной социализации детей с ОВЗ

Автор: Максимова Светлана Родионовна

 

Одной из главных задач  нашей школы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков ограничены. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Что же такое «путь социализации». Я думаю - это путь приобщения человека к обществу, становления его неотъемлемой частью.

Это означает, что школьник в процессе обучения математике должен научиться применять приобретенные математические знания в конкретных ситуациях, в практической повседневной жизни.            

Всем известно, что система математических знаний – основа многих личностных качеств: трудолюбия, организованности, умения преодолевать препятствия, делать правильный выбор, ответственности и т.д.      

И все-таки, нужно ли всем, без исключения, детям  знать и понимать математику?  

Математика — это единственный предмет, который профессионально направлен на развитие мозга путем решения задач.

Действительно, не так нужно всеобщее знание формул и правил. Они редко или никогда не применяются в жизни. Но всем без исключения нужно развитое мышление, которое формируют уроки математики. Нужно умение решать любые задачи без заранее заданных формул и правил  не только в математике, но и  в жизни.  Нужно умение быстро осваивать новые технологии и вырабатывать алгоритмы действий, какой бы профессией вы не владели. Нужно уметь самостоятельно осваивать новые объемы информации, анализировать, делать выводы не только логически, но и интуитивно. Всему этому целенаправленно учит математика!

Не скажу, что наша жизнь сплошь состоит из математики, но она буквально напичкана задачами разной сложности:  учиться в школе — задача, найти работу — задача, купить новые ботинки — простенькая, но тоже задача. А что надо уметь, чтобы принять правильное решение? Надо уметь выделить главное и пренебречь второстепенным, уметь выбрать подходящие средства для достижения цели, уметь разделить сложную задачу на несколько простых и уметь оценить полученный результат. Все эти бесценные в наше время умения и навыки психологи называют навыками математического мышления.

Задачи – это математика в реальной жизни. Понятие задача объясняется в словаре как то, что требует исполнения и разрешения; сложный вопрос, проблема, требующие исследования. То есть задача призывает провести исследование. Учащиеся должны  научиться проводить анализ, устанавливать связь между исходными и искомыми данными, осознанно выбирать действие для решения. Те, кто имеют проблемы с изучением и пониманием математики, как правило, демонстрируют следующие особенности коммуникации и мышления в процессе решения задачи:

1. Первое – это неумение или нежелание использовать внешние источники информации. Они, как правило, не читают условие, или читают формально, не вникая в смысл прочитанного. Точно также они не вникают в смысл заданного вопроса и отвечают не на него, а говорят что-то свое.

2. При анализе решения и в ответах на наводящие вопросы в речи таких учеников практически отсутствуют глаголы. Это странно, ибо обсуждается, как раз, алгоритм действий, то есть ищутся ответы на вопрос «что надо сделать?» Ученик может удивляться внешнему виду задачи, наличию в ней дробей, может пугаться ее сложности. Но настойчиво избегать поиска алгоритма решения.

3. Неумение опираться на изученные правила, формулы, законы.

4. Неумение действовать самостоятельно, нельзя научиться решать задачи, только наблюдая за тем, как это делают другие! Отсутствие умения решать задачи очень часто приводит к тому, что даже самые совершенные знания не находят применения, забываются и исчезают.

Что нужно для решения задач:

1. Нельзя решать задачу, пока не отработаны все нужные для её решения навыки. Мы не научим решать задачи с пропорцией ученика, который не понял всё о дробях и не умеет их умножать и делить.

2. Решение задачи — это активный познавательный процесс. И начинается оно с ознакомления с содержанием задачи и детального его анализа. Такой анализ позволяет представить сущность описанного в задаче явления или процесса, установить, что является существенным, а что второстепенным в рассматриваемой ситуации.

Поскольку задачи – кусочки жизни, то главный способ работы с ними – выделение из всего текста необходимого, главного. Собственно, смысл работы с задачей – представить её, увидеть, понять как процесс.

3. Обычно задачи расцениваются более как средство контроля. Напротив! Это средство развития. Решение разных задач – лучший способ закрепить навыки. Но сама методика решения – тоже навык. Разные типы задач имеют свою методику решения. И прежде, чем давать задачу на контроль, нужно обучить решению именно таких задач.

4. Задача – это логический процесс. Смысл – увидеть и понять логику задачи. Затем увидеть последовательность действий. Когда процесс решения понятен, задачу можно считать решённой.

В процессе решения текстовых задач реализуются образовательные, воспитательные и развивающие цели. Решение задач способствует формированию у детей полноценных знаний, определяемых программой. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач позволяет углубить и расширить представления детей о жизни, формирует у них практические умения (подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры). Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Содержание многих задач отражает труд детей и взрослых. Процесс решения задач оказывает положительное влияние на умственное развитие детей. Решение задач является наиболее характерной и специфической разновидностью свободного мышления. 

Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Увы! Тут приходится использовать математику ещё чаще. Во время учёбы в училище, на работе и дома нужно постоянно решать задачи, и не только математические. Какова вероятность успешной сдачи экзамена по математике? Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько можно получить, занимаясь математикой и решением математических задач? Каким должен быть объём вашего дома и сколько для этого нужно приобрести кирпича? И тут на помощь придёт математика. Она следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее. 

Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт. 

 

. . . . .